Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Учетная норма, как и норма предоставления жилья, устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ). Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Теоретически возможно их совпадение по размеру, однако на практике, как правило, норма предоставления выше учетной нормы.
Какие документы нужны для принятия на жилищный учет?
Чтобы вас и постоянно зарегистрированных с вами по одному адресу членов вашей семьи признали малоимущими и поставили на жилищный учет, вам понадобятся:
- заявление (заполняется на личном приеме, должно быть подписано всеми заявителями и членами их семей);
- общегражданские паспорта всех заявителей членов их семей (копия всех страниц, если обращаться будет доверенное лицо);
- справка о замене паспорта с указанием причины замены за период с 1 января 1991 года, в том числе с прежних мест жительства за пределами Москвы;
- справка о замене удостоверения личности военнослужащего Российской Федерации (для военнослужащих из состава офицеров, прапорщиков и мичманов);
- свидетельства о рождении детей до 14 лет; свидетельство о заключении брака (при наличии факта вступления в брак);
- документы об установлении отцовства (при наличии факта установления отцовства);
- свидетельство об усыновлении (удочерении) (при наличии факта усыновления (удочерения);
- свидетельство о расторжении брака, если с момента развода не прошло 5 лет (при наличии факта расторжения брака в этот период); свидетельство о перемене имени (при наличии факта перемены имени);
- заверенная судом копия вступившего в законную силу судебного постановления в отношении заявителя и/или членов его семьи об установлении или прекращении родственных отношений, лишении родительских прав, признании умершим, признании безвестно отсутствующим (при наличии такого судебного постановления);
- свидетельство о смерти* (при наличии факта смерти, для подтверждения состава семьи);
- решение уполномоченного органа о признании занимаемого жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции (при наличии факта признания жилого помещения непригодным для проживания, для подтверждения внеочередного права на получение жилых помещений по договору социального найма);
- документы, подтверждающие жилищную обеспеченность и факт проживания в Москве в общей сложности не менее 10 лет;
- документы, подтверждающие виды и размер доходов всех заявителей (то есть всех членов семьи, желающих встать на учет в рамках одного учетного дела) и доходов членов семей (супругов и несовершеннолетних детей независимо от места их регистрации) заявителей за 2 полных календарных года, предшествующих году обращения за оказанием государственной услуги, а также содержащие сведения об имеющемся имуществе ( документы могут не представлять ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны; граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и другие категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом города Москвы);
- документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная или приравненная к нотариально удостоверенной доверенность — если документы будет подавать доверенное лицо;
- документы, подтверждающие права законного представителя, и документ, удостоверяющий его личность, — если документы будет подавать законный представитель;
- документы, которые Департамент получает в ходе межведомственного взаимодействия, но вы можете представить их по собственной инициативе.
Определение понятия «учетная норма площади жилого помещения»
Учетная норма площади жилого помещения — это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).
Вместе с тем, в литературе справедливо отмечается, что вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
Следует обратить внимание, что понятие учетной нормы площади жилого помещения, установленное в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, предполагает, что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма площади жилого помещения в Ленинградской области
Учетная норма в Ленинградской области установлена в размере от 9 до 12 кв. м. (и 15 кв. м. для коммунальной квартиры) в зависимости от территории.
Размеры учетной нормы площади жилого помещения, установленные решениями законодательных органов местного самоуправления Ленинградской области на примере некоторых муниципальных образований:
- город Сосновый Бор Ленинградской области — 12 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Собрания представителей муниципального образования «Город Сосновый Бор» Ленинградской области от 28.03.2005 N 35 (ред. от 28.10.2008);
- Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области — 9 кв. м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 22.02.2006 N 34);
- Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области — 9 кв. м. (Решение Совета депутатов муниципального образования Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области от 16.02.2006 N 33);
- город Волхов Ленинградской области — 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Муниципалитета города Волхова Ленинградской области от 04.10.2005 N 38);
- город Всеволожск — 10 и менее кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 26.05.2020 N 27);
- Выборгское городское поселение Выборгского района Ленинградской области — 9 кв. м. (Решение Совета депутатов муниципального образования Выборгское городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 28.02.2006 N 43);
- город Гатчина — 12,0 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования «Город Гатчина» Ленинградской области от 29.06.2005 N 22/1);
- Кингисеппское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области — 9 и менее кв. м. общей площади на одного человека в отдельной квартире, жилых домах и 15 кв. м. и менее общей площади в коммунальной квартире (Решение Совета депутатов муниципального образования Кингисеппское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области от 10.02.2016 N 158).
Кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий
Каждая из представленных категорий граждан вправе рассчитывать на льготное получение в собственность объекта недвижимости.
В частности, допустимо частичное финансовое участие государства во время приобретения жилой квартиры на вторичном рынке недвижимости либо же существенное материальное вложение в реализуемые строительные работы, частичное погашение ссуды и прочее.
Жилищное законодательство России предопределяет право граждан страны на получение рассматриваемого статуса на установленных условиях.
Положения статьи №49 Жилищного кодекса РФ определяют, как, каким гражданским категориям требуется предоставление временной жилплощади на период ожидания оформления государственной субсидии.
