Штраф за отсутствие тахографа в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие тахографа в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено. Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.
Штрафы для физических лиц
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение норм времени управления и отдыха | 1 500 — 2 000 рублей |
Достоинства и недостатки
В использовании тахографов есть свои плюсы и минусы. Изначально со стороны государства основной целью их обязательного применения было снижение аварийности на дорогах. Результат был оправдан, т. к. количество ДТП и правда снизилось. Большим плюсом также стал поток дополнительных денежных средств, который положительно сказался на бюджете страны.
Но применение тахографов имеет и другие преимущества:
- Защита интересов водителя и работодателя – исключение недобросовестных действий обеих сторон;
- Возможность выявить ранее совершенные нарушения водителем при осмотре оборудования инспектором.

Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Да, можно.
Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.
Приведём пример:
ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.
Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2022 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2022 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
Изменения с 1 ноября для физических лиц
Тахограф с 1 ноября 2019 года будет обязателен и для физических лиц. Поправки, вступающие с этой даты в силу, внесены непосредственно в закон «О безопасности дорожного движения». Чтобы лучше разобраться в вопросе, нужно рассматривать изменения в комплексе:
- ФЗ-508 внес в пункт 3 ст. 20 ФЗ-196 перечень эксплуатируемых ТС, по которым физические лица обязаны предпринимать меры по исполнению установленных требований по соблюдении правил дорожного движения, грузовые автомобили массой более 3,5 тонн. Этот закон уже вступил в силу;
- в перечень таковых мер ФЗ-386 в пункте 3 включено обязательство по установке тахографа.
Таким образом, тахограф стал обязателен для физических лиц, эксплуатирующих автомобили следующих видов:
- автобусы;
- грузовые автомобили массой более 3,5 тонн.
Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2021 году
Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:
Нарушение | Физическое лицо | ИП |
---|---|---|
Отсутствие оборудования | 1000-3000 | 5000-10000 |
Тахограф в нерабочем состоянии | 1000-3000 | 5000-10000 |
Нарушен режим работы и отдыха | 1000-3000 | 5000-10000 |
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС | 1000-3000 | 5000-10000 |
Нормативная база, обязанность по установке в 2021 году
Наличие пишущего устройства на автомобиле предусмотрено ст. 20 ФЗ-196 от 10.12.1995. В законе указано, что конкретные требования разрабатываются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ №1213 от 23.11.2012 эти полномочия переданы Минтрансу. В Приказе Минтранса № 36 от 12.03.2013 приведены основные требования к тахографу и перечень лиц, обязанных его устанавливать. В соответствии с приложением № 2 к Приказу, устройством оснащаются все транспортные средства, используемые в коммерческих целях, с массой от 3,5 до 12 тонн. В эту категорию попадают, в частности, следующие группы ТС:
- предназначенные для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 (массой до 5 тонн и более);
- грузовые автомобили с массой от 3,5 до 12 тонн и более 12 тонн.
Таким образом, ответственность за отсутствие карты предприятия для тахографа предусмотрена законодательством только для лиц, использующих технику в коммерческих целях для извлечения прибыли.
В Приказе предусмотрен и внушительный перечень исключений — список транспортных средств, на которые прибор не устанавливают: например, на троллейбусы, автомобили для обучения вождению, бетономешалки, автокраны, машины скорой помощи и многие другие.
Штрафы за тахограф на физическое лицо зависят от тяжести нарушения. Если тахографа вообще нет, или же нарушены требования по его использованию, размер штрафов составит от 3 до 5 тысяч рублей.
Если же были не соблюдены меры по управлению и отдыху, тогда размер штрафа от 1,5 до 2 тысяч рублей. Размер штрафов устанавливается статьями КоАП. Это, в частности, статья 11.23 часть 1 и 11.23 часть 3.
Примеры:
- Водитель не нарушает правила дорожного движения, имеются документы на груз, транспортное средство исправно, но он по той или иной причине не включил тахограф.
- Водитель не вставил в тахограф карту водителя.

Перечень неисправностей, которые влекут наложение штрафа
Логика подсказывает, что можно избежать штрафа — но лишь до тех пор, пока инспектор не обнаружит нарушений. Поэтому компании, которые занимаются перевозками, даже в случае, если число водителей и транспортных средств небольшое, должны пристально следить за соблюдением всех норм и требований.
