Утилизация автомобилей в беларуси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизация автомобилей в беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Утилизационный сбор на транспортные средства был введен в целях обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья указом Президента РБ № 64 от 4 февраля 2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. Увеличение ставок происходило в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.2020, подписанного главой правительства, внесло изменения в перечень видов и категорий транспортных средств, облагаемых утилизационным сбором и размеры ставок.

Кто должен платить утильсбор

Импортеры, владельцы, покупатели при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств следующих категорий должны единоразово оплачивать утилизационный сбор:

  • Легковые автомобили для личного пользования.
  • Авто с электродвигателем.
  • Машины повышенной проходимости.
  • Автомобили с гибридной силовой установкой.
  • Грузовые ТС, рефрижераторы, фургоны.
  • Автобусы.
  • Самосвалы.

Какие ТС освобождаются от уплаты

Указом Президента № 402 от 4.10.2018 г. внесены изменения в Указ Президента от 4.02.2014 г. Новый Указ вступил в силу 10 января 2019 года.

В соответствии с ним, к ТС, которые не являются объектом обложения утилизационным сбором в 2019 году, относятся:

  • произведенные (изготовленные) на территории Республики и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Беларуси;
  • переоборудованные на территории Беларуси на базе ТС, ранее зарегистрированных на территории страны;
  • переоборудованные на территории страны на базе ТС, ранее ввезенных и в отношении которых утилизационный сбор уже был уплачен;
  • ТС, достроенные на территории Беларуси производителями, которые изготовили транспортное средство на территории Республики и осуществили его отчуждение либо используют его для собственных нужд, на базе шасси, в отношении которого утилизационный сбор бы уплачен ранее.

Также к ТС, освобождаемым от уплаты утилизационного сбора, будут относиться:

  • ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и обращенные в собственность государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
  • предназначенные для применения в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Беларуси, за исключением ТС, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен;
  • задержанные органами таможни при проведении таможенного контроля и не востребованные в установленный законодательством период времени.

К ТС, для которых уплачивается утилизационный сбор, в 2019 году отнесены прицепы и полуприцепы категории 04, а также специальные и специализированные прицепы и полуприцепы данной категории, с даты выпуска которых прошло больше 3-х лет.

Под переоборудованием будет пониматься внесение в конструкцию транспортного средства изменений весовых, габаритных и иных параметров, не предусмотренных нормативно-технической документацией производителя (изготовителя), при котором юридическое лицо Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоило транспортному средству идентификационный номер (VIN). Действие этой нормы распространяется на отношения, возникшие с 04.02.2016.

Зачем нужно оплачивать утилизационный сбор?

Каждый автомобиль рано или поздно приходить в непригодность. Для того, чтобы его в дальнейшем утилизировать, не нанося вред экологии страны, государство собирает с граждан средства за каждую ввозимую машину.

Какие документы необходимо предоставить в таможенные органы при декларировании утилизационного сбора?

  1. Паспорт владельца транспортного средства (копии страниц 31-33 и страницы с пропиской) либо регистрационное свидетельство юрлица.
  2. Договор приобретения (купли-продажи) ТС.
  3. Паспорт транспортного средства (при покупке нового автомобиля) либо свидетельство транспортного средства (в случае приобретения б\у автомобиля).
  4. Документ об оплате утилизационного сбора.

В каком размере необходимо уплатить утилизационный сбор?

Согласно постановлению № 647 установлены ставки утилизационного сбора для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:

  • не более 3 лет;
  • от 3 до 7 лет;
  • свыше 7 лет.

Размеры ставок зависят от вида и категории транспортного средства, руб.:

Виды и категории транспортных средств

Ставки утилизационного сбора для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло

не более 3 лет

от 3 до 7 лет

свыше 7 лет

автомобиль, с объемом двигателя:

не более 1 тыс. куб. см

1652,2

5771,7

8657,6

от 1 до 2 тыс. куб. см

6115,2

8995,1

13492,7

от 2 до 3 тыс. куб. см

9652,7

17554,7

26332,1

от 3 до 3,5 тыс. куб. см

8898,6

31036,5

46554,8

свыше 3,5 тыс. куб. см

15253,7

38125,9

57188,9

автомобиль с электродвигателем

544,5

816,7

816,7

В отношении каких транспортных средств не надо платить утилизационный сбор?

