Учет расходов на доставку товаров при их реализации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет расходов на доставку товаров при их реализации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Пункты 9, 10 ФСБУ 26/2020 устанавливают, что суммы, уплаченные по доставке ОС, должны включаться в состав затрат на его приобретение или сооружение. При этом не важно как ОС получены — по договору купли-продажи, безвозмездно или построены хозяйственным способом.
Как списывать транспортные расходы в торговле
Покажем на примерах, как списываются транспортные расходы в зависимости от принятого варианта учёта (в фактической себестоимости или в расходах на продажу):
Пример 2.
ООО «Дельта» занимается продажей компьютерной техники. В июне 2021 года пришёл товар на сумму 980 тысяч рублей. Расходы на доставку и разгрузку составили 52 тысячи рублей. Компания работает на ОСНО, товар облагается НДС. В соответствии с учётной политикой, транспортные расходы включаются в фактическую себестоимость на счёте 41 — Товары.
- Дт 60 — Кт 51 — товар оплачен на сумму 980 тыс. руб., в т.ч. НДС 163,33 тыс. руб.;
- Дт 41 — Кт 60 — товар оприходован на сумму 816,67 тыс. руб. (за минусом НДС);
- Дт 19 — Кт 60— выделен НДС по товару (163,33 тыс. руб.);
- Дт 60 — Кт 51 — оплачена доставка товара на сумму 52 тыс. руб., в т.ч. НДС 8,67 тыс. руб.;
- Дт 41 — Кт 60 — учтена стоимость доставки 43,33 тыс. руб. (за минусом НДС);
- Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по доставке (8,67 тыс. руб.);
- Дт 90 — Кт 41 — списание себестоимости части товаров (с учётом ТР) после её реализации (860 тыс.руб.).
Пример 3.
ООО «Гамма» продаёт автозапчасти. В июне 2021 года пришёл товар на сумму 430 тысяч рублей. Расходы на доставку и разгрузку составили 8 тысяч рублей. Компания работает на ОСНО, товар облагается НДС. В соответствии с учётной политикой, стоимость доставки относится на расходы по продажам. Используется счёт 44 — Расходы на продажу.
ПТР на остаток на складе (ПТРн) — 4 тыс. руб.;
остаток товара на складе на 1 июля (СТк) — 261 тыс. руб.;
стоимость реализованных в июне товаров (СТо) — 612 тыс. руб.
- Дт 60 — Кт 51 — товар оплачен на сумму 430 тыс. руб., в т.ч. НДС 71,67 тыс. руб.;
- Дт 41 — Кт 60 — товар оприходован на сумму 358,33 тыс. руб. (за минусом НДС);
- Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по товару (71,67 тыс. руб.);
- Дт 60 — Кт 51 — оплачена доставка товара на сумму 8 тыс. руб., в т.ч. НДС 1,33 тыс. руб.;
- Дт 44 — Кт 60 — учтена стоимость доставки 6,67 тыс. руб. (за минусом НДС);
- Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по доставке (1,33 тыс. руб.);
- Дт 90 — Кт 41 — списание себестоимости части товаров после её реализации (358,33 тыс.руб.);
-
Дт 90 — Кт 44 — принятая к затратам стоимость ПТР по доставке товаров, реализованных в июне (8,41 тыс.руб.), на основании расчёта:
(4 тыс.руб. + 8 тыс.руб.) / (261 тыс.руб. + 612 тыс.руб.) = 1,4%
1,4% х 261 тыс.руб. = 3,59 тыс.руб.
(4 тыс.руб. + 8 тыс.руб.) — 3,59 тыс.руб. = 8,41 тыс.руб.
Что включают в себя транспортные расходы?
Суть ТР зависит от деятельности организации. К примеру, компания производит оборудование, технику, сырье, различные товары. Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам. При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции. Его доставка тоже потребует средств. Итак, к транспортным расходам относятся:
- Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
- Траты на доставку продукции клиентам.
- Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).
Первичные документы, подтверждающие ТР
В рамках договоров, оформляемых между производителями и торговыми предприятиями, с одной стороны, и логистическими посредниками, с другой, в качестве документального подтверждения фактического оказания услуг выступает Транспортная накладная. Согласно действующим нормам, закрепленными в рамках п.2 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также девятым правилом правительственного постановления №272 от 15 апреля 2011 г., в ситуациях, когда иное не предусматривается договором, ответственность за составление ТН возлагается на отправителя.
