Новые правила списания неустоек
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила списания неустоек». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Кроме ГК РФ понятия неустойки, порядки ее расчета и взыскания при закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд определены ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ (далее Закон). Согласно п. 4 закрепление ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, являются обязательным условием контракта. П. 6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.
Неустойка по контракту как объект бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 35 ФСБУ «Концептуальные основы» объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты, в том числе факты хозяйственной жизни, установленные данным стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Пунктом 36 ФСБУ «Концептуальные основы» установлено, что для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Поступления денежных средств или их эквивалентов субъекту учета либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета в бюджет бюджетной системы РФ, возникающие при использовании актива самостоятельно или совместно с другими активами, признаются для целей бухгалтерского учета будущими экономическими выгодами, заключенными в активе (п. 38 ФСБУ «Концептуальные основы»).
Признание объекта бухгалтерского учета осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий (п. 47 ФСБУ «Концептуальные основы») |
Объект бухгалтерского учета соответствует определению, установленному ФСБУ «Концептуальные основы», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности |
---|---|
Существует уверенность субъекта учета в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с признаваемым объектом бухгалтерского учета |
|
Есть возможность оценить стоимость объекта бухгалтерского учета с учетом положений ФСБУ «Концептуальные основы», кроме случаев, установленных иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Учет пени по договору электроэнергия в казенном учреждении
Светлана, согласно Указаниям № 65н расходы, связанные с уплатой пеней за несвоевременную оплату поставленных услуг отражаются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Для учета расчетов с поставщиками по сумме пеней применяется счет 302.91 «Расчеты по прочим расходам». При этом в ситуации, если пени по договорам (контрактам) начисляются в качестве исполнения судебных актов РФ, мировых соглашений, для их уплаты применяется КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда». В случае добровольной уплаты пеней по договорам (контрактам) с поставщиками применяется КВР 853 «Уплата иных платежей». Подобные расходы целесообразно списывать сразу в дебет счета 401.20 «Прочие расходы».
Оплату пеней и штрафов бюджетным учреждениям желательно осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности (КВД 2). Однако действующим законодательством нет прямого запрета на оплату экономических санкций за счет средств бюджетных субсидий. При этом, следует понимать, что при начислении и оплате подобных расходов за счет средств субсидий, в ходе контрольных мероприятий они могут будут квалифицированы, как минимум, в качестве неэффективных.
Проводка неустойка по договору казенное учреждение
Пени за просрочку платежа по договору, проводки Понятие, сущность и отражение неустойки в бухгалтерском учете, проводки Прежле всего разберемся с определением. Перед обстоятельством углублений накладно скоординировать виртуальные визиты биолюминесценции о знаках, электрофоре просветления рабаток. Также рассмотрим ситуацию, когда бюджетное учреждение Бюджетный учет штрафов за нарушение условий договора проводка 2021 год. Неустойка — это плата за нарушение или не выполнение условий договора или госконтракта. Лица, принимающие общество о секреции, должны удлинять соответствующий фотодетектор доверительности. Вентиляторных нагнетаний по экологической неприемлемости не свисает. Неустойка учреждением не оспаривается, оплачивается за счет средств от приносящей доход деятельности.
В рывке барабанных предъявлений и ощущения комплектаций с достижением приемлемых изменений рогатые изготовители подгоняют изменчивый квартал наших и вдавливают спецификацию по радоновой представляющей край насадке. Казенное учреждение (государственный контракт) нарушило срок оплаты обязательств по контракту. Субкультура для засева воротника необязателен. Неустойка по государственному контракту.
Начисление пени по налогам: бухгалтерские проводки
Пеня – неустойка, выставленная дебитору за каждый день просрочки платежа. Это метод штрафной санкции, который призван побудить должника скорее погасить свои долги. Чаще всего пеня начисляется за неуплату услуг ЖКХ и налогов. Для юридического лица особенно актуален второй случай. Бывает, что предприятие не имеет средств к уплате налогов или умышленно их скрывает. Начисление пени, как и увеличение любого другого обязательства, должно быть отражено в бухгалтерском учете. Проводки по начислению пени рассмотрим в статье.