  • изготовленное в Республике Беларусь и отчуждаемое производителем за пределы страны;
  • переоборудованное в Беларуси на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь;
  • переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее ввезенного в Беларусь, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор;

Примечание:

под переоборудованным транспортным средством понимается транспортное средство, в конструкцию которого внесены не предусмотренные нормативно-технической документацией производителя (изготовителя) изменения весовых, габаритных и иных параметров и которому при этом юридическим лицом Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоен идентификационный номер (VIN).

  • достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, если в отношении такого шасси уплачен утилизационный сбор в нашей стране;
  • достроенное в Беларуси на базе шасси и передаваемое изготовителем за пределы страны заказчику, местом нахождения или жительства которого не является Республика Беларусь, либо отчуждаемое за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения или жительства которого является Беларусь;
  • зарегистрированное до 1 марта 2014 г. в Беларуси в установленном законодательством порядке;
  • выпущенное в свободное обращение либо помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до 1 марта 2014 г.

В указе №64 от 04.02.2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» есть пункт 1.7. Приведем его полностью:

«Действие настоящего Указа не распространяется на транспортные средства, зарегистрированные на территории РБ в установленном законодательством порядке до вступления в силу настоящего Указа, а также транспортные средства, выпущенные в свободное обращение либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до вступления в силу настоящего Указа».

Теперь простыми словами. Не надо платить утильсбор: во-первых, если авто уже было зарегистрировано в РБ до начала действия закона; во-вторых, если авто выпущено в свободное обращение.

Сергей запросил копию ПТС у продавца, и оказалось, что машина попала в Россию именно из Беларуси и именно до вступления указа в силу, то есть до 2014 года. «Вооружившись уже копией ПТС и распечаткой самого указа, я опять рванул в МРЭО ГАИ, счастливый в своей правоте, — описал дальнейшие действия tomy. — Однако в качестве ответа услышал фразу „вы неправильно понимаете данный пункт указа“. Я начал рассылать письма во все инстанции — от налоговой и МВД до Совета министров. В результате трехмесячной переписки мной был получен положительный ответ. Только так я смог поставить на учет автомобиль без уплаты утильсбора».

Обе истории, а точнее, необходимость длительных переписок с госорганами, довольно странно выглядят со стороны. Люди вынуждены доказывать, что они правы по закону. При этом сама таможня периодически напоминает: «В отношении транспортных средств, ранее зарегистрированных в установленном порядке на территории Беларуси до 1 марта 2014 года, утилизационный сбор не подлежит уплате». Последнее такое напоминание увидело свет в начале марта 2019 года на официальных сайтах Могилевских облисполкома и райисполкома — очевидно, что в граничащем с РФ регионе вопрос стоит острее. Сообщение начинается со слов «В последние месяцы все чаще стали поступать вопросы по поводу необходимости уплачивать утильсбор в отношении приобретенных в России транспортных средств, ранее вывезенных из РБ».

Читайте также:  Каков размер госпошлины на прописку в квартире?

Что такое утилизационный сбор на автомобили

Уплата УС производится единоразово непосредственно во время покупки или ввоза автотранспорта из-за рубежа, начиная с 1 сентября 2012 года, ведь именно тогда вступили в силу внесенные в законодательство поправки.

Есть у этого относительно нового решения еще одно обоснование, которое сводится к косвенной стимуляции спроса на российский автопром. Каким образом? После вступления Российской Федерации в ВТО, государству пришлось в значительной мере снижать таможенные пошлины для автомобилей, которые завозятся из-за границы.

А поскольку изменения коснулись не только новых, но и подержанных авто, то и спрос на зарубежный автопром только усилился, в результате чего российское Правительство было вынуждено увеличивать размер сбора.

Большое значение в этом вопросе имеет и экологическая сторона, поскольку своевременная, а самое главное, правильная утилизация вносит значительную лепту в обеспечение должного уровня безопасности для населения и окружающей среды в целом.

А поскольку далеко не все граждане являются настолько сознательными, чтобы обеспечивать этот самый уровень, ответственность за процесс утилизации и расходы на нее вынуждено брать на себя государство, частично компенсирующее свои затраты за счет автомобилистов.