Для указания цены и стоимости заполняется Товарная накладная ТОРГ-12, а учетным документом, подтверждающим товародвижение, и выступающим подтверждением при выставлении счета за доставку, является Товарно-транспортная накладная (1-Т), которая выглядит следующим образом.
МОДЕЛЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСТАВКИ
Перед построением модели руководитель финансово-экономической службы компании должен определиться с показателями, которые будут в ней задействованы.
Перечень показателей во многом зависит от действующих бизнес-процессов и организационной структуры организации, однако суть модели предварительного контроля эффективности поставки не меняется. Она заключается в следующем:
- по каждой сформированной поставке логист вносит в модель данные о сумме товара и валовом доходе (их отражают в учетной базе, составляя документ реализации по этой поставке);
- логист вносит в модель данные о:
– грузоподъемности машины и фактическом весе поставки;
– норме расхода бензина для автомобиля поставки и плановом пробеге автомобиля до склада покупателя и обратно;
– транспортных расходах в части зарплаты и командировочных водителя;
- модель автоматически рассчитывает остальные транспортные расходы, рентабельность поставки и степень загруженности автомобиля;
- модель сопоставляет полученные результаты по рентабельности и загруженности с установленными в компании нормами и выдает сообщение о возможности/невозможности отправить автомобиль к покупателю;
- если модель запрещает отправление хотя бы по одному из двух указанных параметров, логист должен сделать запрос коммерческому отделу о необходимости переформирования поставки товара для данного автомобиля.

Деятельность перевозчика классифицируется как оказание услуг. Последние могут оказываться по-разному. От этого будет зависеть специфика отражения финансово-хозяйственных операций в учете.
Если услуги доставки выделяются в отдельную категорию при заключении договора поставок, бухгалтеру транспортной компании предстоит отражать в учете:
— Выручку от реализации – Дт62 Кт90.
— НДС – Дт90 Кт68.
— Прямые затраты по услуге – Дт20 Кт70, 69, 60, 10.
— Косвенные затраты – Дт26 Кт76, 71, 70, 69, 68, 60, 04, 02, 10.
Все затраты должны быть учтены в финансовом результате.
Если доставка включена в цену товара, в доходных статьях учета транспортировка отдельно не указывается. Но расходы, ассоциированные с оказанием услуги, налогоплательщик отразить обязан. Их обычно включают в состав коммерческих расходов, расходов на продажу товара. В этом случае бухгалтеру предстоит сделать всего две проводки:
— Учет затрат на транспортировку – Дт44 Кт70, 69, 60, 10.
— Отнесение затрат на финансовый результат – Дт90 Кт44.
Оценка экспедиторских услуг
За выполнение своих обязательств по договору транспортной экспедиции исполнитель получает вознаграждение, размер которого устанавливается по согласованию сторон. Оценка услуг, оказанных в рамках реализации соглашения, осуществляется с учетом их объема и сложности. Так, если экспедитор занимается не просто организацией транспортировки и заключением соглашения с организацией-перевозчиком, а самостоятельно доставляет груз, ему дополнительно оплачивается выполнение транспортной функции. Кроме того, по соглашению могут предусматриваться и другие обязательства, от объема и сложности которых зависит конечная оценка экспедиторских услуг. Это, к примеру, хранение груза, оплата госпошлин, погрузка и выгрузка. Чем больше задач ставится перед экспедитором, тем выше оценка его труда. Факт выполнения и объем выполненных задач подтверждается соответствующим актом.
Расчет оплаты работы экспедитора осуществляется исходя из данных, указанных в накладной, по тарифам такого специалиста (организации), которые могут повышаться в одностороннем порядке.
Если вы заинтересованы в качественном бухгалтерском обслуживании экспедиционной деятельности, предлагаем обратиться в нашу компанию. Сотрудничество с нами позволит больше не беспокоиться о ведении счетов и налогообложении без необходимости содержать целый штат бухгалтеров.
Наша специализация – предоставление бухгалтерской помощи организациям, частным предпринимателям и другим лицам. Сотрудники компании отлично разбираются в вопросах бухучета и уплаты налогов в сфере транспортной и экспедиторской деятельности.
Мы предоставляем каждому клиенту точный расчет стоимости услуг, что позволяет узнать о будущих расходах заранее. Все условия прозрачны и выгодны для вас!