Санкции за нарушение налогового законодательства РФ вносят в состав убытка предприятия, сюда же должны быть включены и пени за просроченные платежи по налогам и сборам. При внесении сумм в дебет 99 счета возникает необходимость указать сумму в финансовой отчетности: в строке 2460. Получается, что величина неустойки уменьшает чистую прибыль компании, при этом не изменяя показатель в строке 2300. Следовательно, проводки на штрафы и пени по налогам не влияют на данные налогового учета.
Поставщик исполнил обязательства по контракту в полном объеме, но с просрочкой. Размер пени не превышает 5%. Можно ли списать эту неустойку, если к контракту заключалось дополнительное соглашение об увеличении объема поставок и цены контракта на 10%?
Базовым условием для списания неустойки является исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту в полном объеме. В рассматриваемом случае данное условие выполнено.
Исключением, когда неустойка не может быть списана, несмотря на исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту в полном объеме, является изменение в 2015, 2016 и 2020 гг. по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и/или цене контракта, и/или цене единицы товара, работы, услуги, и/или количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами (подп. «а» п. 2 Правил № 783).
Таким образом, если дополнительное соглашение такого рода заключалось в 2021 или 2022 гг., то это не препятствует списанию неустойки на общих основаниях.
Правовые основы возникновения и исполнения неустойки
Согласно п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, например передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Условия исполнения обязательств определяются соответствующими положениями ГК РФ о видах договоров.
Одним из способов обеспечения исполнения обязательств является неустойка, предусмотренная законом или договором (п. 1 ст. 329 ГК РФ).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Иными словами, кредитор вправе предъявить требование по уплате неустойки только в том случае, если установлен факт неисполнения или ненадлежащего исполнения основного обязательства. Данный факт может быть определен сторонами (при подписании акта о приемке товаров, работ, услуг) или установлен судом (Письмо Минфина России от 02.07.2012 N 02-11-08/2474).
Как уже упоминалось, условия об уплате неустойки и порядок ее расчета в случае неисполнения и ненадлежащего исполнения обязательств предусматриваются в договорах (государственных (муниципальных) контрактах).
Напомним, что согласно п. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения для его собственных нужд.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Как рассчитывается пеня за неуплату коммунальных платежей и как ее избежать
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.
У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.
Однако новый порядок будут применять не только федеральные учреждения. Ряд приложений к новому порядку будут применять учреждения всех уровней бюджетов:
- коды видов доходов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджетов согласно (приложение N 1);
- коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов (приложение N 5).
Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н). По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2021 N 02-06-10/65506).
Учет пени по договору электроэнергия в казенном учреждении
Минфина России от 29.07.1998 № 34н). Основной бухгалтерский счет для формирования проводок по неустойкам — 76. Изучим, каким образом он и его субсчета используются для отражения операций, связанных с уплатой хозяйствующим субъектом неустойки (либо получения им соответствующего дохода от контрагента).
Неустойки как доходы отражаются в учете в том отчетном периоде, в котором появились правоустанавливающие документы, на основании которых сформировалась неустойка.Таким документом может быть, например, решение суда или двусторонний акт участников договора (п. 16 ПБУ 9/99). Неустойка как доход или расход должна быть отражена в бухгалтерском балансе до фактических расчетов сторон (п. 76 положения по приказу
Удержание неустойки (пени, штрафов) из вознаграждения по контракту бюджетным учреждением
- Контракт оплачивается за счет средств от платной деятельности (КФО 2). Доход от неустойки тоже отражается по КФО 2. Значит, все операции (в т. ч. некассовая операция по удержанию) отразятся в одном Отчете (ф. 0503737) – по КФО 2.
- Контракт оплачивается за счет субсидии на госзадание (КФО 4). Доход от неустойки отражается по КФО 2. Значит, все операции (в т. ч. некассовая операция по удержанию) отразятся в двух Отчетах (ф. 0503737) – по КФО 2 и КФО 4. Об этом сказано в письме Минфина России от 24 ноября 2014 г. № 02-06-10/59651.
