Международная трудовая миграция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международная трудовая миграция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трудовая миграция обуславливается определенными причинами. Не просто так люди срываются со своего постоянного места жительства. Одних влечет длинный рубль, другие хотят лучшей жизни, третьих просто вынуждают обстоятельства.

Факторы, сдерживающие миграцию рабочей силы

  • ментальные особенности, различия в языке

  • трудности социальной адаптации за границей

  • трудность приспособления к традициям и нравам другой страны

  • незнание обычаев, законов других стран

  • нехватка информации

  • неразвитость транспорта и транспортные расходы

  • расходы, связанные с устройством на новом месте жительства

  • государственные ограничения миграции

  • проблема легального трудоустройства за рубежом

  • обремененность семьей, собственностью, бизнесом

  • страх потерять основную работу

  • отрыв от привычного уклада жизни, друзей и родственников

Трудовая миграция в России: статистика, особенности, анализ рынка труда

Россия может рассматриваться одновременно как страна, из которой люди мигрируют в поисках хорошей работы, а также как государство, в которое стремятся мигранты-рабочие. Разница в том, что выезжают из страны люди интеллектуальных профессий, а въезжает низкоквалифицированная рабочая сила. Мигранты в Россию пребывают из содружественных государств, к которым относятся Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан.

За последние годы в РФ статистика отмечает небольшое сокращение потока мигрантов с одновременным приростом населения за счет оседлых переселенцев. Также имеет место быть временная иммиграция, которая позволяет удовлетворить потребность российской экономики в рабочей силе. Отмечается и сокращение количества нелегальных мигрантов, хотя проблема в настоящее время не перестала быть актуальной.

В РФ на конец 2020 – начало 2020 года въехало и было поставлено на учет 16,5 миллионов иностранцев. В основном это граждане Узбекистана, Казахстана, Украины. Все они едут для улучшения качества своей жизни. Трудоустраиваются мигранты подсобными рабочими, строителями, то есть туда, где образование не нужно, а россияне не идут работать по причине низкой оплаты труда. Традиционно как внешних, так и внутренних мигрантов влекут районы Москвы и Московской области, куда на начало 2020 года прибыло более миллиона трудовых мигрантов, Санкт-Петербург и Ленобласть, куда мигрировало 720 000 человек. В лидерах миграции Екатеринбург и Свердловская область, регионы Самары, Иркутска.

Хотя власти всячески пытаются контролировать трудовую миграцию в России, но ситуация все же остается достаточно нестабильной и напряженной. До сих пор покидают Российскую Федерацию молодые и талантливые рабочие кадры, так как за границей для них открываются заманчивые перспективы в виде больших зарплат, стремительного карьерного роста. Конечно, существуют молодые патриоты, которые после обучения и стажировки в иностранном государстве возвращаются для работы в России, но доля их очень мала. Таким образом, можно сказать, что проблема «утечки мозгов» из РФ до их пор не решена.

Последствия трудовых миграций для стран-доноров и стран-реципиентов

Трудовая миграция порождает множество проблем как для стран, из которых целыми потоками уезжают люди работоспособного возраста, так и для государств, куда приезжают потоки мигрантов. К проблемам стран доноров можно отнести:

  • экономический спад;
  • снижение качества жизни;
  • демографический упадок;
  • разрушение инфраструктуры.

Все эти негативные последствия становятся результатом того, что люди, которые должны были развивать социальную и экономическую сферу своего города (села, деревни), уезжают в более перспективные города с более высоким уровнем жизни и высокими зарплатами.

Большой поток мигрантов (даже с высшим образованием) становится проблемой и для стран-реципиентов.

К таким проблемам относятся:

  • Ухудшение криминогенной обстановки. Далеко не всем трудовым мигрантам удается устроиться на подходящую работу. В итоге не хватает средств на жизнь и единственным способом раздобыть себе средства на существование является преступная деятельность.
  • Перенаселение больших городов. Еще один недостаток притока мигрантов. Переселенцы стремятся именно в мегаполисы, игнорируя провинцию. Большое количество приехавших людей порождает в свою очередь проблемы с экологией, с загруженностью дорог, недостатком жилья, пищи, безработицей.

Нельзя не отметить и повышение уровня заболеваемости. Если мигрант не нашел работу, то, соответственно, у него нет денег на медицинскую страховку и на медицинское обслуживание. В результате распространяются такие опасные заболевания как туберкулез, чесотка.