Обращайтесь в нашу компанию, и в ваших отчетах все будет точно и грамотно. Благодаря нашей совместной работе контролирующие органы не смогут предъявить никаких претензий к вашей работе и ее оформлению. Мы обеспечиваем качественное бухгалтерское обслуживание и выполнение всех действующих требований к налогообложению.
Особенности учета транспортных расходов
К транспортным расходам (иначе говорят, транспортно-заготовительные расходы) можно отнести следующие затраты:
- Оплата транспортных расходов за доставку товара;
- Оплата за погрузочно-разгрузочные работы;
- Плата за временное хранение.
Варианты оплаты стоимости услуг по доставке товара:
- Стоимость доставки предприятие включает в цену товара;
- Возврат потраченной суммы продавцом согласно заключенному договору с покупателем;
- Покупатель оплачивает транспортные расходы отдельной суммой;
- Оплачивают услуги согласно заключенному договору на доставку товара с транспортной компанией.
Какими документами можно обосновать перевозку грузов поставщиком?
Под перевозкой грузов поставщиком может пониматься 2 варианта доставки:
- Поставщик самостоятельно осуществляет доставку товара покупателю.
- Поставщик заключает договор с перевозчиком, который транспортирует товар до места назначения.
Если поставщик, составляя договор с покупателем, предусматривает поставку товара собственными силами, то доставка может быть произведена с учетом следующих особенностей:
- Поставщик может не выделять в договоре отдельно стоимость доставки, закладывая ее в цену товара (первый случай).
- Поставщик вправе прописать в договоре стоимость доставки (второй случай).
В зависимости от вышеуказанных условий меняется документальное оформление услуг доставки:
- В первом случае поставщик составляет только путевой лист, который будет подтверждать факт доставки и расходы на нее.
- Во втором случае ему необходимо выставить в адрес покупателя товарно-транспортную накладную (ТТН) или транспортную накладную (ТН).
Если же поставщик привлек посредника для перевозки товаров, документооборот будет таким:
- Поставщик может выписать ТТН в 4 экземплярах. При этом один экземпляр остается у поставщика, три остальных передаются посреднику, осуществляющему транспортировку. Посредник, осуществив доставку, передает 3 экземпляра ТТН покупателю, который проставляет на них свою подпись. Один экземпляр остается у покупателя. На основании 2 оставшихся посредник составляет акт об оказанных услугах. При этом один из экземпляров ТТН, подписанный покупателем, вместе с актом возвращается продавцу.
- Если поставщик вместо ТТН решил оформить ТН, потребуется сделать три экземпляра этого документа: один предназначается перевозчику, второй — продавцу, третий — покупателю. Подтверждением факта оказания транспортной услуги для поставщика может служить ТН, подписанная покупателем и перевозчиком.
О заполнении товарной накладной с помощью онлайн-сервисов читайте в статье «Онлайн-заполнение товарной накладной: какие есть сервисы?».

НДС при возмещении транспортных расходов: Минфин разъясняет!
Возмещение транспортных расходов, понесенных поставщиком в пользу покупателя, и не включенных в цену товара, всегда порождало множество налоговых споров и было связано с налоговыми рисками. Дело в том, что объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории России (пп.1 п.1 ст. 146 НК РФ).
В свою очередь реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Разумно предположить, что поскольку поставщик самостоятельно транспортных услуг покупателю не оказывает, объект налогообложения НДС в этом случае отсутствует. Следовательно, налог не начисляется. Учитывая, что объекта налогообложения НДС не возникает, входной НДС, предъявленный транспортной компанией, к налоговому вычету поставщик принять не вправе (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Не сможет принять НДС к вычету и покупатель, несмотря на оплату транспортных расходов. Ведь у него не будет счета-фактуры на эти услуги, выставленного на его имя продавцом.
Таким образом возмещение затрат не связано с переходом права собственности на какие-либо товары, работы или услуги. Денежные средства, полученные поставщиком в качестве возмещения расходов, нельзя признать выручкой, так как они не несут экономической выгоды, а носят компенсационный характер и взимаются в сумме фактических затрат.
Казалось, все очевидно. Однако, разъяснения финансового ведомства об исчислении НДС исполнителем (продавцом) при компенсации ему каких-либо расходов, понесенных в рамках договора достаточно противоречивы.