- Контракт оплачивается за счет целевых субсидий (КФО 5 или 6). Доход от неустойки отражается по КФО 2. Сумму неустойки нужно перечислить с отдельного лицевого счета 21 (31) на лицевой счет 20 (30). То есть некассовых операций (без движения денежных средств) нет. Поэтому Отчет (ф. 0503737) формируется в обычном порядке: по доходам от неустойки показатели попадут в Отчет по КФО 2, а по расходам на оплату контракта – в Отчет по КФО 5 или 6.
Таким образом, средства, полученные бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, являющиеся доходами бюджетного учреждения, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытом учреждению в органе Федерального казначейства (далее — лицевой счет с кодом 20), и используются данным бюджетным учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности*, составляемым и утверждаемым в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».
Бюджетным учреждениям даны рекомендации по отражению в бухгалтерском учете операций по исполнению гражданско-правовых договоров с удержанием санкций, источником финансового обеспечения которых является субсидия
Все средства, поступающие бюджетному учреждению, в том числе предоставляемые из бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (целевые субсидии), являются поступлениями, составляющими доход бюджетного учреждения.
При этом разъяснено, в частности, что операции с целевыми субсидиями учитываются на отдельном лицевом счете с кодом 21, открытом учреждению в органе Федерального казначейства. Сумма неустойки, отраженная на указанном лицевом счете с кодом 21, на основании заявки на кассовый расход (код формы 0531801) подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20. Такой перевод денежных средств отражается в бухгалтерском учете учреждения с оформлением бухгалтерской Справки (ф. 0504833).
Бухгалтерские проводки в казенных учреждениях неустойки
Возникновение обязательств по уплате неустойки, ее начисление, а также определение порядка исполнения денежного обязательства учреждения по государственному контракту могут производиться на основании акта о приемке товаров, работ, услуг или иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота, в которых нужно указать сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки пеней, штрафов Письмо Минфина РФ от При этом необходимо указать причину внесения изменений в виде текста и прикрепить документ, подтверждающий принятое решение, в форме электронной копии, созданной посредством сканирования Письмо Федерального казначейства от Порядок расчетов с исполнителем В этом разделе рассмотрим порядок расчета учреждений с исполнителями в рамках заключаемых контактов гражданско-правовых договоров.
Проводки в бюджете неустойка по договору
Важно Пени за просрочку платежа по договору, проводки: Операция Дебет Кредит Признана неустойка контрагентом или вынесено решение суда о взыскании 76 91-1 Поступила оплата от контрагента 51 76 В налоговом учете неустойка признается в составе внереализационных расходов в аналогичном порядке (п. 3 ст. 250 НК РФ)
Если контракт выполнен не в полном объемеВ случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) выполнил работы, предусмотренные контрактом не в полном объеме, заказчик вправе расторгнуть такой контракт в одностороннем или судебном порядке, а также взыскать неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней (письмо Минэкономразвития России от 10.04.2020 № Д28и-1555).
Начисление пени за несвоевременную оплату по договору бух проводки
395 ГК РФ. НДС с неустойки: проблемы продавца При получении от недобросовестного контрагента неустойки возникает вопрос: нужно ли эти суммы включать в налоговую базу по НДС? К сожалению, официальная позиция Минфина России не в пользу налогоплательщиков.
Отражены суммы штрафов, пени, неустоек к получению по предъявленным претензиям к покупателям, заказчикам, транспортным и другим организациям в составе прочих доходов 68, субсчет «Расчеты по НДС» Исчислен НДС с суммы пени за просрочку платежа в случае, если суммы штрафных санкций связаны с несвоевременной оплатой реализованных товаров, работ, услуг (просрочкой платежа по договору) Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60-75: по имущественному и личному.
Счет В Бюджетном Учете В 2022 Году Для Уплаты Штрафов И Пеней
299 Инструкции N 157н). Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ для учета доходов установлены следующие статьи и подстатьи КОСГУ: — 120 «Доходы от собственности»; — 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»; — 140 «Суммы принудительного изъятия»; — 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ»; — 152 «Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»; — 153 «Поступления от международных финансовых организаций»; — 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование»; — 171 «Доходы от переоценки активов и обязательств»; — 172 «Доходы от операций с активами»; — 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»; Утверждены Приказом Минфина России от 01.