Миграционные процессы послужили основой формирования мирового рынка рабочей силы и в настоящее время характеризуются следующими особенностями. Прежде всего, миграционные процессы затрагивают трудящихся почти всех стран. Масштабы международной трудовой миграции постоянно и значительно возрастают. На начало 2000 года в мире насчитывалось по разным оценкам, от 80 до 130 млн. человек мигрантов. Значительная часть из них – трудовые мигранты.

Основной поток мигрантов направлен из развивающихся стран в развитые (США и Западную Европу). Масштабы миграции настолько существенны, что реально сказываются на демографической ситуации. Неуклонно возрастает доля женщин и детей в миграционном процессе. Даже в такой крупной стране, как США по оценкам американских специалистов, в 90-е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. Одновременно растет и доля молодежи в общем количестве мигрантов. Этот показатель колеблется от 40 (Франция, Швеция, Норвегия, Люксембург) до 50% (Нидерланды, Бельгия).

Важной особенностью современного мирового рынка рабочей силы является снижение степени активности миграции с середины 80-х годов. Прежде всего, это связано с переходом к политике ограничения этого процесса и ухудшением экономической ситуации.

Для современной международной трудовой миграции характерно также увеличение продолжительности пребывания в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. Это обусловлено, с одной стороны, крайне малым возвращением мигрантов на родину, с другой – возможностью воссоединения семей в стране занятости. В результате баланс внешней миграции у большинства стран Западной Европы положительный.

Общеэкономические последствия международной трудовой миграции многообразны. Влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры в целом положительное. Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов заняты на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Предприниматели этих стран выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких отраслях.

Читайте также:  Номер и серия медицинского полиса ОМС

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. За счет привлечения иностранных специалистов США сэкономили за последнюю четверть века более 15 млрд. долл.

Политику ввоза иностранной рабочей силы поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж.Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», оценивает безусловно позитивное влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом.

К числу негативных, с точки зрения стран-реципиентов, последствий иммиграции следует отнести усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников.

Что касается влияния миграции рабочей силы на страны-экспортеры, то проводившиеся многочисленные исследования за последние 20 лет дали положительные результаты. Они показали, что отъезд части населения стран за рубеж способствовал нормализации на их рынках труда. Более того, миграция рабочей силы способствовала повышению среднего уровня заработной платы и доходов самых бедных слоев стран-доноров.

Важное значение для экономики стран-экспортеров рабочей силы имеет приток иностранной валюты, которую переводят на родину трудящиеся-мигранты. В настоящее время они являются вторым по значимости финансовым потоком в развивающихся странах после прямых иностранных инвестиций и практически в два раза превосходят суммы, направляемые им в виде помощи по официальным каналам.

Официальная мировая финансовая система, власти стран-доноров и реципиентов оказались не готовы к столь масштабным потокам денежных переводов (ремитанс) и не смогли предоставить мигрантам дешевые и надежные трансфертные каналы, эффективно урегулировать доступ к ним иностранных рабочих. Стоимость переводов через банковские системы чрезмерно высока для небольших сумм, поэтому многие мигранты сами перевозят деньги, либо отправляют переводы по неофициальным каналам.

Денежные переводы мигрантов служат источником денежных ресурсов многих мировых финансовых институтов (официальных и неофициальных). По данным Всемирного банка, в 2002 году чистая прибыль, полученная на рынке денежных переводов, составляла 12 млрд. долл. Борьба за этот источник приводит к обострению конкуренции между ними часто с использованием недозволенных методов. Но, в конечном счете, эта борьба служит интересам мигрантов, упрощая процедуру переводов, ускоряя, а главное, удешевляя их стоимость. В результате финансовые потоки, вливающиеся в экономику развивающихся стран, увеличиваются.

Основными получателями переводов мигрантов являются страны Латинской Америки (30%), затем следуют страны Южной Азии (20%), Ближнего Востока и Северной Африки (18%), Европы и Центральной Азии (13%), Восточной Азии и Тихоокеанского региона (14%), Южной Африки (5%). Самими крупными в мире получателями денежных переводов мигрантов являются Индия и Мексика. Например, Индия получает около 73% всех переводов в Южно-Азиатский регион, доля Мексики в переводах в Латиноамериканский регион составляет 34%, а сам объем денежных переводов мигрантов в 2003 году превысил общую величину прямых западных инвестиций на 21% (Мексика является крупнейшим получателем прямых западных инвестиций в Латинской Америке).

