Утилизация автомобилей в беларуси
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизация автомобилей в беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Утилизационный сбор на транспортные средства был введен в целях обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья указом Президента РБ № 64 от 4 февраля 2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. Увеличение ставок происходило в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.2020, подписанного главой правительства, внесло изменения в перечень видов и категорий транспортных средств, облагаемых утилизационным сбором и размеры ставок.
Кто должен платить утильсбор
Импортеры, владельцы, покупатели при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств следующих категорий должны единоразово оплачивать утилизационный сбор:
- Легковые автомобили для личного пользования.
- Авто с электродвигателем.
- Машины повышенной проходимости.
- Автомобили с гибридной силовой установкой.
- Грузовые ТС, рефрижераторы, фургоны.
- Автобусы.
- Самосвалы.

Какие ТС освобождаются от уплаты
Указом Президента № 402 от 4.10.2018 г. внесены изменения в Указ Президента от 4.02.2014 г. Новый Указ вступил в силу 10 января 2019 года.
В соответствии с ним, к ТС, которые не являются объектом обложения утилизационным сбором в 2019 году, относятся:
- произведенные (изготовленные) на территории Республики и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Беларуси;
- переоборудованные на территории Беларуси на базе ТС, ранее зарегистрированных на территории страны;
- переоборудованные на территории страны на базе ТС, ранее ввезенных и в отношении которых утилизационный сбор уже был уплачен;
- ТС, достроенные на территории Беларуси производителями, которые изготовили транспортное средство на территории Республики и осуществили его отчуждение либо используют его для собственных нужд, на базе шасси, в отношении которого утилизационный сбор бы уплачен ранее.
Также к ТС, освобождаемым от уплаты утилизационного сбора, будут относиться:
- ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
- ввозимые (ввезенные) в Беларусь и обращенные в собственность государства;
- ввозимые (ввезенные) в Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
- предназначенные для применения в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Беларуси, за исключением ТС, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен;
- задержанные органами таможни при проведении таможенного контроля и не востребованные в установленный законодательством период времени.
К ТС, для которых уплачивается утилизационный сбор, в 2019 году отнесены прицепы и полуприцепы категории 04, а также специальные и специализированные прицепы и полуприцепы данной категории, с даты выпуска которых прошло больше 3-х лет.
Под переоборудованием будет пониматься внесение в конструкцию транспортного средства изменений весовых, габаритных и иных параметров, не предусмотренных нормативно-технической документацией производителя (изготовителя), при котором юридическое лицо Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоило транспортному средству идентификационный номер (VIN). Действие этой нормы распространяется на отношения, возникшие с 04.02.2016.
Зачем нужно оплачивать утилизационный сбор?
Каждый автомобиль рано или поздно приходить в непригодность. Для того, чтобы его в дальнейшем утилизировать, не нанося вред экологии страны, государство собирает с граждан средства за каждую ввозимую машину.
Какие документы необходимо предоставить в таможенные органы при декларировании утилизационного сбора?
- Паспорт владельца транспортного средства (копии страниц 31-33 и страницы с пропиской) либо регистрационное свидетельство юрлица.
- Договор приобретения (купли-продажи) ТС.
- Паспорт транспортного средства (при покупке нового автомобиля) либо свидетельство транспортного средства (в случае приобретения б\у автомобиля).
- Документ об оплате утилизационного сбора.
В каком размере необходимо уплатить утилизационный сбор?
Согласно постановлению № 647 установлены ставки утилизационного сбора для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:
- не более 3 лет;
- от 3 до 7 лет;
- свыше 7 лет.
Размеры ставок зависят от вида и категории транспортного средства, руб.:
Виды и категории транспортных средств |
Ставки утилизационного сбора для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло |
||
не более 3 лет |
от 3 до 7 лет |
свыше 7 лет |
|
автомобиль, с объемом двигателя: |
|||
не более 1 тыс. куб. см |
1652,2 |
5771,7 |
8657,6 |
от 1 до 2 тыс. куб. см |
6115,2 |
8995,1 |
13492,7 |
от 2 до 3 тыс. куб. см |
9652,7 |
17554,7 |
26332,1 |
от 3 до 3,5 тыс. куб. см |
8898,6 |
31036,5 |
46554,8 |
свыше 3,5 тыс. куб. см |
15253,7 |
38125,9 |
57188,9 |
автомобиль с электродвигателем |
544,5 |
816,7 |
816,7 |
В отношении каких транспортных средств не надо платить утилизационный сбор?
