Как оформить лицензию на такси, разрешение на работу в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить лицензию на такси, разрешение на работу в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Разрешение или лицензия
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.
Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.
А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.
Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.
Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.
Работа в такси без лицензии или разрешения
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.

Когда лицензия (разрешение) аннулируется?
Теперь, когда мы знаем, как сделать лицензию (разрешение) на такси, и можно узнать, как её лишиться. Документ будет аннулирован, если нарушены требования к автомобилю или организации, однако это происходит не моментально.
Сначала инспектор ГИБДД выдаст компании предписание, а если требование не будет выполнено в течение 30 дней, действие разрешения сначала приостановят на месяц, а затем могут и вовсе аннулировать.
Решение об аннулировании разрешения принимает суд по причинам:
- Если таксопарк или ИП повторно нарушил требования к ТС или к водителю;
- Если по вине таксиста произошло ДТП с тяжёлыми последствиями.
Можно ли работать на такси без лицензии?
1. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее — разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Обратите внимание, на следующие детали:
- Такси обязательно должно иметь разрешение.
- Разрешение выдается только юридическим лицам и ИП.
- Разрешение выдается не менее, чем на 5 лет.

Как выглядит разрешение на такси
Единой формы разрешения на такси не существует, каждый регион утверждает бланк лицензии самостоятельно. Однако существует перечень обязательных сведений, которые должны быть в разрешении:
- наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение;
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения;
- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность;
- марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;
- срок действия разрешения;
- номер разрешения;
- дата выдачи разрешения.
Требования, предъявляемые к водителю и автомобилю
Федеральное законодательство регламентирует условия и порядок получения лицензии на машину для работы в такси, но к самому транспортному средству особых ограничений не предусматривает. То есть, не имеет значения марка автомобиля, тип силового агрегата и кузова, объем двигателя, вид трансмиссии и пр. Обязательным является:
- наличие оранжевого фонаря на крыше;
- нанесение на боковые поверхности кузова такси шахматки контрастного цвета;
- установка таксометра.
Дополнительные требования к машине вправе устанавливать местные власти. Это может касаться цветового оформления авто. Например, в Москве лицензию выдают владельцам автомобилей желтого цвета, а в Подмосковье – белого. В большинстве российских городов окрас такси не имеет значения.
Каждые полгода в обязательном порядке проводится технический осмотр автомобиля, а перед началом рабочей смены проверяется исправность ТС. Осмотром может заниматься механик компании-перевозчика или ИП самостоятельно.
К водителю такси предъявляются следующие требования:
- наличие не менее 5 лет водительского стажа;
- отличное состояние здоровья, прежде всего, зрения;
- высокая скорость реакции.
Водитель должен быть корректным и сдержанным по отношению к пассажирам. Перед началом рабочей смены и по ее окончании он должен проходить медосмотр, а каждые два года – медкомиссию.
Если требования к автомобилю и водителю не выполняются, то разрешение на такси может быть отозвано. Этого следует ожидать и при совершении ДТП.
Дата и время прохождения медицинского и технического осмотра перед сменой фиксируются в путевом листе. Этот документ является обязательным для такси. Его отсутствие наказывается штрафом в размере 500 рублей, но только для наемного сотрудника. Если же водитель является индивидуальным предпринимателем, то должен будет заплатить 30 000 рублей. Такая же сумма вносится и за отсутствие какой-либо отметки в путевом листе, например, штампа о прохождении предрейсового медосмотра. В том случае, когда нет еще и отметки о техосмотре, размер штрафа увеличивается вдвое и достигает 60 000 рублей.
Наличие путевого листа обязательно для всех водителей такси, вне зависимости от того является ли он ИП или трудоустроен по договору. Документ выдается на 1 сутки, но может быть действительным и на протяжении одного месяца, при условии ежедневного внесения отметок о мед- и техосмотрах. Организация вправе использовать бланк, форма которого утверждена Госкомстатом РФ, или же собственный, но соответствующий всем требованиям Минтранса России. В нем должны отражаться следующие данные:
- название документа, его порядковый номер, период действия;
- информация о владельце транспортного средства (название организации, правовая форма, контактные данные);
- сведения о водителе (ФИО, отметки о прохождении медицинского осмотра);
- сведения об автомобиле (модель, регистрационный номер, время выезда на маршрут и возвращения, данные о пробеге, расходе топлива и т. п.);
- информация о маршруте.
Путевой лист – это, прежде всего, отчетный документ, необходимый для ведения бухучета в транспортных организациях. По данным, указанным в нем, происходит списание ГСМ, начисление налогов и зарплаты сотрудникам. Если таксист работает в транспортной компании, то путевые листы оформляет именно она. В том случае, когда водитель является ИП, он может купить бланки или скачать их в интернете и распечатать.
Где сделать срочное разрешение в Подмосковье
«МосГорТакси» — официальный сайт такси. Мы предоставляем водителям широкий спектр услуг в сфере таксомоторных перевозок. Наши сотрудники бесплатно помогут вам подготовить пакет необходимых документов и срочно получить подмосковную лицензию в случаях, когда требуется оперативное решение данного вопроса.