В качестве еще одной выгоды, приносимой эмиграцией рабочей силы, является рост квалификации выезжающих в другие страны рабочих. За границей мигранты приобщаются к более современным технологиям, применяемым в принимающих странах, к более передовым стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства. Растущая информатизация хозяйственной деятельности сопровождается значительными изменениями в сфере труда, По оценкам экспертов, 60-70% новых рабочих мест, создаваемых в развитых странах, связаны с обработкой информации. При возвращении на родину все эти обстоятельства оказывают большое воздействие на совершенствование трудового потенциала стран-экспортеров рабочей силы, а также на весь процесс их социально-экономического развития.

Вместе с тем трудовая эмиграция обычно сопровождается «утечкой мозгов», массовым отъездом наиболее образованных и квалифицированных работников. Нередко такая форма эмиграции носит безвозвратный характер и ведет к ослаблению интеллектуального потенциала страны-донора.

Международная миграция трудовых ресурсов в России на современном уровне

За последнее время в Российской Федерации уменьшилось число мигрантов – контрактников. Правительство страны старается вести контроль за количественным соотношением доступных мест для трудоустройства и желающими попасть на работу. Международные миграционные процессы набрали обороты в стране лишь после распада Союза. До этого момента миграционные волны имели место, но их основной причиной были либо военные конфликтные ситуации, либо преследования на политической почве.

Уезжать из России без особых трудностей мигранты смогли с 1992 года. Этот временной период и послужил началом трудовой миграции для жителей России. Большое количество специалистов высокого класса, а также обычных рабочих получили возможность найти работу за границей. Стоит отметить, что далеко не все россияне ставили цель покинуть пределы страны: часть из них через несколько лет приезжала назад.

Была в России и такая проблема, как утечка высококлассных специалистов и одновременный наплыв нелегальных мигрантов. В связи с этим правительством были приняты соответствующие меры по регулированию потока мигрантов определенной категории. Обусловлено такое положение вещей было тем, что нелегалы для России оказались экономически невыгодны, так как они не давали прибыли государству, а лишь каждый год вывозили из страны некоторое количество миллиардов. Стоит заметить, что нелегальные мигранты умудрялись устроиться на работу в густонаселенных городах, составляя серьезную конкуренцию мигрантам, приехавшим в Россию на законных основаниях.

Мировой рынок труда — система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложение на межгосударственном уровне. Трудовая миграция является формой существования мирового рынка труда.

В условиях глобализации мировой рынок труда, функционируя наряду с рынками товаров и услуг, капиталов и др., является не только совокупностью национальных рынков, но и представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы. Стремительное развитие мирового рынка труда стало следствием усиливающихся интеграционных процессов в мире.

Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Миграция охватила все континенты, весь мир и обрела глобальный характер. Эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз превышает эффективность экспорта товаров.

Мировой рынок труда может успешно функционировать в нормальных условиях, т. е. в пределах допустимых значений занятости и безработицы. При выходе за эти пределы (при экономическом кризисе), необходимы институционные воздействия на рынки труда путем осуществления комплекса экономических и организационных мер, направленных на увеличение спроса на рабочую силу при одновременном повышении ее цены за счет роста квалификации работников и достижения ими высокого уровня эффективности труда.

Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу

Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.

Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.

Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:

  1. Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
  2. Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.
Читайте также:  Заявление на отпуск: как оформить правильно?

Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.

Трудовая миграция: современные тенденции, причины и особенности

Трудовая миграция подразумевает территориальные перемещения людей с целью поиска работы.

Можно выделить внутреннюю (региональную) и международную миграцию в зависимости от того, ищет ли человек работу в другом регионе своей страны или выезжает за границу.

Внутренняя миграция контролируется трудовым законом той страны, гражданином которой является работающий человек. Международная миграция регулируется резолюцией, принятой Ассамблеей ООН, о защите прав всех трудящихся 1990 года. Международная трудовая миграция может иметь постоянный или временный характер:

  1. Постоянный характер носит миграция, связанная с переездом за границу и получением вида на жительство и права на работу.
  2. Временная миграция может быть связанная с работой по контракту, сезонной (вахтовой) работой и миграцией приграничных рабочих.

