10. Уголовная и административная ответственность
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «10. Уголовная и административная ответственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Комментируемая ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
Комментарии к ст. 20.8 КОАП РФ
1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.
2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.
К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона «Об оружии» (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.
При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.
4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).
5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).
6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.
В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).
За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.
В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).
В ч. 3 предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случае совершения данного правонарушения альтернативным административным наказанием должностных лиц по отношению к штрафу является дисквалификация.
В силу этого с учетом положений ст. 3.11 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).
В ч. 4 (ныне ч. 2) альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, а возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций (с 1 июля 2011 г. ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).
В силу этого с учетом положений ст. 3.8 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 2 ст. 23.1).
В ч. 5 (ныне ч. 3) возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций, а применительно к юридическим лицам альтернативным наказанием по отношению к штрафу является административное приостановление деятельности.
В силу этого с учетом положений ст. 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).
Комментарии к статье:
Комментируемая ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.8 КоАП РФ, являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Объективную сторону правонарушения по ст. 20.8 КоАП РФ составляют действия (бездействие), связанные с:
а) нарушением правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ);
б) грубым нарушением лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 2 ст. 20.8 КоАП РФ);
в) нарушением порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (ч. 3 ст. 20.8 КоАП РФ);
г) нарушением правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного ч. 4.1 ст. 20.8 КоАП РФ (ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ);
д) ношением огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 4.1 ст. 20.8 КоАП РФ);
е) невыполнением лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 4.2 ст. 20.8 КоАП РФ);
ж) нарушением правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему (ч. 5 ст. 20.8 КоАП РФ);
з) незаконным приобретением, продажей, передачей, хранением, перевозкой или ношением гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения (ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ).
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» (далее — Закон N 150-ФЗ), Инструкцией и Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814.
Субъекты правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста.
С субъективной стороны совершение рассматриваемого правонарушения возможно как умышленно, так и по неосторожности.

Производство оружия в России – прерогатива государственных и частных военизированных предприятий, контроль которых настолько строг, что счету подлежит чуть ли не каждый грамм сырья, используемого для патронов и комплектующих. Верховным Судом РФ в постановлении Пленума от 12.03.2002 отдельным пунктом предусмотрено, что отношения военизированных предприятий по производству и поставкам при соблюдении Закона «Об оружии» не влекут никакой ответственности.
Производство в кустарных условиях, без контроля и без специальной лицензии уголовно наказуемо, ответственность за это предусмотрена в отдельной статье 223 УК РФ, которая запрещает три возможных действия:
- непосредственно изготовление, то есть создание — например, когда из комплектующих предметов разного вида оружия собирается один – он может выглядеть совсем непохожим на те модели, детали которых использовались;
- переделка – например, когда из ракетницы, пневматического пистолета или спортивного оружия производится огнестрельное, подпадающее под признаки гражданского, то есть запрещенного в обороте без наличия специального разрешения. Внешний вид переделанного предмета практически полностью сохраняется, но функции меняются;
- ремонт – когда неисправное ружье чинят, в результате чего становится возможным использовать его для поражения цели.
Наказание за подобные действия может доходить до 8 лет лишения свободы. В тех случаях, когда предметом преступления является оружие ограниченного поражения (травматическое) или газовое, то наказание мягче – до 2-х лет лишения свободы.
Ответственность за незаконное хранение и ношение
За нелегальное владение травматикой предусмотрены санкции:
- В случае нарушения правил хранения выписывают штраф в сумме 2 тыс. рублей. Сам предмет подлежит изъятию вплоть до того момента, пока его бывший владелец не устранит нарушения.
- Когда оружие приобретается и хранится в обход закона, на него, как правило, отсутствует лицензия. За данное нарушение налагается штраф от 3 до 5 тыс. рублей. Кроме того, что сам предмет изымается безвозвратно, гражданину грозит административный арест.