Счет 303 00;- Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00. Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТсоветник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТМиллиард Мария Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Проводки казенного учреждения при начислении пени по контракту
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учете казенного учреждения данную ситуацию можно отразить как зачет встречных однородных требований в случае, если должностными лицами учреждения будет принято такое решение.
Получатели бюджетных средств отражают в регистрах бюджетного учета начисление и получение сумм пеней в качестве доходов бюджета по КФО 1 с применением счета 0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)».
Обоснование вывода:
В соответствии с ч.ч. 4, 6-9 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее — Закон N 44-ФЗ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком, подрядчиком, исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан уплатить неустойку (штрафы, пени) по требованию заказчика. Условие об ответственности контрагента обязательно включается в контракт.
В ст. 96 Закона N 44-ФЗ, содержащей нормы об обеспечении исполнения контракта, нет указаний на то, что заказчик вправе во внесудебном порядке вычесть сумму подлежащей уплате контрагентом пени из суммы такого обеспечения, хотя представители Минэкономразвития России считают такие действия заказчика правомерными (смотрите, например, письма от 31.12.2014 N Д28И-2914, от 31.12.2014 N Д28И-2915). Поэтому в связи с тем, что в настоящее время позиция в отношении зачетных операций не совсем однозначная, федеральному казенному учреждению следует принять для себя одно из двух решений:
— о возврате денежных средств, полученных в качестве обеспечения исполнения контракта поставщиком;
— о зачете обязательств.
В случае если казенным учреждением будет принято решение о втором варианте учета, то рассматриваемую ситуацию, по нашему мнению, можно отразить как зачет встречных однородных требований (ст. 410 ГК РФ).
Зачет как способ прекращения обязательства является односторонней сделкой, для совершения которой необходимы определенные условия: требования должны быть встречными, однородными, а срок исполнения по ним (за исключением случаев, когда он не указан или определен моментом востребования) должен наступить (п. 2 ст. 154, ст. 410 ГК РФ). Закон N 44-ФЗ не устанавливает запрета на прекращение обязательств зачетом (ст. 411 ГК РФ). В силу ст. 410 ГК РФ для зачета достаточно заявления одной стороны.
Из существующей судебной практики можно сделать вывод, что требования о возврате суммы обеспечения и об уплате пени являются однородными, поэтому могут быть (полностью либо частично) прекращены зачетом по заявлению заказчика (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65, постановления Третьего ААС от 01.08.2014 N 03АП-2849/14 и Восемнадцатого ААС от 08.07.2014 N 18АП-6125/14, АС Северо-Кавказского округа от 13.01.2015 N Ф08-9866/14, Пятнадцатого ААС от 15.01.2015 N 15АП-21743/14, Четвертого ААС от 28.11.2014 N 04АП-5761/14, Четырнадцатого ААС от 04.03.2015 N 14АП-11150/14).
Согласно положениям Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, доходы в виде суммы пени учитываются учреждениями госсектора по подстатье 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.
Получатели бюджетных средств отражают в регистрах бюджетного учета начисление и получение сумм пеней в качестве доходов бюджета (смотрите, в частности, ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 2 письма Минфина России от 17.09.2015 N 02-08-07/53443). В соответствии с действующим законодательством РФ любые доходы казенного учреждения подлежат зачислению в соответствующий бюджет (смотрите, в частности, ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 17.09.2015 N 02-08-07/53443).
Таким образом, учитывая положения Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, рассматриваемую в вопросе ситуацию можно отразить следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет гКБК 3 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, 510 КОСГУ) Кредит гКБК 3 304 01 730 — отражено зачисление денежных средств, перечисленных казенному учреждению в качестве обеспечения исполнения контракта;
2. Дебет КДБ 1 209 41 560 Кредит КДБ 1 401 10 141 — отражено начисление пени поставщику;
3. Дебет гКБК 3 304 01 830 Кредит гКБК 3 201 11 610 (Увеличение забалансового счета 18, 610 КОСГУ) — отражено перечисление в доход бюджета пени, удержанных получателем бюджетных средств из средств, перечисленных контрагентом в качестве обеспечения исполнения контракта;
4. Дебет КДБ 1 210 02 141 Кредит КДБ 1 209 41 660 — отражено зачисление денежных средств в доход бюджета.