В свою очередь нормативы статьи №51 Российского ЖК описывают перечень лиц, которые вправе определяться как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Спецкомиссия РФ установила минимальную площадь, которая должна приходится на одну особу — не менее 12 м.кв..
К примеру, семья, состоящая из четырех лиц, проживает в жилом помещении, квадратура которого составляет 42 м.кв.. Согласно нормам законодательства, жилищным нормативам им недостает 6 м.кв., дабы их жилищные условия были определены как удовлетворительные.
- Соответственно, такая семья имеет все основания для приобретения статуса нуждающейся.
- Представленное положение – это минимальная граница, ниже которой федеративные субъекты, отдельные регионы не вправе опустится.
- Кроме того во время установления нуждаемости семьи в улучшении качества условий проживания принимается во внимание показатель разнополости детей.
При условии, если в составе семьи имеются разнополые дети, возрастом более 9-ти лет, по закону они вправе рассчитывать на проживание в разных комнатах.
Более того такое положение распространяется на людей более зрелого возраста.
К примеру, если взрослый сын проживает со своей пожилой матерью в однокомнатной квартире, последняя вправе приобрести статус нуждающейся.

к Закону г. Москвы
от 14 июня 2006 г. № 29
Таблица 1
Размер безвозмездных субсидий для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий*
Количество полных лет, прошедших после постановки на учет (для граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 и более лет |
Процент от нормативной стоимости жилого помещения |
5 |
12 |
20 |
30 |
40 |
51 |
60 |
64 |
67 |
70 |
Статья 3. Права жителей города Москвы, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Жители города Москвы после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в порядке и по основаниям, установленным федеральным законодательством и настоящим Законом.
2. Жители города Москвы, признанные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, подлежат постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Законом.
3. Жители города Москвы, признанные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и в установленном настоящим Законом порядке нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на улучшение жилищных условий путем:
1) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору социального найма;
2) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору безвозмездного пользования.
4. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в жилых помещениях, имеют право перейти на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с сохранением даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях при изменении своего имущественного положения, в результате которого отпало условие для постановки их на жилищный учет, указанное в пункте 5 статьи 7 настоящего Закона. При этом граждане имеют право состоять на учете только по одной из указанных категорий. Порядок перехода из одной категории в другую устанавливается Правительством Москвы.
Статья 6. Жилищные комиссии
1. Жилищные комиссии формируются уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы для рассмотрения документов по жилищным вопросам в целях выработки коллегиального мнения для принятия решения уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.
2. Председателем жилищной комиссии является руководитель уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы либо один из его заместителей. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы утверждает состав жилищной комиссии в соответствии с правовыми актами города Москвы.
3. Жилищные комиссии в пределах полномочий исполнительных органов власти города Москвы, при которых они сформированы, осуществляют предварительное рассмотрение вопросов и дают заключения в форме рекомендаций для принятия решений уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.
Статья 2. Общие положения
1. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы или помощь города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
2. Жители города Москвы, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях, могут быть обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы по решению Правительства Москвы или в соответствии с городскими жилищными программами, в том числе долгосрочными городскими целевыми жилищными программами, утвержденными в порядке, установленном законом города Москвы.
3. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях, за исключением жителей города Москвы, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях и обладающим правом на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и обладающих правом на предоставление жилых помещений вне очереди.
4. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают свободный доступ к информации о количестве и категориях граждан, принятых на жилищный учет, а также о гражданах, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями на текущий год.
5. Обеспечение граждан жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы в случае принятия решения Правительства Москвы об освобождении или выкупе жилых помещений с предоставлением компенсации в натуральной форме, в том числе в связи с переселением, осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством.
6. Правительством Москвы в пределах финансирования, утвержденного законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год, могут быть установлены иные способы улучшения жилищных условий граждан в рамках городских жилищных программ.
Статья 4.1. Права жителей города Москвы, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ
1. Жители города Москвы имеют право быть признанными нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Порядок признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ устанавливается Правительством Москвы.
2. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, подлежат учету в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ в порядке, установленном Правительством Москвы.
3. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на улучшение жилищных условий путем:
1) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма;
2) участия в накопительных системах в рамках городских жилищных программ для накопления денежных средств для приобретения жилья на рынке недвижимости;
3) предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений;
4) приобретения в собственность с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;
5) предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.
Категории лиц, которых закон наделяет правом на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилье
Нуждающиеся в жилых помещениях граждане, имеющие в составе семьи трех и более детей, не достигших совершеннолетия, имеют право на предоставление жилья, таким правом также наделены малоимущие граждане и их семьи, недееспособные граждане, лица, имеющие инвалидность, или имеющие в составе семьи инвалида, ветераны военных действий. Принадлежность к какой — либо из перечисленных категорий должна подтверждаться списком определенных документов. Важно отметить, что основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях должны быть полностью обоснованы, закон строго запрещает искусственно создавать условия, дающие возможность получения жилья.