Сущность, виды и показатели трудовой миграции

Под международной трудовой миграцией понимается перемещение трудовых ресурсов между странами и использование их за пределами нацио­нальных границ в течение определенного времени.

Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала. Перемещаясь из одной страны в другую, рабочая сила предлагает себя в качестве товара, осу­ществляет международную трудовую миграцию.

Международная миграция рабочей силы — межстрановое перемещение трудоспособного населения по причинам, не предполагающим окончатель­ное местожительство.

Международная трудовая миграция как понятие отражает взаимосвязь двух основных процессов: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция — это выезд из данной страны за рубеж трудоспособного населения. Иммигра­ция — это въезд рабочей силы в принимающую страну. На взаимосвязь ука­занных процессов указывает, в частности, реэмиграция, под которой обычно понимается возвращение рабочей силы в страну эмиграции.

В зависимости от географических направлений различают: внешнюю и внутреннюю миграцию населения. Под внутренней понимается перемещение населения между городами и регионами одной страны, а под внешней из од­ной страны в другую. В свою очередь внешняя миграция делится на: межконтинентальную и внутриконтинентальную.

В зависимости от долговременности каждого перемещения, миграция населения делится на:

  • постоянную, или безвозвратную, при которой мигранты выезжают на по­стоянное место жительства в принимающей стране;
  • временную (миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет);
  • сезонную (перемещение мигрантов, связанное с сезонным характером ра­бот);
  • маятниковую, предусматривающую ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта.

По причинам перемещения населения миграцию называют доброволь­ной или вынужденной. Добровольная миграция — перемещение за границу осуществляется по причинам, зависящим от мигранта. Вынужденная мигра­ция порождается причинами, не зависящими от мигрантов.

В зависимости от правового статуса миграция может быть легальной и нелегальной. Нелегальные мигранты это лица, которые в поисках роботы въезжают в страну нелегально или прибывают в неё на законных основаниях и нелегально трудоустраиваются.

Международные мигранты подразделяются на пять основных катего­рий:

  • иммигранты и не иммигранты, легально допущенные в страну;
  • нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, дру­гие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замеща­ют рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;
  • лица, просящие убежища. Просьбы об убежище люди направляют по по­литическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;
  • беженцы — лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой- либо угрозы их жизни и деятельности.

Факультет экономики Кафедра общей

и управления экономической теории

Основные направления международной трудовой миграции

Среди направлений международной трудовой миграции можно выделить следующие:

  • Переезд из развивающегося государства в экономически развитую страну. В данном вопросе большое значение имеет индустриализация страны, которая обеспечивает более высокий уровень жизни. Это и послужило основной причиной развития миграционных процессов. Не стоит исключать тот факт, что в государствах с развитой экономикой имеются и непрестижные специальности, однако обойтись без них нельзя. Как показывает практика, иностранная рабочая сила как раз и занимает такие места. К примеру, во Франции процент эмигрантов равен 25% от общего количества профессиональных строителей и примерно 32% работников в области автомобилестроения. В Бельгии иностранцы составляют 1/2 от общего количества шахтеров, а в Швейцарии около 40% от числа строителей. Такое направление миграционной политики привело к утечке из развивающихся стран высококвалифицированных кадров. Специалистами отмечено двоякое влияние данного фактора на состояние и развитие экономики обеих стран. Хотя по большей части наблюдается следующая тенденция: отрицательное влияние на развивающиеся страны и рост экономики в промышленно развитых государствах, позволяющие значительно сэкономить государственные деньги, которые выделяются для подготовки высококвалифицированных специалистов.
  • Переезд из одного развитого государства в другую развитую страну. Трудовая миграция на таком уровне объясняется наличием факторов неэкономического характера. Причинами в этом случае могут выступать поиски высокооплачиваемой и престижной работы. Отдельно следует отметить международное направление трудовых ресурсов между странами Евросоюза. В 1993 году Европейский союз стал единым рыночным пространством, что дало возможность беспрепятственно передвигаться из одного государства в другое с целью получения достойной работы.

МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ – пе­ре­ме­ще­ние на­се­ле­ния ме­ж­ду раз­лич­ны­ми на­се­лён­ны­ми пунк­та­ми, тер­ри­то­рия­ми, стра­на­ми с це­лью из­ме­не­ния ра­бо­че­го мес­та (за­ня­тий) по при­чи­нам эко­но­ми­че­ско­го или ино­го ха­рак­те­ра, раз­но­вид­ность ми­грации населения.