Неисправности можно разделить на три типа:
- Механические — когда дефекты явно заметны. Они могут быть следствием удара, падения или небрежного отношения.
- Электрические — перепады напряжения, отсутствие питания и другое.
- Нарушение работы программного обеспечения — когда тахометр установлен, работает, но при этом не выдает нужных результатов по причине неполадок программного характера.
Таблица штрафов за отсутствие или неправильное использование тахографа
Нарушение | Ответственный | Размер штрафа |
Штраф за нарушение отдыха по тахографу | Водитель | 1,5-2 тыс. руб. |
Должностное лицо | 7-10 тыс. руб. | |
ИП | 15-25 тыс. руб. | |
Юр. лицо | 20-50 тыс. руб. | |
Штраф за неисправный тахограф | Водитель | 3-5 тыс. руб. |
Должностное лицо | 7-10 тыс. руб. | |
Юр. лицо | 20-50 тыс. руб. | |
ИП | 15-25 тыс. руб. | |
Штраф за отсутствие тахографа | Водитель | 3-5 тыс. руб. |
ИП и ООО | до 50 тыс. руб. | |
Штраф за тахограф на физическое лицо | Водитель | 1,5-2 тыс. руб. за нарушение режима труда и отдыха; |
3-5 тыс. руб. за отсутствие или нарушение требований; | ||
Штраф за тахограф юридическому лицу | ИП | 15-25 тыс. руб. |
Юридическое лицо | 20-50 тыс. руб. | |
Штраф за езду без карты тахографа | Частное лицо | 1-3 тыс. руб. |
Юр. лицо | 10-30 тыс. руб. |
Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России
Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.
Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.
У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:
- закупить тахограф;
- заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
- зарегистрировать прибор;
- заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
- назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.
Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.
В приложении № 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации № 440 от 28 октября 2020 года приведен перечень транспортных средств, которым не требуются тахографы. В эту категорию входят транспортные средства, которые не будут получать штраф за использование тахографа в 2022 году:
- используются для дорожных испытаний в соответствии с отраслевыми документами и действующими государственными стандартами;
- используются государственными учреждениями, занимающимися следственной работой;
- предназначены для перевозки грузов и пассажиров внутри организации и не покидают ее территорию;
- были изготовлены более 50 лет назад и не используются для коммерческих перевозок;
- принадлежат государственным учреждениям, в которых проходит военная служба;
- зарегистрированы на станциях техосмотра; использовались для обучения вождению или сдачи экзамена по вождению;
- используются для обучения водителей или сдачи экзаменов, но только если транспортное средство не используется в коммерческих целях;
- находятся в распоряжении полиции, аварийных служб
- используются в экстренных медицинских ситуациях;
- используются для обслуживания дорог, нефтяных и газовых скважин, перевозки ценных грузов и выручки, животных;
- принадлежат сельскохозяйственным производителям, когда используются для сельскохозяйственных перевозок
- допускаются к международным перевозкам в соответствии со своей картой доступа.
Стоит отметить, что вышеуказанные категории транспортных средств не могут быть оборудованы только в том случае, если транспортное средство принадлежит коммерческим или юридическим лицам. Если по каким-то причинам человек владеет специализированным транспортным средством, ему необходимо установить тахограф. Например, транспортное средство для перевозки лошадей, принадлежащее гражданину, не зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, должно быть оборудовано тахографом. Неустановка тахографа в 2022 году повлечет за собой штраф.
Изменения для автомобилей, выполняющий международные перевозки
Обязанность оснащения тахографом не распространяется на следующие виды транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, допущенные к международным автомобильным перевозкам в соответствии с карточкой допуска транспортного средства к международным автомобильным перевозкам, оборудованные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 года), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам
Обязанность по оснащению тахографом не распространяется на следующие виды транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
транспортных средств, сведения о которых внесены в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, в отношении перевозчиков, эксплуатирующих эти транспортные средства, оборудованные контрольными устройствами в соответствии с требованиями «Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 года»;
Основное отличие заключается в том, что с 1 сентября 2022 года транспортное средство, осуществляющее международные автомобильные перевозки, не будет обязано иметь карточку разрешения на перевозку. Вместо этого транспортное средство должно быть внесено в специальный реестр перевозчиков, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
Напомним, что с 1 сентября 2021 года аналогичное изменение введено для автобусов, осуществляющих международные перевозки.
