Административное расследование аварии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное расследование аварии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Срок рассмотрения дела начинает отсчитываться со дня получения уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении судьей, органом, должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов. Комментируемый Кодекс установил срок рассмотрения дела в пятнадцать дней. Установленный срок может быть продлен в двух случаях. Во-первых, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении и, во-вторых, когда возникла необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Решение о продлении установленного срока принимается судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в форме мотивированного определения. Срок может быть продлен не более чем на один месяц.
Комментарии к ст. 29.6 КОАП РФ
1. В качестве общего правила для всех субъектов административной юрисдикции, кроме судей, срок рассмотрения дела установлен продолжительностью 15 дней. Этот срок исчисляется со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специально для судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола и других материалов дела.
В течение установленного срока осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, в ходе которой выясняются необходимые вопросы, непосредственно связанные с рассмотрением дела (см. комментарий к ст. 29.1). При подготовке к рассмотрению дела принимаются различные решения процессуального характера, выносимые в форме определений, либо выносится постановление о прекращении производства по делу.
2. Срок рассмотрения дела может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающим дело. Продолжительность срока такого продления не может превышать одного месяца, что соответствует положениям Кодекса, устанавливающим давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5).
Решение о продлении срока рассмотрения дела может быть принято в случае получения ходатайств от участников производства по делу. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).
Аналогичное решение может быть принято и по инициативе самого субъекта (судьи, органа, должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.
Решение о продлении срока рассмотрения дела должно быть мотивированным. Оно выносится в виде определения.
3. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2) возможно продление только сроков, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи. Продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.
4. Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области законодательства о выборах и референдумах установлен сокращенный срок продолжительностью пять дней. Он исчисляется аналогично тому, как предусмотрено ч. 1 настоящей статьи. Однако в отличие от общего правила продление данного срока не допускается.
5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста либо административного выдворения, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента его задержания. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса, соответствующей ст. 22 Конституции РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (см. комментарий к ст. 27.5). Аналогичное требование касается и рассмотрения дела о правонарушении, влекущем назначение административного выдворения (см. ч. 4 комментируемой статьи).
6. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), рассматривается не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, что имеет непосредственное отношение к исполнению данного вида наказания (см. комментарий к ст. 32.12).
Рассмотрение дела в ГИБДД четко расписано в российском Кодексе об административных правонарушениях. В назначенное время (с учетом живой очереди) вас пригласят в кабинет, где инспектор «обязан изучить составленный на месте аварии материал и принять решение, кто из водителей нарушил ПДД». Помните, что КоАП РФ дает вам право знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, давать объяснения, пользоваться помощью защитника (ст. 25.1). Дело может быть рассмотрено только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол на месте ДТП. В протоколе, как правило, указывается время и место рассмотрения дела. Поэтому, если вы не явитесь в подразделение ГИБДД в назначенное время, решение могут принять и без вас.
При рассмотрении дела ваша задача — представить максимум доказательств, подтверждающих невиновность. Как правило, это свидетельские показания, фото- и видеоматериалы. Многие водители совершают ошибку, когда в устной форме просят сотрудника ГИБДД приобщить доказательства к делу. А потом выясняется, что инспектор ничего не сделал, и решение выносится по имеющимся в деле материалам. Чтобы этого избежать, необходимо заранее подготовить заявление в письменном виде. Считаете, что экспертиза даст ответ на вопрос, мог ли водитель, к примеру, экстренно остановиться? Просите о ее проведении в письменном ходатайстве. Сотрудник ГИБДД обязан рассмотреть такое заявление и сразу дать ответ — в письменном же виде. Такое положение закреплено в статье 24.4 КоАП РФ. Чем больше доказательств своей невиновности вы представите, тем лучше для вас.
Если, несмотря на представленные доказательства, вас обвинили в нарушении ПДД, а вы с этим не согласны, — подавайте жалобу в вышестоящую инстанцию ГИБДД или в суд в течение 10 дней. Особенности обжалования рассмотрим в следующем номере.
Сколько времени происходит разбор ДТП в ГИБДД?