Так, в своих многочисленных письмах финансисты отмечают, что в случае компенсации коммунальных расходов арендатором арендодателю у последнего объект налогообложения не возникает по вышеуказанным причинам (отсутствует объект налогообложения) (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 17.09.2009 N 03-07-11/232).
В то же время Минфин считает, что при получении организацией-исполнителем от заказчика услуг (работ) возмещения стоимости командировочных расходов на проезд сотрудников к месту их оказания (выполнения) следует начислить НДС.
Основание – подпункт 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ. То есть чиновники рассматривают полученные исполнителем средства как связанные с оплатой работ (услуг) (письма Минфина России от 14.10.2009 N 03-07-11/253, от 02.03.2010 N 03-07-11/37, от 26.02.2010 N 03-07-11/37).
Аналогичные выводы содержатся и в письме ведомства от 15.08.2012 N 03-07-11/300. Организации, осуществляющей поставку оборудования и его установку, рекомендовано включить в налоговую базу по НДС суммы возмещения покупателем командировочных, транспортных и страховых расходов, не включенных в цену договора и понесенных продавцом в связи с исполнением договора.
Поскольку в указанных случаях имеет место начисление НДС, суммы налога, уплаченные по расходам на командировки и пр. подлежат налоговому вычету у поставщика товаров (работ, услуг).
А что же покупатель? Дело в том, что получатель денежных средств, связанных с оплатой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), имущественных прав, выписывает счет-фактуру в одном экземпляре, который регистрирует в книге продаж (п. 18 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС утв. Постановлением Правительства России от 26.12.2011 N 1137).
То есть продавец начислит НДС к уплате в бюджет, но счет-фактуру покупателю на сумму возмещаемых расходов не выдаст. Соответственно последний не сможет принять НДС к налоговому вычету.
И наконец, внимания заслуживает еще одно письмо Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-11/299 по вопросам применения вычетов НДС и выставления счетов-фактур по транспортным расходам, возмещаемым покупателем товаров их продавцу.
Из него следует, что продавец покупателю услуг не оказывает и в счете-фактуре, выставляемом им по отгруженным товарам, стоимость транспортировки товаров указывать не нужно. Любопытно, что чиновники впервые делают акцент на возможности оформления возмещения стоимости доставки через посредническую сделку. Ранее такой вариант оформления отношений встречался только в разъяснениях экспертов.
То есть поставщик, организуя доставку товаров до склада покупателя, фактически оказывает ему агентские услуги. В такой ситуации помимо непосредственной поставки товара на поставщика по договору возлагается обязанность заключить договор с транспортной организацией в интересах покупателя. Иначе говоря, поставщик наделяется обязанностью агента покупателя в отношениях с перевозчиком.
Но имейте ввиду — по общему правилу агент получает за посреднические услуги вознаграждение (ст. 1006 ГК РФ).
Если в договоре размер агентского вознаграждения не прописан, оно уплачивается по цене, которая взимается за аналогичную услугу. На практике определить такую цену нелегко, поэтому в договоре лучше предусмотреть конкретную сумму. Вознаграждение облагается НДС и налогом на прибыль у агента (продавца).
Агент обязан представить принципалу (в нашем случае покупателю) отчет о выполнении поручения (ст. 1008 ГК РФ). К нему необходимо приложить копии накладных, выписанных перевозчиком в адрес агента. Эти документы подтверждают расходы, подлежащие компенсации.
При этом агент вправе перевыставить в адрес покупателя (принципала) счета-фактуры на транспортные расходы порядке, предусмотренном для посреднических отношений (п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС утв. Постановлением Правительства России от 26.12.2011 N 1137, письма Минфина России от 02.03.2012 N 03-07-09/16, от 27.07.2012 N 03-07-09/92). На основании полученных от продавца счетов-фактур покупатель предъявит НДС к налоговому вычету.
Очевидно, что возмещение транспортных расходов, предусмотренное в договоре поставки отдельной позицией, доставит неудобство, как продавцу товара, так и его покупателю. Поэтому сторонам целесообразно включить стоимость доставки в цену товара.
Исчисление НДС у поставщика и налоговый вычет у покупателя в этом случае не составит особенных сложностей.
Поскольку транспортные расходы включаются в цену товара, продавец начисляет НДС со всей стоимости, определенной договором. В счете-фактуре указывается только одна позиция — наименование товара (транспортная услуга не выделяется отдельной строкой). Предъявленный транспортной организацией НДС принимается к налоговому вычету на общих основаниях (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
В свою очередь покупатель оприходует товар на склад по фактической себестоимости (договорной цене, сформированной с учетом транспортных расходов) на основании товарной накладной. Предъявленный поставщиком НДС он принимает к налоговому вычету на дату оприходования товара при наличии первичного документа и счета-фактуры.