Мы самостоятельно подадим заявку, оформим и получим разрешение, а на руки вы получите готовый документ. Это будет гораздо быстрее, чем получать документы самостоятельно.
Всё, что от вас необходимо – подключение к нашему таксопарку. Вам не нужно проходить регистрацию на сайте. Просто оставьте заявку на бесплатное оформление лицензии, и мы свяжемся с вами в ближайшее время, чтобы уточнить детали.
Осуществляем помощь в получении официальных документов юридическим и физическим лицам.
Реестр лицензий — это система учета зарегистрированных разрешений на такси, с помощью которой любой интересующийся человек может проверить легальность работы того или иного перевозчика, а также пожаловаться в организацию на таксиста, который нарушил правила перевозки пассажира или багажа.
Существует множество различных сайтов, на которых можно посмотреть такую информацию. Необходимо лишь ввести один или несколько известных параметров.
К таким параметрам относятся:
- номер транспортного средства;
- номер лицензии;
- название юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя.
Цена на лицензию в столице и области
Цена лицензирования не фиксирована. Ее стоимость устанавливается местной администрацией. Кроме цены за лицензию, получатель должен будет внести госпошлину.
Стоимость лицензионного документа на извоз без открытия ИП:
- получение разрешительного документа составляет 3-5 тысяч рублей, по времени занимает от 7 до 21 дня;
- срочное получение желтых номеров составляет 10-14 тысяч рублей, оформляется в течение трех дней.
Доп.затраты на покраску авто и установку оборудования:
- установка таксометра – до десяти тысяч рублей;
- шашка с надписью такси и оформление разметки в виде шашек с боковых частей авто – до пяти тысяч рублей;
- окраска или оклейка ТС – 10-15 тысяч рублей;
- покупка рации или устройства с поддержкой интернет-соединения – 5 -15 тысяч рублей;
- для индивидуального предпринимателя бланки и квитанции, кассовый аппарат – 2-3 тысячи рублей;
- без оформления индивидуального предпринимательства – кассовый аппарат.
Как получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа
Напомним, что получить разрешение на такси может только зарегистрированный индивидуальный предприниматель или организация. Обращаться за разрешением надо в уполномоченный государственный орган (это может быть Министерство транспорта по региону или Департамент дорожного хозяйства и транспорта).
Разрешение на такси действует только на территории того региона, где оно выдано, кроме ситуаций, когда пункт назначения по заказу пассажира находится за пределами этого субъекта РФ.
Заявление и другие необходимые документы можно подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг, поэтому надо заранее получить пароль для доступа к сайту госуслуг.
Разрешение на деятельность такси выдаётся сроком на пять лет, в отличие от лицензии на пассажирские перевозки, которая бессрочна. Что касается платы за выдачу, то это зависит от региона. В Москве разрешения выдают бесплатно, в Питере за символическую плату в 320 рублей.
К транспорту закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ особых требований не предъявляет, достаточно, чтобы автомобиль имел на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветографическую схему (шахматку); таксометр. Что касается цвета самого автомобиля, то это также зависит от региона. Например, в Москве действует еще и специальный городской закон о такси, который обязывает иметь кузов только желтого цвета.
Заявитель (ИП или ООО), желающий получить разрешение на перевозку, должен обеспечивать техническое обслуживание и ремонт своих машин, контролировать их состояние перед выездом на линию, а также прохождение водителями медосмотра перед рейсом. Водителем такси может быть только лицо, имеющее общий стаж вождения не менее трёх лет.
В пакет документов, кроме самого заявления, входят:
- копия паспорта заявителя (предпринимателя или директора ООО) или его представителя;
- копии свидетельств о регистрации автомобилей, которые будут использоваться для перевозки пассажиров;
- копия договора лизинга или аренды, если транспорт не находится в собственности заявителя.
Ответы на другие вопросы по получению разрешения на такси можно получить на самих региональных сайтах уполномоченных госорганов. Вот здесь, например, есть вся необходимая информация по г. Москве.
Получение лицензии – долгое и проблематичное занятие. Рядовой гражданин не сможет пройти лицензирование, потому что для разрешения требуется коммерческий статус. Придется заранее регистрировать организацию или ИП, что выйдет в круглую сумму.
Решение проблемы – взять готовый автомобиль в аренду. Наш таксопарк имеет легальную лицензию на все автомобили. Модели соответствуют параметрам, который утверждены законодательством. Гарантируется доступность и простота условий соглашения.
Нет смысла получать лицензию и тратить крупные суммы, когда можно приступить к делу с помощью проверенной лицензированной компании. Разницы нет: мы обеспечиваем автомобилем, водитель самостоятельно осуществляет деятельность и зарабатывает на жизнь.