Миграция рабочей силы внут­ри стра­ны, как пра­ви­ло, не ре­гу­ли­ру­ет­ся го­су­дар­ст­вом на­пря­мую, обу­слов­ли­ва­ет­ся сво­бод­ным вы­бо­ром ра­бот­ни­ка и ос­но­вы­ва­ет­ся на его стрем­ле­нии улуч­шить ка­че­ст­во и уро­вень жиз­ни; не влия­ет на об­щую чис­лен­ность на­се­ле­ния стра­ны, а лишь из­ме­ня­ет его раз­ме­ще­ние. Внут­рен­няя миграция рабочей силы от­ли­ча­ет­ся зна­чительными мас­шта­ба­ми в стра­нах с боль­шой чис­лен­но­стью на­се­ле­ния и вы­со­кой или рас­ту­щей его мо­биль­но­стью, свя­зан­ной с эко­но­мической ди­на­ми­кой. По­яв­ле­ние де­прес­сив­ных тер­ри­то­рий или от­рас­лей эко­но­ми­ки мо­жет при­во­дить к мас­со­во­му от­то­ку ра­бо­чей си­лы из од­них ре­гио­нов стра­ны в дру­гие и иметь не­бла­го­при­ят­ные по­след­ст­вия для эко­но­мического раз­ви­тия; при воз­ник­но­ве­нии та­кой си­туа­ции тре­бу­ет­ся вме­ша­тель­ст­во, ре­гу­ли­ро­ва­ние со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва пу­тём при­ня­тия специальных про­грамм по­мо­щи ре­гио­нам, пред­при­яти­ям или ра­бот­ни­кам в ви­де час­тич­но­го или пол­но­го воз­ме­ще­ния за­трат на пе­ре­езд и пе­ре­ква­ли­фи­ка­цию. Ис­то­рические при­ме­ры круп­ной внут­рен­ней миграция рабочей силы – мас­со­вые пе­ре­се­ле­ния российских кре­сть­ян в рам­ках сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мыв начале XX века и советских лю­дей в 1950-1960-е годы в свя­зи с ос­вое­ни­ем це­лин­ных зе­мель.

Внеш­няя миграция рабочей силы име­ет важ­ное зна­че­ние как для на­цио­наль­ных эко­но­мик, так и для ми­ро­вой. Дви­жу­щи­ми си­ла­ми современной ме­ж­ду­народной тру­до­вой ми­гра­ции яв­ля­ют­ся: де­мо­гра­фическое ста­ре­ние на­се­ле­ния, тех­но­ло­гические из­ме­не­ния, воз­рас­таю­щая ин­те­гра­ция в ми­ро­вую эко­но­ми­ку. Транс­на­цио­наль­ный ха­рак­тер со­вре­мен­ной миграции рабочей силы при­во­дит к об­ме­ну не толь­ко тру­до­вы­ми, но и фи­нан­со­вы­ми, ин­фор­ма­ци­он­ны­ми и другими ре­сур­са­ми, вла­дель­ца­ми или но­си­те­ля­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ми­гран­ты. С 2015 года вы­со­ко­раз­ви­тые стра­ны ока­жут­ся в дол­го­вре­мен­ной си­туа­ции, ко­гда чис­лен­ность вы­хо­дя­щих на пен­сию пре­вы­сит чис­лен­ность по­ко­ле­ний, всту­паю­щих в тру­до­спо­соб­ный воз­раст, что уве­ли­чит по­треб­ность в при­то­ке тру­до­вых ми­гран­тов из других стран. Зна­чи­тель­на роль миграции рабочей силы в де­неж­ных транс­фер­тах для по­пол­не­ния ВВП стра­ны, рос­та среднего национального уров­ня до­хо­дов. Де­неж­ные пе­ре­во­ды ми­гран­тов в 1990 году со­став­ля­ли (по дан­ным ООН) 31,3 миллиарда долларов, в 2000 году – 76,8 миллиардов долларов, в 2004 году – 125,8 миллиардов долларов; круп­ней­шие по­лу­ча­те­ли та­ких пе­ре­во­дов (миллиарды долларов) – Ин­дия (17,4), Мек­си­ка (14,6), Фи­лип­пи­ны (7,9).