- изготовленное в Республике Беларусь и отчуждаемое производителем за пределы страны;
- переоборудованное в Беларуси на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь;
- переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее ввезенного в Беларусь, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор;
Примечание:
под переоборудованным транспортным средством понимается транспортное средство, в конструкцию которого внесены не предусмотренные нормативно-технической документацией производителя (изготовителя) изменения весовых, габаритных и иных параметров и которому при этом юридическим лицом Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоен идентификационный номер (VIN).
- достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, если в отношении такого шасси уплачен утилизационный сбор в нашей стране;
- достроенное в Беларуси на базе шасси и передаваемое изготовителем за пределы страны заказчику, местом нахождения или жительства которого не является Республика Беларусь, либо отчуждаемое за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения или жительства которого является Беларусь;
- зарегистрированное до 1 марта 2014 г. в Беларуси в установленном законодательством порядке;
- выпущенное в свободное обращение либо помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до 1 марта 2014 г.
В указе №64 от 04.02.2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» есть пункт 1.7. Приведем его полностью:
«Действие настоящего Указа не распространяется на транспортные средства, зарегистрированные на территории РБ в установленном законодательством порядке до вступления в силу настоящего Указа, а также транспортные средства, выпущенные в свободное обращение либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до вступления в силу настоящего Указа».
Теперь простыми словами. Не надо платить утильсбор: во-первых, если авто уже было зарегистрировано в РБ до начала действия закона; во-вторых, если авто выпущено в свободное обращение.
Сергей запросил копию ПТС у продавца, и оказалось, что машина попала в Россию именно из Беларуси и именно до вступления указа в силу, то есть до 2014 года. «Вооружившись уже копией ПТС и распечаткой самого указа, я опять рванул в МРЭО ГАИ, счастливый в своей правоте, — описал дальнейшие действия tomy. — Однако в качестве ответа услышал фразу „вы неправильно понимаете данный пункт указа“. Я начал рассылать письма во все инстанции — от налоговой и МВД до Совета министров. В результате трехмесячной переписки мной был получен положительный ответ. Только так я смог поставить на учет автомобиль без уплаты утильсбора».
Обе истории, а точнее, необходимость длительных переписок с госорганами, довольно странно выглядят со стороны. Люди вынуждены доказывать, что они правы по закону. При этом сама таможня периодически напоминает: «В отношении транспортных средств, ранее зарегистрированных в установленном порядке на территории Беларуси до 1 марта 2014 года, утилизационный сбор не подлежит уплате». Последнее такое напоминание увидело свет в начале марта 2019 года на официальных сайтах Могилевских облисполкома и райисполкома — очевидно, что в граничащем с РФ регионе вопрос стоит острее. Сообщение начинается со слов «В последние месяцы все чаще стали поступать вопросы по поводу необходимости уплачивать утильсбор в отношении приобретенных в России транспортных средств, ранее вывезенных из РБ».
Что такое утилизационный сбор на автомобили
Уплата УС производится единоразово непосредственно во время покупки или ввоза автотранспорта из-за рубежа, начиная с 1 сентября 2012 года, ведь именно тогда вступили в силу внесенные в законодательство поправки.
Есть у этого относительно нового решения еще одно обоснование, которое сводится к косвенной стимуляции спроса на российский автопром. Каким образом? После вступления Российской Федерации в ВТО, государству пришлось в значительной мере снижать таможенные пошлины для автомобилей, которые завозятся из-за границы.
А поскольку изменения коснулись не только новых, но и подержанных авто, то и спрос на зарубежный автопром только усилился, в результате чего российское Правительство было вынуждено увеличивать размер сбора.
Большое значение в этом вопросе имеет и экологическая сторона, поскольку своевременная, а самое главное, правильная утилизация вносит значительную лепту в обеспечение должного уровня безопасности для населения и окружающей среды в целом.
А поскольку далеко не все граждане являются настолько сознательными, чтобы обеспечивать этот самый уровень, ответственность за процесс утилизации и расходы на нее вынуждено брать на себя государство, частично компенсирующее свои затраты за счет автомобилистов.