Организация бизнеса и перечень налогов на пассажирские перевозки
Есть несколько вариантов налогообложения, из которых для такси подбирается наиболее удобный для соискателя. Сразу стоит отбросить вариант налогообложения на общих основаниях, так как ставка в данном случае непомерно высока. Проблемы при использовании ОСНО возникают и при исчислении НДС.
Читать также:
Рефинансирование кредита в Сбербанке: преимущества и особенности программы
ЕНВДП тоже не подходит, ведь в этом случае придется выбирать один из видов деятельности по классификатору, а код «Деятельность такси» доступен к использованию не во всех регионах. У тех работников такси, которые выбирают ставку налогообложения, возникает вопрос с отчетностью: она обязана подаваться ежеквартально, а бухгалтерского опыта у водителя нет.
Упрощенная система налогообложения (УСН) – самый приемлемый вариант, если речь идет о создании ИП для работы такси. По количеству подаваемой обязательной налоговой отчетности и по величине ставки налога этот вид предпочтительней всего.
Нормативно-правовая база
Деятельность самозанятых граждан регулирует закон №422-ФЗ. Этот нормативный акт «обкатывается» пока в четырех регионах РФ и позволяет представителям микробизнеса не открывать ИП или ООО, но регистрироваться в качестве налогоплательщиков, платить налоги и пользоваться социальными услугами от государства.
Деятельность по перевозке людей регулируется Федеральным законом № 69-ФЗ (в 2020 году ожидается внесение в него существенных изменений). Этот закон в быту носит название «Закона о такси», хотя по сути он таковым не является. Этот правовой акт вносит поправки в другие законы и акты, но эти поправки коренным образом изменяют существовавшую ранее сферу деятельности таксомоторных предприятий.
Статья 9 является по сути отдельным законом, регулирующим правила организации перевозок пассажиров легковым транспортом. В этой статье регламентируется:
- необходимость и порядок получения разрешений на такси;
- требования к автомобилям, перевозящим людей;
- контроль над организацией таксомоторных перевозок со стороны госорганов.
Важно! Эти два упомянутых Федеральных закона определяют, может ли таксист быть самозанятым.
Есть два способа получить лицензирование:
- оформить лицензию на стороннюю компанию в отрасли пассажирских перевозок;
- стать наёмным работником службы такси.
Независимо от организационно-правовой формы заявителя и/или его работодателя можно запросить документ через портал «Госуслуг» или посредством личной явки в Управление транспорта. Чтобы получить разрешение, нужно соответствовать требованиям для лицензии на такси без ИП. В их числе:
- иметь авто желтого цвета, или перекрасить кузов, или воспользоваться услугой оклейки автомобиля под такси;
- иметь водительский стаж не менее трех лет (желательно без нареканий со стороны ГИБДД);
- для водителя обязательно российское гражданство и наличие прав нужной категории;
- машина должна быть оснащена таксометром, люминесцентными полосами и оранжевыми фонарями.
Требования к соискателю
Как получить лицензию на такси? Как видно из сказанного, она выдаётся только юридическим лицам, поэтому его наличие — первое обязательное требование к соискателю. Для получения лицензии на такси индивидуальный предприниматель (или же организация) должен иметь в собственности (или на условиях лизинга) минимум одну автотранспортную единицу, которая и будет использоваться для перевозок пассажиров.
Кроме того, организация или ИП должны:
- располагать помещением, в котором может производиться техническое обслуживание и, при необходимости, ремонт автомобилей (или просто договором с какой-либо автомастерской, которая оказывает услуги такого рода);
- обладать возможностью проверки технического состояния машин перед их выездом на линию (для ИП с одним автомобилем это формальность — понятно, что сам он и будет заниматься этой проверкой, а для крупных организаций данное требование подразумевает наличие специалистов);
- иметь возможность осуществлять медицинский осмотр водителя или водителей такси (опять же, это означает либо наличие в штате медработника, либо наличие договора с частной клиникой или другой медицинской организацией).
Автомобиль (или автомобили) соискателя должны в полной мере удовлетворять тем требованиям, которые обозначены в том же Федеральном законе №69.
К ним относятся:
- прохождение регулярного технического осмотра (каждые полгода);
- наличие цветографической схемы на боковых поверхностях кузова автомобиля: квадраты контрастных цветов, расположенные в шахматном порядке;
- наличие опознавательного фонаря оранжевого цвета, который обязательно должен быть закреплён на крыше машины;
- наличие таксометра (в Москве, помимо таксометра, автомобили следует дополнительно оборудовать датчиком ГЛОНАСС);
- единообразное цветовое оформление. Впрочем, этот пункт целиком зависит от требований регионального законодательства — если он не предусмотрен законом конкретного субъекта РФ, то для исполнения не обязателен. Например, с 1 июля 2013 года в столице разрешения на такси выдаются исключительно автомобилям жёлтого цвета.
К водителям такси закон предъявляет требования относительно стажа. Каждый из представителей этой профессии должен иметь за плечами как минимум 3 года водительского стажа (подтверждённого документально) или общий, суммарный стаж вождения автотранспорта более 5 лет.