Какая норма отдыха у водителя с 2021 года и как она контролируется

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая норма отдыха у водителя с 2021 года и как она контролируется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Между сменами и рейсами в обязательном порядке устанавливается 8-12 часовой перерыв, в который водитель должен бездействовать и не заниматься непосредственной трудовой деятельности. Такой режим устанавливается в отношении всех категорий служащих на грузовых автомобилях. Информация о режиме сна и бездействии также передается посредством тахографа в головное управление компании.

На что обратить внимание

1. Когда и на сколько можно установить суммированный учёт рабочего времени

Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может быть выше 40 часов в неделю.

Работодатель вправе установить суммированные учёт рабочего времени продолжительностью в один месяц в случаях, когда по условиям работы установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена.

По согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (а при её отсутствии — с иным представительным органом работников) продолжительность учётного периода можно увеличить до трёх месяцев.

При введении суммированного учёта рабочего времени работодатель должен учитывать мнение представительных органов работников.

Если водитель является индивидуальным предпринимателем и самостоятельно управляет автомобилем, продолжительность рабочего времени не должна быть выше нормального числа рабочих часов за учётный период один месяц.

2. Как разделить рабочий день (смену) на части

С согласия водителей работодатель может разделить рабочий день (смену) на части. В таком случае нужно издать соответствующий локальный нормативный акт. Документ принимается с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерывы между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позднее чем через пять часов после начала работы.

Если рабочий день (смена) разделён на части, суммарное время перерывов между его частями не может превышать:

  • трёх часов — для водителей пассажирского транспорта городского и пригородного сообщения;
  • пяти часов — для остальных водителей.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, где водители могут использовать время отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

Водители — ИП, самостоятельно управляющие автомобилями, могут сами разделить рабочий день (смену) на части, а также самостоятельно определить время и продолжительность перерывов для отдыха и питания, но в пределах значений, установленных п.17 Приказа № 424, т.е. не менее 30 минут и не более двух часов.

3. В каких случаях для водителей-вахтовиков можно сократить еженедельный отдых

По общему правилу, еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Если водитель работает вахтовым методом в районе Крайнего Севера и (или) приравненной к КС местности и эксплуатирует автомобиль вне границ населённых пунктов, еженедельный отдых допустимо сократить до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю, но при условии компенсации такого сокращения между вахтами в течение учётного периода.

4. На кого не распространяются нормы Приказ № 424

Требования Приказа № 424 не распространяются на:

  • водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • водителей, занятых на международных перевозках;
  • водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении ЧС;
  • водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
  • водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Новые правила расчета времени ежедневного и еженедельного отдыха

26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:

не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха;

не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством.

26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:

не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента завершения предшествующего отдыха (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода между двумя последовательными периодами еженедельного отдыха;

не менее 45 часов, которые начинаются не позднее чем по окончании периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством. Любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным.

Читайте также:  Готовитесь к отпуску? Выясним, можно ли вернуть купальник обратно в магазин

В данном пункте сразу же несколько важных нововведений, рассмотрим их по порядку:

1. Любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным. Это означает, что если у водителя в середине недели выдалось несколько дней (45 часов подряд), когда ему не требуется выезжать на автобусе или грузовике, то он может использовать эти дни как еженедельный отдых. А после отдыха отсчет недельных нормативов начнется заново.

2. Ежедневный отдых может быть уменьшен с 11 до 9 часов три раза в течение «рабочей недели» между двумя еженедельными периодами отдыха, а не в течение шести последовательных суток.

А это означает, что на практике теперь возможна такая ситуация. Водитель хочет работать каждый день по максимуму, то есть он управляет автомобилем 9 часов (с перерывом 45 минут), затем делает короткий ежедневный перерыв (9 часов вместо 11), затем вновь управляет автомобилем. Эту последовательность он выполняет 3 раза подряд, после чего «объявляет себе» еженедельный отдых. А после завершения этого отдыха последовательность с максимальным использованием времени можно вновь повторить.