Итак, при заключении договора, сторонам необходимо внимательно отнестись к определению порядка возмещения продавцу стоимости доставки груза до покупателя.
Отношения по возмещению затрат между продавцом и покупателем
Чтобы ответить на возникшие вопросы, нужно правильно квалифицировать отношения по компенсации транспортных расходов.
А они соответствуют отношениям по агентскому договору, где принципалом выступает покупатель, который поручает агенту (продавцу товара) заключить договоры с поставщиками транспортных услуг (перевозчиками) за счет покупателя. Так, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципалап. 1 ст. 1005 ГК РФ. При этом принципал также обязан возместить расходы, понесенные агентом в связи с исполнением поручениястатьи 1001, 1011 ГК РФ. Как известно, по агентскому договору агент определяет налоговую базу по НДС только с суммы своего вознагражденияп. 1 ст. 156 НК РФ. То есть если квалифицировать правоотношения таким образом, то полученные суммы компенсации транспортных расходов не облагаются НДС у продавца.
Кроме того, такая квалификация правоотношений влечет и особый порядок перевыставления счетов-фактур, который установлен для посреднических договоровПостановление Правительства от 26.12.2011 № 1137.
Суть перевыставления счетов-фактур при приобретении услуг через агента (заключившего договоры с перевозчиками от своего имени) в следующем. Продавец получает счет-фактуру от перевозчика и регистрирует его в журнале полученных и выставленных счетов-фактур (в книге покупок счет-фактуру не регистрирует и НДС к вычету не принимает). Затем он перевыставляет счет-фактуру на транспортные услуги покупателю. В счете-фактуре в качестве продавца услуг он указывает перевозчика, а в качестве покупателя услуг — покупателя товара. Этот счет-фактуру продавец регистрирует в журнале полученных и выставленных счетов-фактур (в книге продаж счет-фактуру не регистрирует и НДС не начисляет). Кроме того, сведения о посреднических операциях, указанные в журнале полученных и выставленных счетов-фактур, продавец должен включить в декларацию по НДСп. 5.1 ст. 174 НК РФ. Сам журнал в инспекцию сдавать не нужно.
Покупатель товара полученный счет-фактуру регистрирует в книге покупок и НДС принимает к вычету.
Какими документами должна быть оформлена операция доставки товара при таких условиях договора?
При данном варианте договор перевозки продавцом не заключается, а доставка товара осуществляется силами собственного структурного подразделения, транспортная накладная не оформляется. В этом случае выписывается только товарная накладная в двух экземплярах.
Напомним, что до 1 января 2013 г. у налогоплательщиков не было выбора, по какой форме составлять товарную накладную. Унифицированная форма N ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, была обязательна к применению. В настоящее время формы используемых первичных учетных документов (за исключением государственных организаций) определяет руководитель экономического субъекта (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон о бухгалтерском учете). Но, как показывает практика аудиторских проверок, большинство экономических субъектов используют привычные унифицированные формы, под которые рассчитано большинство бухгалтерских программных продуктов.
Для подтверждения расходов на ГСМ организация должна составить путевой лист. На практике может возникнуть вопрос относительно формы такого путевого листа: может ли организация самостоятельно разработать форму путевого листа, руководствуясь лишь обязательными реквизитами, содержащимися в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете?
Напомним, что Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Приказ Минтранса России N 152). Письмом Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161 указано, что путевой лист, самостоятельно разработанный организацией, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, при наличии в нем Обязательных реквизитов, утвержденных Приказом Минтранса России N 152.
Расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями и лицами, учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Расходы, подлежащие возмещению покупателями готовой продукции, списываются с указанного выше счета учета расчетов с отнесением в дебет счета расчетов с покупателями, включая НДС, причитающийся (уплаченный) сторонней транспортной организации (п. 215 Методических указаний по учету МПЗ).
Пример 5. По договору купли-продажи поставщик обязуется доставить товар до склада покупателя. Отпускная стоимость товара составляет 1 180 000 руб. (в том числе НДС 180 000 руб.). Согласно заключенному договору с перевозчиком стоимость доставки товаров составила 109 858 руб. (в том числе НДС 16 758 руб.).
