Определение прямых налогов: метод взимания, характеристики
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение прямых налогов: метод взимания, характеристики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.
Существует два вида прямых налогов:
- Реальные — платежи
- которыми облагаются отдельные виды материальных ценностей. В зависимости от объекта налогообложения ими могут быть земельный налог, промысловый, налог на ценные бумаги.
- Личные — обязательные платежи
- которые взимаются в зависимости от налогооблагаемого дохода или имущества плательщика за вычетом льгот, предоставленных налоговым кодексом или другими законами. Объекты налогообложения учитываются по каждому плательщику индивидуально, усреднение в данном случае не применяется. Могут приниматься во внимание различные факторы, в том числе размер дохода, количество имущества, семейное положение. Например, НДФЛ, налог на доходы от денежных капиталов.
Cooтнoшeниe пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв
Нeпpямыe нaлoги являютcя лишь чacтью дoxoдoв гocyдapcтвeннoй кaзны. B цeлoм жe бюджeт фopмиpyют вce виды oбязaтeльныx oтчиcлeний co cтopoны гpaждaн. Paзныe вoзмoжнocти coчeтaния пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв пoзвoляют фopмиpoвaть нecкoлькo мoдeлeй нaлoгooблoжeния, кoтopыe cyщecтвyют в paзныx cтpaнax миpa:
- Aнглocaкcoнcкaя мoдeль. Для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн нeбoльшoй oбъeм кocвeнныx нaлoгoв. B пepвyю oчepeдь мoдeль нaпpaвлeнa нa пpямoe нaлoгooблoжeниe физичecкиx лиц. Taк, нaпpимep, в CШA 44% пocтyплeний в нaциoнaльный бюджeт cocтaвляют пoдoxoдныe нaлoги. Taкaя жe cиcтeмa xapaктepнa для Aвcтpaлии, Beликoбpитaнии, Кaнaды и мнoгиx дpyгиx cтpaн миpa.
- Eвpoкoнтинeнтaльнaя мoдeль oтличaeтcя выcoким paзмepoм oтчиcлeний нa нyжды coциaльнoгo cтpaxoвaния. Taкжe для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн выcoкий ypoвeнь пocтyплeний oт yплaты нeпpямыx нaлoгoв.
- Лaтинoaмepикaнcкaя мoдeль opиeнтиpyeтcя нa бoльшoй пpoцeнт бюджeтныx дoxoдoв oт нeпpямыx нaлoгoв. Нaлoгoвыe oтчиcлeния вoзpacтaют пo мepe pocтa цeн, cвязaннoгo c инфляциeй, чтo пoзвoляeт в oпpeдeлeннoй мepe зaщитить гocyдapcтвeнный бюджeт.
- Moдeли cмeшaннoгo типa xapaктepны для мнoгиx гocyдapcтв. Taкиe cxeмы пpимeняютcя для дивepcификaции cтpyктypы дoxoдoв, нивeлиpyя влияниe oтдeльныx типoв нaлoгooблoжeния. Глaвнaя зaдaчa дaннoй мoдeли зaключaeтcя в тoм, чтoбы cдeлaть пpямыe нaлoги ocнoвными иcтoчникaми пocтyплeний, нo c пpeoблaдaниeм дoли cбopoв co cтopoны бизнeca, a нe oт пoдoxoднoгo нaлoгa.
Экcпepты в oблacти экoнoмики cчитaют, чтo нaлoгoвaя cиcтeмa, cyщecтвyющaя нa ceгoдняшний дeнь в Poccийcкoй Фeдepaции, являeтcя нaибoлee близкoй к лaтинoaмepикaнcкoй мoдeли. Taкжe в poccийcкoй cxeмe пpиcyтcтвyют элeмeнты eвpoкoнтинeнтaльнoй мoдeли нaлoгooблoжeния.
Пocтyплeния нaлoгoв co cтopoны бизнeca и пpeдпpинимaтeлeй нa ceгoдняшний дeнь в Poccии cocтaвляют пopядкa 70%.

Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Таблица прямых и косвенных налогов
Все виды налогов можно свести в таблицу:
Вид налога | Наименование налога | Бюджеты: федеральный, региональный, местный | ||
1 | 2 | 3 | ||
Прямые налоги | Для физических лиц | |||
НДФЛ | прямой федеральный |
|||
Налог на имущество | прямой местный | |||
Транспортный налог | прямой региональный |
|||
Земельный налог | прямой местный |
|||
Водный налог | прямой федеральный | |||
Для юридических лиц | ||||
Налог на прибыль | прямой федеральный | |||
НДФЛ с работников | прямой федеральный | |||
Налог на имущество | прямой региональный | |||
Транспортный налог | прямой региональный | |||
Земельный налог | прямой местный | |||
НДПИ | прямой федеральный | |||
Налог на игорный бизнес | прямой региональный | |||
Водный налог | прямой федеральный | |||
Торговый сбор | прямой местный | |||
Косвенные налоги | НДС | косвенный федеральный | ||
Акциз | косвенный федеральный |
Данный тип налогов в исторической картине возник значительно раньше в сравнении с косвенными платежами. Прямые налоги – обязательные сбор, поэтому они должны быть внесены в государственную казну абсолютно каждым гражданином нашей страны. В рамках классификации этих сборов также может быть выделено два основополагающих типа – реальные и личные взносы. Установление прямых налоговых выплат происходит на доходные части и имущество. Субъект и государство имеют между собой прямую связь. Со стороны налогоплательщика появляется давление, как уже говорилось. Еще одним ключевым фактором является сложность в проведении расчета детальной налоговой суммы. Прямым налогом является сумма, которая выплачивается из своего кармана и исчисляется от стоимости выручки.
Соотношение между типами налоговых вычетов
Если рассматривать оценку сопоставления этих сумм, в России она является существенной не только с позиции подбора приоритетных направлений, но и в рамках шанса использования иностранного опыта. Ведь государство планирует внедрить в это дело международные наработки, и процесс должен быть осуществлен с учетом общей экономической ситуации, принятием менталитета граждан, а также на базе отличий в разных уровнях. Чтобы была сформирована стойкая и эффективная модель, необходимо добиться определения оптимального уровня между прямым и косвенным обложением граждан налогами. Речь идет о структуре выплат.
Помимо этого, стоит заняться осуществлением оценки воздействия этих групп на общий экономический режим, и прийти к оптимальному показателю. В настоящее время в РФ в современных реалиях сложно ориентироваться на современные модели налогообложения, но правительство старается принять определенные меры. Чтобы было осуществлено полноценное распределение налогов прямого и косвенного типа, стоит провести расчеты в создании определенного баланса, поскольку определенные налоги должны быть эффективными и продуманными.
Итак, мы изучили, что представляют собой налоги прямого типа, и какие суммы к прямым налогам не относятся. Грамотный подход к их формированию и уплате позволит сделать так, чтобы обе стороны – государство и плательщики – чувствовали себя комфортно.
Налоговые сборы с доходов юридических и физических лиц
Чтобы стать плательщиком налога с доходов, предприятие должно в результате своей деятельности получить прибыль. Если оно не работает либо его деятельность убыточна, оно освобождается от прямого налогообложения доходов. Основным представителем этого прямого фискального сбора является налог на прибыль, правила уплаты которого прописаны в главе 25 НК РФ. Также к этой категории налоговых платежей относятся УСН и ЕНВД.
Физические лица с получаемых доходов уплачивают НДФЛ. К таким поступлениям относятся:
- заработная плата;
- авторские отчисления;
- прибыль от предпринимательской деятельности (в качестве ИП или от самозанятости);
- прибыль от продажи имущества;
- поступления от сдачи имущества в аренду;
- выигрыши в лотереях, конкурсах;
- иные налогооблагаемые поступления.
При этом с заработной платы удерживает и перечисляет НДФЛ в бюджет работодатель. Но все равно плательщиком является непосредственно работник. С остальных поступлений физическое лицо обязано само исчислять НДФЛ и перечислять его в бюджет государства.