Дол­го­сроч­ное влия­ние на миграцию рабочей силы и мигра­ци­он­ную по­ли­ти­ку ока­зы­ва­ют ми­ро­вые эко­но­ми­че­ские цик­лы. Влия­ние ми­ро­во­го кри­зи­са 2008-2009 годов ста­ло пред­ме­том специального ана­ли­за на фо­ру­ме ОЭСР по ми­грационной по­ли­ти­ке (2009 год). Тру­до­вые ми­гран­ты бы­ли при­зна­ны од­ной из наи­бо­лее по­стра­дав­ших от эко­но­мического спа­да групп эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния.

Читайте также:  Берут ли служить в армию с судимостью Россия

Из­ме­не­ние по­ли­ти­ки раз­ви­тых стран в от­но­ше­нии миграции рабочей силы от­сле­жи­ва­ет ООН, про­во­дя специальные ис­сле­до­ва­ния (World Po­pu­lation Policies). В конце XX – начале XXI веков эти стра­ны про­дол­жа­ли по­ли­ти­ку при­вле­че­ния не­об­хо­ди­мых эко­но­ми­ке ми­гран­тов, уве­ли­че­ния сро­ков их пре­бы­ва­ния на тер­ри­то­рии стра­ны, бо­лее пол­но­го ис­поль­зо­ва­ния их по­тен­циа­ла. Тру­до­вая ми­гра­ция ме­ж­ду раз­ви­ты­ми и раз­ви­ваю­щи­ми­ся стра­на­ми со­став­ля­ет 40-50% объ­ё­ма всей ми­гра­ции на­се­ле­ния ме­ж­ду ни­ми. Про­изо­шёл не про­сто ко­ли­че­ст­вен­ный рост объ­ё­мов ми­гра­ции, но и рас­ши­ре­ние гео­гра­фии по­то­ков тру­до­вой ми­гра­ции, из­ме­не­ний её ка­че­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­стик. Ес­ли в 1970-е годы тео­рия сег­мен­ти­рования рын­ка тру­да объ­яс­ня­ла миграция рабочей силы спро­сом раз­ви­тых го­су­дарств на иностранную ра­бо­чую си­лу, го­то­вую ра­бо­тать в пло­хих ус­ло­ви­ях тру­да, не­при­ем­ле­мых для ме­ст­но­го на­се­ле­ния, то на ру­бе­же ве­ков меж­стра­но­вая кон­ку­рен­ция всё боль­ше свя­за­на с бы­ст­ро рас­ту­щим спро­сом на ра­бо­чую си­лу выс­шей ква­ли­фи­ка­ции. Чис­лен­ность тру­до­вых ми­гран­тов на начало XXI века оце­ни­ва­ет­ся в 36-42 миллиона человек (вме­сте с чле­на­ми их се­мей – 80-97 миллионов человек). В 1990-е годы миграция рабочей силы ста­ла су­ще­ст­вен­ным ас­пек­том гло­ба­ли­за­ции ми­ро­вой эко­но­ми­ки.

Миграция рабочей силы в це­лом мо­жет ре­гу­ли­ро­вать­ся различными ме­ра­ми, вклю­чая со­от­вет­ст­вую­щую по­ли­ти­ку, за­ко­но­да­тель­ст­во, административное и эко­но­мическое ре­гу­ли­ро­ва­ние ми­грационных про­цес­сов на на­цио­наль­ном, суб­ре­гио­наль­ном, гло­баль­ном уров­нях, сис­те­мой со­ци­аль­ной за­щи­ты тру­до­вых ми­гран­тов. Ре­гу­ли­ро­ва­ние миграции рабочей силы ба­зи­ру­ет­ся пре­ж­де все­го на сис­те­ме квот, ус­та­нав­ли­вае­мых в раз­ви­тых стра­нах для им­ми­гран­тов; так, в США кво­та для тру­до­вых им­ми­гран­тов со­став­ля­ет около 20% об­ще­го объ­ё­ма раз­ре­ше­ний на въезд. Пра­ва тру­до­вых ми­гран­тов за­щи­ща­ют дву­сто­рон­ние со­гла­ше­ния стран, а так­же Ме­ж­ду­народная дек­ла­ра­ция прав че­ло­ве­ка, Ев­ро­пей­ская со­ци­аль­ная хар­тия, кон­вен­ции Ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ции тру­да, иные ме­ж­ду­народные кон­вен­ции и хар­тии. При этом от­сут­ст­вие в ме­ж­ду­народных до­ку­мен­тах уни­вер­саль­но­го пра­ва на въезд яв­ля­ет­ся важ­ным фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния прак­ти­ки ре­гу­ли­ро­ва­ния въез­да тру­до­вых ми­гран­тов, как и ми­гран­тов в це­лом.