Например, график управления грузовиком или автобусом может выглядеть так:

День 1
(поне-
дельник)
День 2
(вторник)
День 3
(вторник,
среда)
День 4
(среда,
четверг)
Дни 5-6
(четверг —
пятница)
Управление автомобилем 8:00 — 12:30 2:45 — 7:15 21:30 — 2:00 16:15 — 20:45
Перерыв 12:30 — 13:15 7:15 — 8:00 12:00 — 2:45 20:45 — 21:30
Управление автомобилем 13:15 — 17:45 8:00 — 12:30 2:45 — 7:15 21:30 — 2:00
Ежедневный отдых 17:45 — 2:45 12:30 — 21:30 7:15 — 16:15
Еженедельный отдых 2:00 — 23:00

Виды карт, используемых с тахографом

Личная карта водителя – это своеобразный ключ к устройству мониторинга и фиксации данных о скоростном режиме и РТО. Различают 2 типа водительских карт: работающие с тахографами СКЗИ (их ставят на авто, выполняющие внутренние коммерческие рейсы) и карты ЕСТР, совместимые с приборами европейского образца, которыми оборудуются машины для поездок заграницу. Независимо от типа карточки, внутри неё стоит электронный чип, на котором дублируется информация, фиксируемая самописцем, а также хранятся персональные данные водителя.

Кроме водительских карт существует еще несколько разновидностей карточек, используемых с тахографом:

  • для контролёров – нужны при проверках;
  • карты сервис. центров. Они позволяют на законных основаниях вмешиваться в работу прибора – выполнять ремонт, калибровку и т.д.;
  • карты предприятия – открывают доступ к данным, хранящимся в памяти тахографа, их анализа и дешифровки.

Правила составления графика режима труда и отдыха по тахографу

Составление графиков ведется по различным схемам с ориентацией на способ учёта рабочего времени (суммированный или ежедневный).

Ежедневный план выбирается тогда, когда график стандартный – за неделю водитель должен отработать 40 часов, утвержденные законодательством. Здесь при 5-дневном графике на рабочий день отводится 8 часов работы, а при 6-дневном – 7. При этом в рабочие часы входит все время, которое сотрудник был занят делами предприятия, а не только то, которое он провел за управлением транспортным средством.

С суммированной схемой дело обстоит немного сложнее – делать расчёт приходится не на день, а на месяц, а иногда и на полгода. Предельно допустимая длительность рабочего дня шофера в данном случае не должна превышать 9 часов (2 раза в неделю на 1 час больше). При дальних поездках и для водителей пассажирских автобусов (также для шоферов инкассаторского, медицинского и коммунального транспорта) максимальное количество рабочих часов в день увеличивается до 12.

В общей сложности водитель должен находиться за рулём максимум 56 часов в неделю и максимум 90 часов за 2 недели.

Как тахограф ведет учет рабочего/свободного времени?

Основной прибор, который используется водителем для фиксации режима труда и отдыха— это тахограф. Он представляет собой бортовой самописец, который подключается к системам автомобиля и в автоматическом режиме фиксирует запуск двигателя, перемещение и другие параметры. Для коммерческих рейсов внутри РФ используются тахографы с блоком СКЗИ, для международных рейсов — приборы, работающие по стандартам ЕСТР.

Фиксация труда/отдыха по тахографу осуществляется прибором автоматически:

  • Перед началом работы водитель устанавливает в гнездо самописца индивидуальную карту с уникальным цифровым ключом.
  • После активации карты введением PIN-кода цифровой ключ распознается прибором — так происходит идентификация водителя.
  • Если в экипаж ТС входит два человека, второй водитель также идентифицирует себя с помощью тахокарты.
  • Когда карта будет принята тахографом, нужно выбрать вид деятельности до включения прибора. Если смена только началась, то выбирается «Отдых», если до этого водитель выполнял другие работы — «Работа».
  • Дальнейшие действия зависят от модели тахографа, но большая часть приборов фиксирует изменения режимов автоматически. Так, ври включении двигателя будет активным режим «Работа», и сменить его не получится.
  • То же касается режима «Вождение» — он активируется, как только машина сдвинется с места. А вот «Отдых» на некоторых моделях нужно вводить вручную — не все приборы при отключении двигателя фиксируют именно этот режим.