Сущность и понятие прямых налогов
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Участвуя в перераспределении стоимости — национального дохода — налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.
Налог — одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление.
По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». А. Смит определил налог как бремя накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены, его размер и порядок уплаты. Одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Современное определение налога делает акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. В учебнике «Экономикс» Макконела указывает: «Налог — принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары и слуги».
Финансовая нагрузка при косвенном налоге: пример
ООО «Трейдинг-Консалтинг» осуществляет оптовые поставки яблок по цене 70 рублей за 1 кг. ООО «Вендинг-Лендинг» покупает их с учетом НДС 18%, то есть отдавая за яблоки по 82,6 рубля за 1 кг.
Затем ООО «Вендинг-Лендинг» продает яблоки в розницу — по цене 94,4 рубля за килограмм. При этом в отпускную цену входят: стоимость яблок — 80 рублей за 1 кг и НДС 18% в размере 14,4 рубля.
НДС, полученный от покупателей, — 14,4 рубля за каждый килограмм яблок, ООО «Вендинг-Лендинг» должно уплатить государству. При этом фирма вправе уменьшить НДС на тот, что был включен в стоимость яблок от ООО «Трейдинг-Консалтинг» — то есть на 12,6 рубля.
Выходит, что в «чистом» виде ООО «Вендинг-Лендинг» должно государству НДС с каждого килограмма яблок в сумме 1,80 рубля (из 14,4 вычитаем 12,6).
Но собственная налоговая нагрузка фирмы по НДС — нулевая. Фактический денежный приход — 94,4 рубля за 1 кг яблок — превышает фактический денежный расход — 84,4 рубля (82,6 рубля за 1 кг яблок + чистый НДС к уплате в сумме 1,80 рубля) ровно на 10 рублей. То есть столько бы и заработала фирма, если бы не платила НДС (и если ее поставщик не платил бы) — покупая яблоки за 70 рублей и продавая за 80 рублей за 1 кг.
Таким образом, субъект платит НДС косвенно — выполняя обязанности по его исчислению и перечислению в бюджет, но не неся реальной финансовой нагрузки.
Рассмотрев примеры прямых и косвенных налогов, ознакомимся более подробно с перечнем установленных законодательством России бюджетных платежей и попробуем определить, к какому виду налогов их правомерно отнести. Для удобства отобразим информацию в таблице.
Федеральные налоги: прямые и косвенные
Наименование налога |
Какой он? * |
Почему он такой? |
НДС |
Косвенный |
Фактически уплачивается покупателем товара (включается в стоимость). Фактически не образует налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект за счет вычетов |
Акциз |
||
НДФЛ |
Прямой |
Уплачивается получателем дохода. |
На прибыль организаций |
Прямой |
Платится получателем дохода |
НДПИ |
Прямой |
Уплачивается субъектом, извлекающим полезные ископаемые из недр |
Водный |
Уплачивается субъектом, пользующимся водными ресурсами |
|
Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами |
Уплачивается субъектом за получение возможности ведения охоты и рыбной ловли |
|
Государственная пошлина |
Прямой/косвенный |
Прямой — когда в получении государственной услуги заинтересован сам хозяйствующий субъект и платит пошлину за себя (например, когда это пошлина за регистрацию ООО, которая не может быть учтена в расходах ООО). Косвенный — когда расходы на уплату госпошлин, оплату лицензий и аналогичных нужд включаются с себестоимость товаров (работ) и формируют отпускную цену товара, которую платит покупатель. Пример — платежи государству за лицензирование включаются в стоимость лицензируемой продукции (в этом случае за лицензию фактически заплатит покупатель) |
УСН |
Прямой |
Уплачивается получателем дохода |
ЕНВД |
Уплачивается субъектом, имеющим статус плательщика ЕНВД |
|
ПСН |
Уплачивается субъектом, имеющим статус плательщика ПСН |
|
ЕСХН |
Уплачивается получателем дохода |
|
Налог при заключении соглашений о разделе продукции |
Прямой/косвенный |
Прямой — в части уплаты на льготных основаниях налога на прибыль и НДПИ. Косвенный — в части уплаты НДС |
Методы взимания налогов
Какими способами государство обременяет плательщиков сборов в казну? Есть четыре основных метода, при помощи которых собираются налоги — прямые и косвенные. Они распространены как в России, так и в мире.