Способы исполнения расширенных обязательств для производителей и импортеров на территорию Республики Казахстан

Производители и импортеры на территории Республики Казахстан имеют право исполнять расширенные требования в сфере утилизационного сбора следующими способами:

  1. Использование собственной системы сбора, обработки, переработки, обезвреживания и утилизации отходов, транспортировки, подготовки к повторному использованию и сортировки. Но следует учесть, что данный способ не распространяется на производителей и импортеров кабельной продукции и легкого, грузового автомобильного транспорта;
  2. Составление договора с оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) об организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки и переработки. Подачи заявки согласно правилам реализации расширенных обязательств производителей (импортеров), утвержденных правительством РК с последующим внесением на банковский счет оператора денег в виде утилизационного платежа.

На кого не распространяются расширенные обязательства производителей или импортеров

Расширенные обязательства производителей или импортеров не распространяются на следующих лиц:

  1. производителей в части произведенных масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, аккумуляторных батарей при условии использования для их производства не менее тридцати процентов отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона, использованных аккумуляторных батарей соответственно, переработанных и утилизированных на территории Республики Казахстан;
  2. производителей и импортеров в части произведенной (произведенных) на территории Республики Казахстан и (или) ввезенной (ввезенных) на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), реализованной (реализованных) за ее пределами;
  3. производителей и импортеров в части произведенных на территории Республики Казахстан и (или) ввезенных на территорию Республики Казахстан полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, которые предназначены для упаковки и (или) в которые упакована (упакованы) продукция (товары), реализованная (реализованные) за ее пределами;
  4. физических лиц, осуществляющих ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), при импорте продукции (товаров) в пределах квоты на беспошлинный ввоз товаров личного пользования, за исключением импортеров автомобильных транспортных средств, самоходной сельскохозяйственной техники;
  5. импортеров в части полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы социально значимые продовольственные товары, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан;
  6. производителей в части произведенной полимерной упаковки из преформ, за которые внесен утилизационный платеж;
  7. импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакована ввезенная (ввезенные) продукция (товары), используемая (используемые) в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенная (не предназначенные) для реализации;
  8. импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, в которые упакованы товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

Какие автомобили не требуют растаможки?

Чтобы машина, импортируемая в РФ, смогла избежать растаможки, нужно, чтобы транспортное средство соответствовало определенным условиям:

  • импорт транспортного средства на территорию Белоруссии должен был осуществиться до 1 января 2010 года. Дело в том, что до вышеуказанной даты на территории Белоруссии существовали практически те же налоговые ставки, что и в Российской Федерации. Именно поэтому в данном случае принято считать, что машина уже успела компенсировать все налоговые издержки;
  • завод-изготовитель транспортного средства должен быть расположен на территории страны, которая является членом Таможенного союза. Для этого новому собственнику машины придется предъявить соответствующие доказательства в виде документов на ТС;
  • при регистрации машины на территории Белоруссии был оплачен налог в соответствии с суммой таможенной пошлины России.

Варианты приобретения машины

Прежде чем решать вопрос растаможки авто из Белоруссии в Россию в 2021 году следует понять как будет покупаться машина. Всего существует несколько методов покупки машины в Республике Беларусь. Приобрести можно как подержанную, так и «нулевую» машину, при этом используются:

  1. Обращение в специализированную организацию, (например в БелАвто) которая доставляет машины из-за рубежа. Ставка за подобные услуги варьируется в пределах пятисот евро. В течение 1-2 недель машину подберут и доставят под заказ. Алгоритм такой:
  • автолюбитель посещает интернет портал Белорусского авторынка;
  • выбирает интересующее объявление или по каталогу;
  • рассчитывает с сотрудником нашей компании смету, обсуждает нюансы;
  • заключает соглашение;
  • делает предоплату;
  • ждет доставку ТС по адресу проживания.

Если машина не соответствует заранее прописанным в договоре тех-характеристикам и состоянию, то приобретатель имеет полное право отказаться от покупки.

  1. Еще один способ – это услуга оказываемая посредником, который отправляется в Беларусь и пригоняет заказную машину, решая вопрос с растаможкой. При этом в обязательном порядке оформляется договор, вносится предоплата. Иметь дело с незнакомыми физическими лицами – это не самая лучшая идея, можно «познакомиться» с мошенниками и остаться без денег ну или чаще всего приобрести разбитое корыто.
  1. Самый надежный метод – это поездка в соседнюю страну и самостоятельно выбрать ТС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: pressa56@cp9.ru