Новые условия использования тахографов с 1 сентября 2021 года.
Вкратце:
Транспортные средства, допущенные к международным перевозкам с 1 января 2021 года, уже включены в реестр транспортных операторов, и для них больше ничего не нужно делать.
Если транспортное средство было допущено к международным перевозкам до 1 января 2021 года, рекомендую проверить, внесено ли оно в реестр Ространснадзора.
Внимание. Текущую версию реестра можно найти с помощью поиска на официальном сайте Ространснадзора.
На момент написания этой статьи (10 мая 2022 года) в реестре числится 187 150 автомобилей. И многие из них получили разрешения задолго до 1 января 2021 года (самая ранняя запись содержит дату 19 февраля 2001 года).
Поэтому в любом случае я рекомендую проверить автомобиль на регистре. Если номер автомобиля присутствует в реестре, то все в порядке, с 1 сентября 2022 года тахограф по-прежнему будет не обязателен.
Если транспортного средства нет в реестре, имеет смысл обратиться в Ространснадзор и объяснить, почему это так.
Кто имеет право проверять тахографы?
Полномочиями для проверки факта установки и правильности эксплуатации контролирующих устройств обладают сотрудники ГИБДД и представители Ространснадзора. Они могут выписать штраф за тахограф.
В первую очередь ими определяется, имела ли место езда без прибора и соответствует ли оборудование всем предъявляемым требованиям. Затем устанавливаются/исключаются нарушения, связанные с соблюдением режима труда и отдыха (ч. 2 ст. 11.23 КоАП).
Уполномоченные сотрудники вправе выполнять следующие действия:
-
осуществлять визуальный осмотр приборов;
-
знакомиться с распечатками данных;
-
просматривать сведения на экране тахографа;
-
просить предъявить водительскую карточку;
-
осуществлять считывание информации из памяти прибора с целью анализа в специализированном программном комплексе.
Применение в городских автобусах
Городской автобус – пассажирский общественный транспорт, который перемещается на небольшие расстояния по установленному маршруту в пределах города. Служит для перевозки 8 и более пассажиров.
Требования установить тахографы на городские автобусы прописаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 1998. Согласно нормативному документу, все автобусы, которые относятся к категориям М2 и М3, должны обязательно оснащаться приборами контроля.
К установке подлежат тахографы с блоками СКЗИ, произведенные в РФ. Например, модели:
- ШТРИХ-ТахоRUS;
- Меркурий ТА-001;
- DTCO 3283;
- АТОЛ Drive 5;
- EFAS V2 RUS и другие.
Что делать, если тахограф сломался в пути?
В том случае, если сотрудники ГИБДД во время проверки выявили поломку тахографа, водителю придется доказывать тот факт, что прибор сломался уже после выхода на маршрут. В противном случае ситуация будет квалифицироваться как выезд на линию без тахографа, а за это правонарушение по закону положен штраф.
Чтобы доказать факт поломки после выезда, нужно сделать распечатку с прибора. Также в путевом листе должна стоять соответствующая отметка, подтверждающая факт исправности тахографа перед выездом на маршрут.
Тахограф помогает фиксировать соблюдение графика отдыха и труда, поэтому, во избежание штрафа за несоблюдение этого пункта нужно вручную вести график управления автомобилем и перерыва на отдых.
Движение с неисправным тахографом допускается, но лишь до ближайшего ремонтного пункта или места, в котором проходило регистрацию данное транспортное средство.
На устранение поломки дается семь дней. За этот период водитель обязан устранить возникшую неисправность. В этот период инспекторы ГИБДД не имеют право выписывать штраф за данное нарушение. Но по истечении этого срока штраф будет выписан в обязательном порядке. При этом штрафные санкции будут применены как к организации, на которой зарегистрирован данный автомобиль, так и к должностному лицу, которое допустило данное транспортное средство до работы.