Ситуация 5. Самовывоз
В данной ситуации доставка товара до склада покупателя осуществляется собственными силами покупателя.
Пример 8. По договору купли-продажи отпускная стоимость товара составляет 1 000 000 руб. (в том числе НДС 152 542 руб.). По условиям договора покупатель доставляет товар до склада самовывозом.
Бухгалтерские записи в учете поставщика следующие:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 1 000 000 руб. — отражена выручка от реализации готовой продукции;
Дебет 90-3 Кредит 68
- 152 542 руб. — начислен НДС;
Дебет 90-2 Кредит 43
- 700 000 руб. — учтена себестоимость готовой продукции;
Дебет 90-9 Кредит 99
- 147 458 руб. — отражен финансовый результат (прибыль) от операции.
В налоговом учете продавца выручку от реализации продукции формирует только стоимость проданной готовой продукции без учета НДС (п. 1 ст. 248 НК РФ), в примере 8 это 847 458 руб.
Стоимость реализованного товара (700 000 руб. в примере 8) учитывается в составе расходов, связанных с производством и реализацией продукции, по правилам ст. 319 НК РФ.
Бухгалтерский учет транспортных расходов
Товары являются частью материально-производственных запасов организации. Порядок отражения транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, в бухгалтерском учете определен ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно пункту 6 этого документа затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места использования могут включаться в их фактическую себестоимость. В бухгалтерском учете себестоимость формируется так:
Фактическую себестоимость товаров в торговых организациях можно накапливать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае при поступлении товаров на склад их накопленная себестоимость списывается на счет 41 «Товары»;
Себестоимость товаров можно сразу формировать на счете 41.
ПРИМЕР 4
ООО «Чародейка» является торговой организацией. В июле 2004 года общество закупило товары на сумму 708 000 руб. (в том числе НДС — 108 000 руб.). Расходы по их доставке до склада составили 23 600 руб. (в том числе НДС — 3600 руб.).
Учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено, что расходы по доставке товаров включаются в себестоимость товаров, а формирование себестоимости производится с использованием счета 15.
Бухгалтер ООО «Чародейка» сделает следующие проводки:
ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
3600 руб. — отражен НДС по транспортным услугам;
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 15
620 000 руб. (600 000 руб. + 20 000 руб.) — отражена фактическая себестоимость товаров, поступивших на склад.
В бухучете есть еще один способ учета транспортных расходов. Организации торговли могут включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу. Такое право им предоставлено пунктом 13 ПБУ 5/01.
ПРИМЕР 5
Воспользуемся условиями примера 4. Предположим, учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено включение расходов по доставке товаров в состав расходов на продажу. Формирование фактической себестоимости товаров производится на счете 41.
В этом случае бухгалтер сделает такие записи:
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
600 000 руб. (708 000 руб. – 108 000 руб.) — отражена покупная стоимость товаров;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
108 000 руб. — отражен НДС по приобретенным товарам;
20 000 руб. (23 600 руб. – 3600 руб.) — отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
3600 руб. — отражен НДС по транспортным услугам.
Как видим, организациям торговли дано право самостоятельно определять в учетной политике порядок бухгалтерского учета транспортных расходов по приобретению товаров:
Либо в себестоимости таких товаров;
Либо в составе расходов на продажу.
Организации торговли могут доставлять приобретенные товары собственным транспортом. В этом случае в целях бухгалтерского учета они вправе воспользоваться пунктом 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга и учитывать расходы по доставке товаров собственным транспортом по соответствующим статьям издержек обращения (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).
Существует еще один вариант учета. Расходы на доставку товаров собственным транспортом можно собирать на отдельном субсчете «Транспортные расходы» к счету 44. В дальнейшем они подлежат списанию в порядке, предусмотренном учетной политикой.
ПРИМЕР 6
Торговая организация доставляет товары от поставщика на свой склад собственным транспортом. В июле 2004 года зарплата водителей составила 150 000 руб., ЕСН и пенсионные взносы, начисленные на нее, — 53 400 руб., амортизация транспортных средств — 5000 руб., расходы на ГСМ — 20 000 руб. (без учета НДС).
Бухгалтер организации сделает следующие проводки:
ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 70
150 000 руб. — начислена зарплата водителей;
ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 69
53 400 руб. — начислены ЕСН и пенсионные взносы на зарплату водителей;
ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 02
5000 руб. — начислена амортизация транспортных средств;
ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 60
20 000 руб. — отражены расходы на ГСМ.