Перерывы между длительными сменами в режиме труда

Обеспечить восстановление водителя после управления ТС призваны не только перерывы в ходе самой смены. Важно соблюдать также продолжительность периодов отдыха между длительными интервалами вождения.

При ежедневном учете рабочего времени минимальная продолжительность такого периода должна быть в 2 раза больше продолжительности самой смены. В это время включается также время обеда. При стандартном 8-чаосвом рабочем режиме это дает возможность начинать смену каждый день в одно и то же время, не нарушая требования законодательства.

Читайте также:  Как изменятся страховые взносы и пособия по договорам ГПХ с 2023 года

Для суммированного учета рабочего времени действуют другие правила:

  • 12 часов — минимальная стандартная продолжительность перерыва между рабочими сменами.
  • 9 часов — минимум для регулярных городских/пригородных маршрутов. Сокращение перерыва до 9 часов возможно только тогда, если после второй смены продолжительность отдыха составит не менее 2 суток.
  • 11 часов (не чаще 3 раз в неделю до деваете часов) на междугородных маршрутах. При сокращении периодов междусменного отдыха на следующей неделе водителю обязательно предоставляется перерыв для потерянного времени.
  • Возможно деление времени междусменного отдыха на части (минимальная продолжительность одной из частей — 8 часов).

В течение недели водителю также предоставляется непрерывный отдых, составляющий минимум 42 часа + время на междусменный отдых. Количество выходных не должно быть меньше, чем число недель в месяце, потому в течение недели сотрудник должен получать минимум один выходной день.

Как и перерывы в ходе самого рейса, длительные интервалы, в течение которых водитель отдыхая, тоже фиксируются тахографом.

Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха

В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:

  1. Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
  2. Автобусы, принадлежащие физлицам.
  3. Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
  4. Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.

В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.

Приказ регламентирует, что минимальное время для приема пищи, перерыва не может быть меньше получаса и больше 120 минут.

Каждодневный отдых, включающий периоды на перерывы в течение смены, дня представляют собой: двойную продолжительность времени отработанного периода, который предшествует отдыху. То есть при суммированном учете рабочего времени водителя ежедневное время не за рулем должно составить не меньше 11 часов. Законодатель разрешает его сократить до 9 ч, но не чаще 3 раз за период между сменами.

Допустимо разделение ежедневного отдыха на 2 или больше частей:

  • Первая — до 3 ч;
  • Вторая — максиму 9 ч.

Режим труда и отдыха водителей по тахографу

Ежедневно водителю разрешается находиться за рулем до 9 часов, это срок может увеличиваться до 10 часов 2 раза в рабочую неделю (00.00 понедельника — 23.59 воскресенья). Максимально допустимое время вождения – 4,5 часа. Это значит, что водитель по прошествии этого времени должен остановиться на отдых не менее чем на 45 минут. Отдых можно разделить на 2 этапа, так же как и рабочее время, например, 2,5 часа в пути, затем отдых 15 минут, ещё 2 часа в пути, отдых 30 мин и 4,5 часа в пути – итого 9 часов в пути и 15+30+30=75 минут отдыха. Рабочий день завершается ежедневным отдыхом. Для ежедневного отдыха водитель должен быть обеспечен спальным местом или кушеткой для сна.

В соответствии с памяткой режима труда и отдыха водителя международника, рабочая неделя должна ограничиваться 56-ю часами, при этом, за две последовательные недели водитель должен отработать не более 90 часов.

Основные положения Приказа (пункты 1-5)

Основные положения документа указывают на роли участников автотранспортной отрасли и зоны их ответственности.

Во-первых, это водители-участники грузовых и пассажирских перевозок на территории России: утверждённый Приказ устанавливает нормативы режимов труда и отдыха водителей транспортных средств, принадлежащих компаниям (ведомствам, частным предпринимателям) любых организационных форм (и трудоустроенных по договору). Закон не регулирует время работы и отдыха водителей, обслуживающих международные маршруты, а также сотрудников вахтового метода.