Гражданам, вставшим на учет, жилье предоставляется согласно очереди, однако, некоторым категориям лиц доступно внеочередное получение жилья, к ним относятся:
- Сироты, или дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании срока их пребывания в государственных учреждениях (детских домах, образовательных учреждениях), как правило, молодые люди покидают указанные учреждения в 18 лет и имеют право на получение жилья. Кроме того, молодой человек может встать на учет после службы в вооруженных силах РФ, или после отбытия наказания в местах лишения свободы.
- Лица, чьи жилищные условия дают основания на получение другого жилья, а именно граждане, проживающие в помещениях, которые не подлежат ремонту и восстановлению и не обеспечивают нормальные условия проживания.
- Лица, страдающие определенными формами заболеваний, список этих заболеваний утвержден Правительством РФ, с наименованиями болезней можно ознакомиться в принимающем документы органе.
Следует отметить особое положение молодых семей в вопросах получения жилья. Государство предоставляет помощь для молодых семей выделением субсидии. Для ее получения необходимо собрать установленные документы и обратиться в орган МСУ для постановки на учет.
Необходимые условия, которые должны быть выполнены для получения статуса нуждающихся в жилье
Для признания человека нуждающимся в жилом помещении, наличия для того какого-либо основания недостаточно. Помимо этого, должны быть выполнены все обязательные условия, без этого социальное жильё предоставлено не будет:
- Претендент должен постоянного проживать в том населённом пункте, в котором он планирует получить социальное жилье или льготы на его приобретение. Конкретный срок определяется местными подзаконными актами, но, как правило, он составляет минимум 10 лет.
- Претендент должен иметь гражданство Российской Федерации и быть прописан в данном населённом пункте.
- Количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, должно быть меньше существующей нормы. На сегодняшний день она такова: 10 кв.м. на человека для семей, проживающих в отдельных жилых помещениях и 15 кв.м. — в коммунальных квартирах.
- Претендент должен быть признан нуждающимся в жилье, т.е. быть зарегистрированным в качестве очередника на получение социальной помощи.
- Со стороны очередника в течении последнего пятилетия не должно быть совершено никаких действий, повлекших за собой ухудшение условий проживания. Под таковыми действиями понимаются: разделение жилых помещений, передача права собственности и прописка других лиц, неравный обмен жилыми помещениями и т.д.

Учетная норма и норма предоставления
Эти два понятия установлены в ст. 50 ЖК. Учетный норматив — это минимальная площадь помещения, согласно которой определяется, обеспечен ли гражданин жилищем. В большинстве ситуаций именно от этого показателя зависит, поставят ли заявителя в очередь. Конкретный УН устанавливает орган местного самоуправления. Например, в Москве это 10 квадратных метров для отдельных квартир, 15 квадратов — для комнат в коммуналках.
Норма предоставления — это та минимальная величина, которую власти обязаны выделить обращающимся в случае заключения договора соцнайма. Показатели НП также зависят от решения местной администрации. В среднем по России положено на одинокую персону — от 33 кв. м., на семейство из двух человек — не менее 42 кв. м., из трех и более членов — от 18 квадратов на одного человека.
Виды государственной помощи, положенной гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий
Гражданам, которым удалось получить статус нуждающихся, к сожалению, никто безвозмездно не выделит жилплощадь с дальнейшей возможностью оформить ее в собственность. Им просто дают право на приобретение конкретного жилья с использованием льготных условий, а уже затем провести процедуру приватизации. В рамках такого рода поддержки нуждающиеся могут получить следующую помощь:
- возможность оформить ипотечный заем в кредитной организации с льготными условиями;
- частичное погашение взятого кредита за счет государственной казны;
- получить от властей минимальное количество денежных средств на приобретение жилья.
Вас признали нуждающимся в содействии города Москвы. Что дальше?
Итак, у вас на руках извещение о признании вас (и вашей семьи) нуждающимися в содействии города Москвы. Что делать дальше? В вашем распоряжении год (с момента принятия решения жилищным департаментом или главой управы района), в течение этого срока надо подать заявление на участие в одной из городских возмездных жилищных программ, которая предусматривает приобретение жилья из жилищного фонда города Москвы.
Если в течение года вы не определитесь и заявления не подадите, то потеряете статус нуждающихся в содействии города Москвы.
В случае подачи вами заявления на участие в одной из программ, придется подождать подтверждения того, что вы соответствуете требованиям к участникам жилищной программы, по действующему законодательству. В случае, если вы станете участником программы, срок действия распоряжения, согласно которому вы признаны нуждающимся в содействии, будет ограничен сроком действия программы.
Как можно улучшить жилищные условия при содействии города Москвы?
Если вы признаны нуждающимися в содействии города Москвы, то, в рамках городских жилищных программ, имеете право воспользоваться несколькими вариантами улучшения своих жилищных условий:
- помещение из жилищного фонда Москвы может быть вам предоставлено по договору найма;
- в рамках городских жилищных программ вы можете принять участие в накопительных системах, чтобы собрать необходимые средства для покупки жилья на рынке недвижимости;
- вам может быть предоставлена субсидия на приобретение или строительство жилья;
- вы можете выкупить жилье, являющееся собственностью города Москвы, воспользовавшись рассрочкой платежа или кредитными средствами.