ГАП при подразделении Госавтоинспекции осуществляет ознакомление с представленной документацией в течение 30 дней. Точное время зависит от сложности инцидента, а также числа мероприятий, необходимых к проведению для установления истиной причины происшествия. Согласно ст. 28.5, 28.7 КоАП, предусмотрена возможность для продления периода изучения ДТП еще на месяц.
Наиболее тщательному анализу при разборе ДТП в ГИБДД подвергаются пояснения сторон и свидетелей, полученные с камер видеонаблюдения и авторегистраторов видеозаписи. Если есть жертвы или пострадавшие для оформления постановления обязательно требуется справка судмедэксперта. Акт устанавливает степень тяжести полученных увечий. От этого показателя напрямую зависит мера ответственности виновного. Чаще всего медицинское исследование проводится по окончании лечения. Если травмы соответствуют средней или тяжелой степени, то выписка может произойти только через несколько месяцев. Поэтому ГИБДД вправе продлить срок рассмотрения инцидента на 6 мес.
Разбор аварии в ГИБДД
Если выполняется разбор ДТП в ГИБДД, работа ведется в несколько этапов:
- Сотрудники сформированной группы изучают документы об аварии. Процедура проводится без участия лиц, оказавшихся в происшествии.
- Водителей оповестят о дате и месте прохождения процедуры. Лица обязаны посетить ГИБДД в установленный срок.
- В назначенное время участников аварии пригласят в ГИБДД. Здесь им предоставят возможность еще раз описать особенности сложившейся ситуации. Автомобилисты могут предъявить доказательства своей правоты. В их качестве рассматриваются свидетельские показания, результаты фото и видеосъемки. Допустимо выдвижение требований о проведении экспертизы. Просьба оформляется в виде ходатайства. Ответ на него группа разбора должна дать незамедлительно. Бумага оформляется в письменном виде.
- Если назначена экспертиза, участники происшествия обязаны дождаться её результата. Затем будет установлен виновник аварии.
- Оформляется постановление.
Водители могут посетить группу разбора совместно или по одному. Первый вариант больше походит на очную ставку. Однако нарушение законодательства при этом не возникает. Иногда так проще докопаться до истины.
С какими проблемами можно столкнуться?
Работа группы разбора административного расследования связана с изучением доказательств вины того или иного водителя. Разбирательство упростится, если на одном из автомобилей присутствовал видеорегистратор. Он позволяет определить истинную причину инцидента и понять поведение водителей в момент столкновения.
Не всегда представитель Госавтоинспекции, прибывший на место события, опрашивает свидетелей. Однако их показания имеют важное значение. Поэтому рекомендуется контролировать выполнение административного расследования ДТП самостоятельно.
Гражданин может попытаться продлить время, установленное для обжалования решения разбора ГИБДД. Однако на практике выполнить манипуляция сложно. Решающее значение имеет оперативность сбора доказательств и подача заявления в вышестоящую структуру или иска в районный суд.
Чаще всего поводом для желания подать жалобу становится вынесение сотрудником ГИБДД постановления либо составление протокола, который не отвечает принципу законности.
Еще один повод для обжалования — нарушение прав водителя при сдаче экзаменов для получения или замены водительского удостоверения, регистрации ТС, а также просто некорректное поведение сотрудника либо вымогание взятки.
Подать претензию можно несколькими следующими способами:
- В рамках личного обращения. В этом случае надо распечатать два экземпляра жалобы. Один остается в ГИБДД, а на другом сотрудниками делается отметка о принятии документа.
- Претензия может быть отправлена заказным письмом с пометкой о вручении.
- Такую жалобу подают, в том числе, и в онлайн режиме.
При этом можно использовать несколько следующих вариантов:
- Официальный сайт ГИБДД или МВД.
- Государственные услуги.
- Система досудебных обжалований.
В том случае, если гражданин решил подать претензию через интернет, заполнять документы на бумаге абсолютно не нужно. Просто заполняется соответствующая форма на сайте ГИБДД.
Собственно рассмотрение дела об административном правонарушении
Прежде чем начать говорить об этом этапе, необходимо остановиться на том, кто, какие органы вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, тем более, что лицам, уполномоченным их рассматривать посвящен отдельный раздел КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются следующими лицами в пределах их компетенции:
- судьями (мировыми судьями);
- комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
- органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;
- органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней.