- Если срок действия лицензии истек, гражданин, который ее ранее оформил, получает предупреждение. Также может быть наложен штраф в сумме 3 тыс. рублей.
Правила хранения оружия
Приобрести охотничье оружие не составит труда, но человеку предстоит столкнуться с бумажной волокитой. В первую очередь, нужно получить лицензию на приобретение огнестрельного оружия. Сделать это достаточно проблематично, поэтому рекомендуется предварительно ознакомиться со всеми законодательными нюансами.
Помимо того, что нужно иметь лицензию на приобретение оружия, охотнику также следует получить разрешение на его хранение. Это еще одна длительная бюрократическая процедура, без которой не обойтись.
Обратите внимание! Хранение огнестрельного оружия без разрешения чревато привлечением к уголовной ответственности.
Чтобы получить разрешение на хранение охотничьего оружия дома, нужно обратиться в соответствующую инстанцию. Это разрешение предлагается купить, но перед этим человеку предстоит пройти длительную проверку.
Особенности выбора сейфа
Мало выделить отдельное помещение, нужно подобрать надежный сейф для хранения оружия. Он может быть любого размера и конфигурации, главное требование – обеспечение надежного хранения.
Крупные металлические шкафы подойдут для тех, у кого богатая коллекция оружия. Если же богатым арсеналом охотник похвастаться не может, вполне можно обойтись сравнительно небольшим металлическим ящиком, который оснащен отдельными ячейками для хранения охотничьего оружия и патронов.
Нормы размеров сейфа не установлены, главное – чтобы в нем можно было разместить все необходимое в соответствии с правилами. Сейф должен запираться на два замка – электронный и ключевой. По правилам его также необходимо прикрепить тремя болтами к полу или стенам.
Толщина стенок всего сейфа не регламентирована. Лучше отдавать предпочтение металлическим стенкам толщиной 2 мм. А вот боеприпасы должны храниться в ячейке, толщина стенки которой составляет не меньше 3 мм.
В целом, сейф не обязательно покупать, его можно обустроить и самостоятельно. Например, основой для сейфа может стать металлический шкаф, используемый на производстве. Он огнестойкий и прочный, однако его придется доработать, сделав необходимые раздельные ячейки и дополнительный замок.
Комментарий к статье 20.8 КоАП РФ
1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.
2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.
3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.
4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.
5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.
Виды оружия и особенности его хранения
В нашей стране гражданским лицам доступно лицензированное оружие следующих категорий:
- Ограниченного поражения (иначе травматическое).
- Охотничье гладкоствольное.
- Охотничье нарезное.
- Охотничье пневматическое.
- Газовое.
- Сигнальное.
- Спортивное.
- Гладкоствольное длинноствольное для самообороны.
- Клинковое с возможностью ношения с национальной формой одежды.
Помимо этого, существует группа изделий, не требующих разрешения
, а значит, и не попадающих под правила хранения для выше приведенных категорий:
- Пневматические винтовки, пистолеты и револьверы с энергией менее 7 Дж и внутренним диаметром ствола менее 4,5 мм.
- Аэрозольные пистолеты.
- Газовые баллончики.
- Макеты, копии, охолощенные модели, не способные производить выстрел.
- Сигнальные устройства.
- Охотничьи ножи.
- Спортинвентарь для фехтовального спорта.
- Электрошокеры.
Правила хранения оружия
Большинство видов оружия, вне зависимости от целей их использования (для охоты или самообороны) хранить разрешено только при наличии специального разрешения. Без этого документа владение оружием считается незаконным.
Однако, получение разрешения – не единственное требование к хранению оружия. Существует строгий перечень правил, к которым относятся:
- Оружие должно находиться по месту жительства его владельца. Хранится оно должно таким образом, чтобы исключить доступ к оружию посторонних лиц.
- Нельзя хранить оружие в сумках, карманах, бардачках машин. Ношение орудия разрешено в строго определённых случаях (на охоте и т.п.).