Способы исполнения расширенных обязательств для производителей и импортеров на территорию Республики Казахстан
Производители и импортеры на территории Республики Казахстан имеют право исполнять расширенные требования в сфере утилизационного сбора следующими способами:
- Использование собственной системы сбора, обработки, переработки, обезвреживания и утилизации отходов, транспортировки, подготовки к повторному использованию и сортировки. Но следует учесть, что данный способ не распространяется на производителей и импортеров кабельной продукции и легкого, грузового автомобильного транспорта;
- Составление договора с оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) об организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки и переработки. Подачи заявки согласно правилам реализации расширенных обязательств производителей (импортеров), утвержденных правительством РК с последующим внесением на банковский счет оператора денег в виде утилизационного платежа.
На кого не распространяются расширенные обязательства производителей или импортеров
Расширенные обязательства производителей или импортеров не распространяются на следующих лиц:
- производителей в части произведенных масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, аккумуляторных батарей при условии использования для их производства не менее тридцати процентов отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона, использованных аккумуляторных батарей соответственно, переработанных и утилизированных на территории Республики Казахстан;
- производителей и импортеров в части произведенной (произведенных) на территории Республики Казахстан и (или) ввезенной (ввезенных) на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), реализованной (реализованных) за ее пределами;
- производителей и импортеров в части произведенных на территории Республики Казахстан и (или) ввезенных на территорию Республики Казахстан полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, которые предназначены для упаковки и (или) в которые упакована (упакованы) продукция (товары), реализованная (реализованные) за ее пределами;
- физических лиц, осуществляющих ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), при импорте продукции (товаров) в пределах квоты на беспошлинный ввоз товаров личного пользования, за исключением импортеров автомобильных транспортных средств, самоходной сельскохозяйственной техники;
- импортеров в части полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы социально значимые продовольственные товары, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан;
- производителей в части произведенной полимерной упаковки из преформ, за которые внесен утилизационный платеж;
- импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакована ввезенная (ввезенные) продукция (товары), используемая (используемые) в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенная (не предназначенные) для реализации;
- импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, в которые упакованы товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Какие автомобили не требуют растаможки?
Чтобы машина, импортируемая в РФ, смогла избежать растаможки, нужно, чтобы транспортное средство соответствовало определенным условиям:
- импорт транспортного средства на территорию Белоруссии должен был осуществиться до 1 января 2010 года. Дело в том, что до вышеуказанной даты на территории Белоруссии существовали практически те же налоговые ставки, что и в Российской Федерации. Именно поэтому в данном случае принято считать, что машина уже успела компенсировать все налоговые издержки;
- завод-изготовитель транспортного средства должен быть расположен на территории страны, которая является членом Таможенного союза. Для этого новому собственнику машины придется предъявить соответствующие доказательства в виде документов на ТС;
- при регистрации машины на территории Белоруссии был оплачен налог в соответствии с суммой таможенной пошлины России.
Варианты приобретения машины
Прежде чем решать вопрос растаможки авто из Белоруссии в Россию в 2021 году следует понять как будет покупаться машина. Всего существует несколько методов покупки машины в Республике Беларусь. Приобрести можно как подержанную, так и «нулевую» машину, при этом используются:
- Обращение в специализированную организацию, (например в БелАвто) которая доставляет машины из-за рубежа. Ставка за подобные услуги варьируется в пределах пятисот евро. В течение 1-2 недель машину подберут и доставят под заказ. Алгоритм такой:
- автолюбитель посещает интернет портал Белорусского авторынка;
- выбирает интересующее объявление или по каталогу;
- рассчитывает с сотрудником нашей компании смету, обсуждает нюансы;
- заключает соглашение;
- делает предоплату;
- ждет доставку ТС по адресу проживания.
Если машина не соответствует заранее прописанным в договоре тех-характеристикам и состоянию, то приобретатель имеет полное право отказаться от покупки.
- Еще один способ – это услуга оказываемая посредником, который отправляется в Беларусь и пригоняет заказную машину, решая вопрос с растаможкой. При этом в обязательном порядке оформляется договор, вносится предоплата. Иметь дело с незнакомыми физическими лицами – это не самая лучшая идея, можно «познакомиться» с мошенниками и остаться без денег ну или чаще всего приобрести разбитое корыто.
- Самый надежный метод – это поездка в соседнюю страну и самостоятельно выбрать ТС.