КоАП РФ в главе 23 дает перечень более чем из 70 наименований лиц (судьи, органы и должностные лица), в компетенцию которых входит рассмотрение определенных дел об АП.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой регламентированную законом процедуру, состоящую из последовательных действий. Эта последовательность зафиксирована в ст. 29.7 КоАП РФ.
В частности, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должен включать в себя:
- Выявление и сообщение присутствующим сведений о том, какое дело будет слушаться, какой закон нарушен, кто присутствует в качестве нарушителя, кто будет разбирать дело.
- Получение сведений о присутствии на заседании лиц или их представителей.
- Проверку полномочий лиц, участвующих в рассмотрении дела, включая представителей и защитников.
- Если кто-то из фигурантов отсутствует, то выясняется, был ли он должным образом извещен о заседании и по какой причине не явился, и решается вопрос о проведении разбирательства в его отсутствие.
- Разъяснение правомочий участникам процесса.
- Оглашение отводов и ходатайств, если таковые у сторон есть.
В некоторых ситуациях предусмотрена возможность отсрочить (отложить) рассмотрение дела, о чем готовится документ, который называется «Определение». Это случаи, когда:
- Наличествует требование об отводе или самоотводе лица, уполномоченного рассматривать дело, консультанта, специалиста, приглашенного переводчика – если в этой связи будет невозможно продолжить разбирательство дела по существу.
- Нужно обеспечить присутствие лица в заседании (даже путем привода), либо затребовать дополнительные материалы или провести исследование.
- Дело должно быть передано в другое ведомство.

Ст. 12.8 ч.1 КоАП — управление ТС в состоянии опьянения // ИООО «Главная дорога» — Иркутск
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Оправдан спустя 4 года
Постановлением мирового судьи от 10 октября 2018 года водитель Б.А.С. был признан в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей, с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
Однако, водительское удостоверение им не было сдано в орган, исполняющий данный вид административного наказания (ГИБДД), в связи с чем, назначенный постановлением мирового судьи срок лишения права управления транспортными средствами был прерван (ст. 32.7 КоАП РФ). читать далее….
Обязан ли я прийти в ГИБДД или суд по вызову?
Обязанность присутствовать при рассмотрении дела и давать показания в органах зависит от вашего статуса в этом деле и от конкретного типа дела: административного или уголовного.
Если речь об административных правонарушениях, то во многом это не зависит от конкретного нарушения – даже если речь идёт не о нарушениях водителей или делах в области дорожного движения в целом, закон одинаков для всех, потому что регулируется он Административным кодексом, лишь одна глава которого отвечает за штрафы и другие наказания ГИБДД.
КоАП предусматривает таких участников в делах о нарушениях:
- лицо, в отношении которого ведётся дело (далее «ЛВОК» – аналог обвиняемого в Уголовном кодексе) – именно такое лицо чаще всего обязано явиться в ГИБДД или суд и давать показания для опроса в деле в 2020 году, но чаще всего ему или ей можно не приходить по запросу органов,
- виновник – лицо, признанное соответствующим должностным лицом или судьёй нарушившим и которое должно нести ответственность,
- свидетель,
- понятой,
- потерпевший,
- представитель несовершеннолетнего гражданина.
Можно ли инспектору снимать водителя?
Законодательного запрета на фото- или видеофиксацию нарушений правил дорожного движения не существует. Значит, применение записывающей аппаратуры сотрудниками ГИБДД находится в рамках правового поля. Но есть некоторые нюансы, о которых водителям необходимо знать:
- при проведении фото- или видеосъемки инспектор обязан сообщить об этом участникам процедуры, озвучить на камеру дату, время проведения процессуальных действий, марку и модель камеры или телефона;
- прерывать процесс записи нельзя – весь ход фиксации нарушения, опрос или составление протокола должны вестись от начала и до конца, в противном случае такая запись не будет являться доказательством для суда;
- просто видеосъемка нарушения ПДД (пересечение двойной сплошной полосы, отсутствие ремня безопасности, парковка в неположенном месте, иные факты) не фиксирует его автоматически, чтобы получить доказательство, инспектор должен продолжить снимать дальше – остановку транспортного средства, допрос нарушителя и установление личности лица, находящегося за рулем.