Иногда организация одним и тем же транспортом привозит товары на свой склад и осуществляет другие перевозки. Например, доставляет товары покупателям. В такой ситуации разделить транспортные расходы по видам перевозок достаточно сложно. Поэтому в учетной политике по бухгалтерскому учету можно прописать, что все транспортные расходы отражаются на счете 44 без их распределения.
Существует и другой вариант учета «общих» транспортных расходов. Организации могут в бухучете распределять транспортные расходы по видам перевозок пропорционально любому экономически обоснованному базису. При этом целесообразно установить такой же способ распределения «общих» транспортных расходов, как и в налоговом учете.
Порядок отражения транспортно-заготовительных расходов при учете товаров в неторговых организациях подробно определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Пунктом 221 этих указаний установлено следующее. Излишние материальные запасы, переданные для продажи подразделению, осуществляющему торговую деятельность, списываются со счетов учета МПЗ на счет 41 «Товары». Они приходуются по фактической себестоимости, в которую включены и транспортные расходы.
Неторговые организации могут приобретать товары для перепродажи непосредственно через подразделения, которые осуществляют торговую деятельность. В этом случае транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» по дополнительно вводимому субсчету «Коммерческие расходы по товарам» (п. 223 Методических указаний). Иного способа учета транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, для неторговых организации в Методических указаниях не предусмотрено.
Многопрофильные организации осуществляют, как правило, несколько видов деятельности и имеют отдельное транспортное подразделение. Расходы такого подразделения отражаются по дебету счета 23 «Вспомогательное производство». Оказанные услуги списываются со счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счетов 20, 29, 44 и 90 по фактической себестоимости. При этом организации могут принять любую экономически обоснованную базу для распределения расходов вспомогательного производства. Например, пропорционально выручке, полученной от разных видов деятельности, или количеству работников в подразделениях и др. Принятый в организации порядок бухгалтерского учета и распределения транспортных расходов закрепляется в учетной политике.
Как рассчитать стоимость товаров без НДС
В большинстве случаев стоимость товаров на полках магазинов указана уже с НДС. Конечно, бывают и другие ситуации, когда продавец приводит цену без НДС, а на кассе покупателю необходимо дополнительно оплатить еще 18% от стоимости покупок. В первую очередь это делается в маркетинговых целях, т.к. покупателям кажется, что такие товары стоят дешевле, а в итоге они тратят больше денег.
Рассчитать стоимость товара без НДС предельно просто. Необходимо общую стоимость товара с НДС поделить на 1,18 (118%). Например, стоимость товара с НДС составляет 15000. Соответственно, его цена без НДС составит 12711,86 р.
Стоит отметить, что этот расчет не совсем верно отражает действительную стоимость товара, т.к. покупатель может видеть только окончательную стоимость. Это связано с тем, что товар производится частями, из различных комплектующих, на которые каждый производитель также начисляет свой НДС. Поэтому окончательная стоимость товара уже включает целый ряд НДС. В этой связи вычислить стоимость товара без НДС достаточно проблематично.
Перед тем как осуществить доставку необходимо выбрать, как она будет отражаться.
Существует два способа учитывать затраты на поставку:
- по письменной договоренности, включив в цену продукции;
- по письменной договоренности (учитываются отдельно).
Транспортные услуги, включенные в цену продукции, должны быть отражены в договоре купли-продажи отдельной строкой. Обязательно необходимо сделать отметку о сумме за услуги по перевозке.
В этом случае указывается стоимость товара с учетом НДС, подсчитывается общая сумма к оплате от покупателя и указывается сумма транспортировки. Еще можно сделать отметку для покупателя о том, что в случае возврата продукции сумма транспортных расходов не возвращается.
Не выделение в отдельную строку суммы транспортных услуг грозит следующими неприятностями:
- если покупатель вернет продукцию, ему придется вернуть всю сумму обратно, с учетом и расходов на доставку;
- налоговая не засчитает в качестве вычета эту сумму, когда будет рассчитывать налог на прибыль.
Оптимальным вариантом будет заключение отдельного договора/соглашения на транспортировку проданных товаров. В нем прописываются все затраты поставщика и обязанность покупателя по возмещению. В этом случает учет продаж и транспортных расходов будет разделен.