И, во-вторых, сами компании-владельцы действующего автопарка. Именно на последних и накладывается основная ответственность за соблюдение/несоблюдение режимов труда и отдыха водителей при использовании тахографа. А именно:

  • Организацию режимов труда и отдыха водителей осуществляет сам работодатель, но совместно с представительным органом водителей (выборный уполномоченный от сотрудников организации, глава профсоюзов, кооперативов, советов рабочих, любых других форм коллективного самоуправления, представляющий интересы рабочих на предприятии), либо по согласованию с этим представителем, в случаях действия коллективных соглашений и договоров;
  • работодатель ОБЯЗАН следовать всем пунктам данного «Положения» при формировании индивидуальных графиков работы (смен) водителей. Общие расписания автобусов и автомобилей предприятия, должны также разрабатываться с учётом и на основании «Положения»;
  • графики смен водителей на линии формируются работодателем ежемесячно; водитель должен быть ознакомлен с ними заранее, как минимум за месяц до исполнения;
  • график работы устанавливает время начала смены, её окончания и продолжительности, время отдыха и перерывов на питание в течение рабочего дня, время отдыха после смены (междусменного отдыха) и по окончании рабочей недели (еженедельного отдыха);
  • все графики утверждаются только по соглашению представительного органа сотрудников.

Перерыв между частями одной смены

Далее, согласно пункту №13, для водителей, осуществляющих городские, пригородные, либо междугородные автобусные перевозки, раб. день может быть поделён на две смены, при условии их согласия, подкреплённого согласием представителя сотрудников предприятия, и на основе соответствующего нормативного акта. Перерыв полагается, в данном случае, по истечении 4-го часа управления (и не позднее). Продолжительность перерыва – до 2-х часов.

При введении перерыва сохраняется 8-ми часовой рабочий день (или семичасовой при шестидневной раб. неделе). 10-часовой раб. день устанавливается для суммированного учёта; и 12 часов при исключениях, перечисленных выше (пункты 10-12 «Положения»).

Читайте также:  Группы инвалидности и размер пенсий по ним в 2023 году

Перерыв происходит непосредственно на месте дислокации или в месте, специально отведённом для простоя автобусов с соответствующим оборудованием для отдыха. Перерыв разделяет две части рабочей смены – его время не засчитывается сотруднику как рабочее (не оплачивается).

Время отдыха водителей

Период рабочей смены

Условие

Норматив

Ежедневный перерыв для отдыха и питания

обычный график

середина рабочей смены

до 2-х часов

смена продолжительностью более 8 часов

допускается два перерыва

общая продолжительность перерыва – от 30 минут до 2-х часов

Ежедневный междусменный отдых

подсчёт производится суммировано со временем на отдых и питание во время одной смены

не менее двойной продолжительности одной рабочей смены (предшествующей отдыху)

суммированный учёт времени работы водителей

не меньше 12 часов

суммированный учёт + междугородные маршруты

не меньше продолжительности прошедшей рабочей смены

суммированный учёт + междугородный маршрут + наличие второго водителя

не меньше половины продолжительности прошедшей рабочей смены (дополнительно увеличивается время отдыха по возвращении с междугороднего рейса)

Еженедельный отдых

обязательное условие – еженедельный отдых предшествует или следует за междусменным отдыхом

не менее 42 часов

суммированный учёт режима работы и отдыха водителей

Выходные дни скользящие, устанавливаются в разные дни недели, с учётом расписания рейсов

кол-во выходных дней не может быть меньше кол-ва полных рабочих недель месяца

суммированный учёт + междугородный маршрут

время на еженедельный отдых может быть сокращено

не менее 29 часов в неделю

и не менее 42 часов за весь учётный период (время на отдых, не предоставленное в течение одной недели, обязательно компенсируется в течение полного учётного периода)

Выход водителя на смену в его выходной день (по графику)

возможен в случаях, предусмотренных по статье №113 ТК РФ

необходимо письменное соглашение обеих сторон

Выход водителя на смену в праздничные дни

возможен в случаях, предусмотренных по статье № 112 ТК РФ (при нормальном учёте раб. времени)