Кто имеет право заниматься доставлением
В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.
Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:
- Сотрудники органов внутренних дел вправе доставлять в отдел полиции, в первую очередь, нарушителей ПДД, а также прочих граждан в случае обращения к ним должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях;
- Сотрудникам нацгвардии обязаны препроводить гражданина в отделение полиции или служебное помещение, если он причинил ущерб охраняемому объекту или незаконно проник на него. Кроме того, они вправе доставлять граждан в случае мелких хищений, нарушения правил обращения с оружием, несоблюдения правил плавания и стоянки судов. Транспортное средство при этом помещают на специализированную стоянку;
- Должностные лица Ространснадзора вправе применять доставление в служебное помещение к нарушителям транспортной безопасности, например, пьяных пассажиров, которые устраивают дебош;
- Если ПДД нарушает водитель транспортного средства, принадлежащего Вооруженным Силам, Нацгвардии, МЧС, его доставляют к месту составления протокола сотрудники военной полиции;
- В случае несоблюдения экологических требований, правил рыболовства или использования объектов животного мира препроводить гражданина имеют право инспекторы соответствующих надзорных органов;
- При незаконной деятельности граждан в территориальных или внутренних морских водах, доставлением занимаются должностные лица пограничных органов, если выявлены нарушения таможенных правил – сотрудники соответствующей службы.
О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.

Административное нарушение — это…
Знать, какой срок рассмотрения дела об административном правонарушении положен при тех или иных обстоятельствах, необходимо всем гражданам. Но перед этим придется уяснить, о каких нарушениях идет речь.
В Российской Федерации предусматривается несколько типов ответственности. Речь идет об административных и уголовных делах. Принято считать, что уголовное дело — это высшая мера наказания. Административная ответственность же собой представляет что-то вроде «мягкой» меры пресечения повторного нарушения. Зачастую она выражается в виде штрафов.
Административным правонарушением является деяние, за которое по закону установлена административная ответственность. Отличается подобное действие/бездействие тем, что фактически оно не наносит существенной опасности окружающим. Некоторые действия могут признаваться как нарушением, так и преступлением.
Следует обратить внимание на то, что российское законодательство имеет огромное количество особенностей и нюансов во всех своих направлениях. Даже при изучении тех или иных нарушений. И административные дела не являются исключением. О чем необходимо помнить каждому человеку.
Срок рассмотрения дела об административном правонарушении при определенных обстоятельствах составляет пять суток с момента вручения протокола. Продление данного периода по закону не предусматривается. Речь идет о делах, связанных с нарушениями по статьям Кодекса об административных правонарушениях:
- 5.1-5.25;
- 5.58;
- 5.69;
- 5.45-5.52.
Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
Согласно ч. 1, ч. 1.1 и ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.
Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях (общий, продленный, укороченный)
Приняв к рассмотрению протокол и документы по делу, соответствующий орган или должностное лицо обязаны провести заседание не позже 15 дней. Об этом нам сообщает ч. 1 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Причем материалы дела могут быть получены и при помощи технических средств. Например, это может быть фото с камеры, работающей в авторежиме. Если же дело должен рассматривать суд, то предусмотрен более длительный срок — 2 месяца с того момента, как были получены протокол о факте нарушения и иные материалы. Это общие сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях .
Бывает, что уложиться в предусмотренные законом временные рамки затруднительно. Вероятность увеличения сроков, предусмотренных для рассмотрения дела об административном правонарушении, озвучена в ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ и позволяет пролонгировать разбирательство по нарушению еще на месяц. Описываемые срокиправомочен увеличить суд или должностное лицо, которому поручено разбирательство нарушения. Поводом к увеличению срока рассмотрения может быть прошение участвующих в деле граждан и юридических лиц, либо потребность сбора дополнительных сведений по делу.
Части 3-5 ст. 29.6 КоАП РФ закрепляют применение более скромных сроков рассмотрения дела об административном правонарушении :
Не знаете свои права?