Во-первых, это налогообложение так называемого «прогрессивного» типа. Применяя его, государство обязует граждан перечислять в казну суммы по ставке, величина которой растет соотносительно с увеличением налоговой базы. То есть, например, если человек зарабатывает 10 тыс. долларов в месяц, то он обязан платить НДФЛ в размере 12%, а если его зарплата составляет 50 тыс. долларов, то он перечисляет в бюджет уже 15%.
С «прогрессивными» сборами соседствует «регрессивный» метод налогообложения. В свою очередь при нем ставка по мере увеличения доходной базы снижается.

Данный тип налогов в исторической картине возник значительно раньше в сравнении с косвенными платежами. Прямые налоги – обязательные сбор, поэтому они должны быть внесены в государственную казну абсолютно каждым гражданином нашей страны. В рамках классификации этих сборов также может быть выделено два основополагающих типа – реальные и личные взносы. Установление прямых налоговых выплат происходит на доходные части и имущество. Субъект и государство имеют между собой прямую связь. Со стороны налогоплательщика появляется давление, как уже говорилось. Еще одним ключевым фактором является сложность в проведении расчета детальной налоговой суммы. Прямым налогом является сумма, которая выплачивается из своего кармана и исчисляется от стоимости выручки.
С чего может взиматься прямой налог:
- С общей прибыли налогоплательщика;
- С имущества налогоплательщика в момент приобретения или за какой-то определенный период.
Объектом налогообложения могут быть:
- Сумма налогооблагаемого дохода плательщика – сюда входят, например, зарплаты сотрудникам, прибыль юридического лица, т.е. проценты от различных операций;
- Общая стоимость имущества – участки земли, движимые и недвижимые объекты, ценные бумаги.
Иными словами обложению прямыми налогами подлежит все, что имеется у налогоплательщика, и прямые налоги являются обязательными платежами.
Перечень таких уплат для физических и юридических лиц различен. Например, для физических лиц предметом для начисления прямых налогов могут являться:
- Полученная прибыль;
- Имущество;
- Автотранспорт;
- Участки земли;
- Водные ресурсы.
А если рассмотреть все более подробно, то получится:
- Подоходный налог физическое лицо уплачивает в местный или региональный бюджет. Расчет суммы происходит по специальной формуле, по которой величина выплат государству составляет 15-35% от полученного дохода;
- На имущество — начисляется исходя из стоимости объектов недвижимости и относится к местным налогам;
- Транспортный — удерживается со счастливых обладателей автотранспорта и уплачивается в местный бюджет;
- Земельный взимается, если вы являетесь обладателем какой-либо собственности в виде надела земли, а сумма отчислений зависит от стоимости объекта в кадастре и уплачивается в местный бюджет;
- Налог на водные объекты платит пользователь акватории и водозабора, деньги идут в федеральный бюджет.
По объектам обложения налоги делятся на следующие группы:
- налоги на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);
- налоги на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;
- налоги на имущество (предприятий и граждан);
- налоги на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);
- налоги за пользование природным ресурсами.
Резюме различий между прямым и косвенным налогам
Прямые налоги | Косвенные налоги |
прогрессирующий | регрессивный |
Заболеваемость и влияние Падение на одного человека | Заболеваемость и воздействие зависят от разных лиц |
Можно легко уклониться | Трудно уклониться |
Нельзя переносить бремя | Можно переложить бремя на другую сторону |
Снижает инфляцию | Увеличивает инфляцию |
Дорогостоящий сбор | Дешево и легко собрать |
Узкое покрытие | Широкий охват |