- Запрещено находиться с оружием в местах массового скопления людей (митинги, спортивные и культурные мероприятия, места общественного питания).
- Не разрешается передавать оружие третьим лицам.
- Нельзя иметь при себе оружие для самообороны, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
- Необходимо незамедлительно сообщать в правоохранительные органы, если оружие было похищено.
Говоря о хранении оружия дома, условие его защиты от доступа третьих лиц выполняется с помощью приобретения специального сейфа. К нему также предъявляются строгие требования:
- Толщина стенок должна быть не менее 2 мм.
- Он должен быть устойчив к взлому.
- Сейф обязательно должен быть огнестойким.
Наказание по КоАП РФ будет назначено только за нарушение правил, утвержденных на федеральном уровне. Соблюдать их обязано лицо, владеющее средствами самообороны на законном основании, т.е. при наличии разрешения МВД.
Если оружие и боеприпасы были приобретены или найдены гражданином без соответствующего разрешения, каждый предмет должен быть сдан сотрудникам МВД.
Обеспечение безопасности при хранении вооружения и боеприпасов возложено на законного владельца. В частности, должны соблюдаться следующие условия:
- в период, пока оружие не используется для самообороны или иных разрешенных целей, оно должно быть недоступно для посторонних лиц;
- хранение единиц оружия допускается только в специально оборудованных местах – сейфах, оружейных металлических ящиках и т.д.;
- вооружение должно находиться по месту жительства гражданина, указанного при оформлении разрешения;
- если жилое или нежилое помещение, где храниться оружие, расположено на первом или последнем этаже здания, должна предусматриваться сигнализация или установка металлических решеток на окнах;
- иные правила, регламентированные на законодательном уровне.
Дополнительные требования предусмотрены для массового хранения единиц оружия (например, для размещения коллекции). В этом случае должна быть установлена сигнализация и металлическая дверь в помещение.
Ответственность за хранение возлагается персонально на владельца оружия, и не может передаваться иным лицам.
Режим безопасности и соответствие всем условиям будут контролировать должностные лица МВД – такая проверка может проводиться не реже одного раза в год.
Уголовная ответственность
Ст. 222 УК РФ состоит из 4-х пунктов и примечания.
Применяемые меры ответственности представлены в таблице:
Состав деяния | Ограничение свободы | Лишение свободы | Принудит-е работы | Арест | Обязат-е работы |
Покупка, хранение и использование огнестрела в нарушение закона | До 3-х лет | До 4-х лет + штраф | До 4-х лет | До 6 месяцев | — |
Ранее указанное деяние, субъектом которого выступает группа лица при наличии предварительной договоренности | До 6 лет + штраф | — | — | — | — |
Ранее указанное деяние, субъектом которого является организованная группа | До 8 лет + штраф | — | — | — | — |
Сбыт огнестрельного оружия (только гладкоствольного и ограниченного поражения), газового и холодного оружия в нарушение законодательных норм | До 2-х лет | До 2-х лет + штраф | До 2-х лет | До 6 месяцев | До 480 часов |
На самом деле, если правильно подойти к процессу получения лицензии, то при нормальном психическом состоянии и достаточном количестве денег на курсы, получить ее достаточно просто. Вся процедура оформления понятна и довольно проста, поэтому при желании пройти ее может каждый. Именно поэтому не стоит покупать даже охотничьи ружья незаконно, чтобы впоследствии не оказаться под угрозой административного или уголовного наказания. Одного подобного разрешения будет достаточно на 5 лет, после чего его спокойно можно продлить. Это заметно спасет впоследствии время и деньги, поскольку в противной ситуации придется выплатить штраф и лишиться ружья, а то и оказаться в тюрьме. Проблема с незаконным оборотом и хранением оружия становится с каждым годом все актуальнее, поэтому правоохранительные органы пытаются ее решить одной из первых.