при суммированном учёте – выход в праздничные дни включается в график работы водителя (не компенсируется)

Нормы отдыха и работы

В соответствии с действующим регламентом ЕСТР к рабочему дню водителя и отдыха применяются следующие нормы, указанные в таблице:

Показатель Существующая норма, часов Возможное отклонение
Выполнение других видов работ (максимум) 13 Допускается до 15 часов не более 3 раз на протяжении 2 недель
Управление ТС и выполнение других видов работ (максимум) 6
Время управления ТС без перерыва, даже кратковременного (максимум) 4,5
Управление ТС в течение суток (максимум) 9 До 10 часов, но не больше, чем 2 раза за одну неделю
Управление ТС в течение 1 недели (максимум) 56 90 на протяжении 2 недель
Кратковременный перерыв (минимум) 45 минут 15 и 30 минут раздельно
Ежедневный отдых (минимум) 11 9 не более 3 раз в неделю
Еженедельный отдых (минимум) 45 Не менее 24

Новое время труда водителей

С 01.01.2021 меняется допустимое время управления автомобилем:

Условия Как стало с 01.01.2021

(Приказ № 424)

Как было

(Приказ № 15)

Допустимое время вождения в сутки
  • 9 часов;
  • 2 раза в неделю разрешается увеличить время вождения до 10 часов;
  • дополнительные 2 часа можно использовать для завершения перевозки или чтобы доехать до стоянки
  • 9 часов;
  • при суммированном учете рабочего времени разрешается увеличение до 10 часов 2 раза в неделю
Кому можно увеличить ежедневную работу (смену) до 12 час.
  • водителям междугородней перевозки при необходимости добраться до места отдыха;
  • водителям организаций здравоохранения, коммунальных и аварийных служб, связи и др.
  • Водителям регулярных городских и пригородных маршрутов;
  • водителям в составе вахтовых бригад
Водителям регулярных автобусных городских и пригородных рейсов

Об изменениях в путевых листах с 2021 года читайте здесь.

Новое время отдыха водителей

Разберемся, как с 01.01.2021 водители будут отдыхать:

Условия Как стало с 01.01.2021

(Приказ № 424)

Как было

(Приказ № 15)

Еженедельный непрерывный отдых
  • Минимум 45 часов;
  • разрешается уменьшить до 24 часов 1 раз в 2 недели. Сэкономленное время используется в ближайшие 3 недели и присоединяется к еженедельному или ежедневному отдыху;
  • предоставляется не реже, чем через каждые 6 рабочих смен
Минимум 42 часа
Специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем
  • После 4 часов 30 минут нахождения в дороге водитель должен прерваться минимум на 45 минут, если не наступило время обеда, междусменного перерыва или еженедельного отдыха;
  • если водитель не успевает за 4,5 часа добраться до места стоянки или назначения, ему дается дополнительный час;
  • 45 минут можно разделить на части: первая должна составлять минимум 15 минут, последняя — 30 минут, а при регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении каждая часть перерыва должна быть не менее 10 минут
  • Через 4 часа от начала нахождения в дороге — 15 минут, если не наступало время иного перерыва;
  • в дальнейшем — не реже, чем через каждые 2 часа
Ежедневный отдых при суммированном учете
  • Минимум 11 часов;
  • это время можно сократить до 9 часов, но не более 3 раз в период от одного еженедельного отдыха до другого;
  • отдых разрешено делить на части: первая — минимум 3 часа, последняя — минимум 9 часов
  • Минимум 12 часов;
  • это время можно было сократить до 9 часов на регулярных городских и пригородныхрейсах, если сразу после работы водителю предоставлялись 48 часов непрерывного междусменного (ежедневного) отдыха
Перерыв для отдыха и питания
  • От 30 минут до 2 часов;
  • предоставляется в середине рабочего дня (смены);
  • если рабочий день (смена) превышает 8 часов, обеденных перерывов может быть два, но общая их продолжительность сохраняется — от 30 минут до 2 часов


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: pressa56@cp9.ru