Рос­сия во 2-й половине 2000-х годов (по дан­ным Все­мир­но­го бан­ка) во­шла в чис­ло ли­де­ров по объ­ё­му тру­до­вой ми­грации, здесь тру­дят­ся 12,1 миллионов ми­гран­тов (2007 год). Са­мый зна­чительный по­ток ми­гран­тов из Рос­сии идёт на Ук­раи­ну (4,8 миллионов человек), об­рат­ный по­ток со­став­ля­ет 3,6 миллиона человек. Тру­до­вые им­ми­гран­ты со­сре­до­то­че­ны в не­зна­чительном сег­мен­те ви­дов эко­но­мической дея­тель­но­сти – в основном в строи­тель­ст­ве (около 40%), тор­гов­ле и ре­мон­те (27%), сельском хозяйстве (7%) и отдельных ви­дах промышленности (7%).

Последствия международной миграции кадров

Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) — это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

Каковы же последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и для принимающих стран? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос.

Как трудовая миграция регулируется на государственном уровне

Над изучением трудовой миграции трудится множество научно-исследовательских заведений, экспертов, экономистов, социологов и даже психологов. И в этом нет ничего удивительного, ведь, как уже было сказано, в современном мире трудовая иммиграция во многом определяет уровень экономического развития как отдельных стран, так и регионов мира. Поэтому такие процессы глобального характера необходимо заранее спрогнозировать и понимать, к чему может привести отток трудовых мигрантов из одной страны и их массовый приток в другую страну (если речь идёт о международной трудовой миграции) или перемещение между регионами отдельного государства. В объективной информации и прогнозах на ближайшее и отдалённое будущее заинтересованы правительства, руководство транснациональных корпораций, разработчики проектов регионального развития и так далее. Заинтересованных очень много. Ведь даже для руководства компании средней величины осведомлённость о ситуации на рынке труда означает не только планирование расширения производства, предполагающее открытие новых рабочих мест, но при этом владение объективной информацией сможет правильно определить и его сроки, объёмы, а также уровень заработной платы, которую следует платить наёмным работникам в регионе, где будет размещаться это производство. Поэтому, как мы видим, исследование ситуации, связанной с международной или внутренней миграцией трудовой силы, имеет первостепенное значение для государственных и коммерческих структур.

На государство возлагаются обязанности регулирования трудовой миграции. В каждой стране должна быть выработана национальная иммиграционная политика, подразумевающая комплекс мероприятий, направленных на государственное и межгосударственное регулирование трудового миграционного трафика.

Иммиграционную политику в отношении зарубежных трудовых ресурсов может определять не только государство в отдельности, но и целое государственное формирование. Примером может стать Евросоюз, в котором действует практически унифицированное для всех его членов иммиграционное и трудовое законодательство. В частности, оно предусматривает, что работодатель из любой европейской страны должен рассматривать в приоритетном порядке на занятия вакансий кандидатов из числа только своих сограждан или жителей других стран Европейского Союза. Если по каким-либо причинам на протяжении оговорённого в законодательстве срока не удаётся заполнить вакансию представителем данной категории, то только в этом случае разрешается принимать на работу зарубежных трудовых мигрантов из третьих стран.

Трудовая миграция в России: статистика, особенности, анализ рынка труда

Россия может рассматриваться одновременно как страна, из которой люди мигрируют в поисках хорошей работы, а также как государство, в которое стремятся мигранты-рабочие. Разница в том, что выезжают из страны люди интеллектуальных профессий, а въезжает низкоквалифицированная рабочая сила. Мигранты в Россию пребывают из содружественных государств, к которым относятся Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан.

За последние годы в РФ статистика отмечает небольшое сокращение потока мигрантов с одновременным приростом населения за счет оседлых переселенцев. Также имеет место быть временная иммиграция, которая позволяет удовлетворить потребность российской экономики в рабочей силе. Отмечается и сокращение количества нелегальных мигрантов, хотя проблема в настоящее время не перестала быть актуальной.

В РФ на конец 2020 – начало 2020 года въехало и было поставлено на учет 16,5 миллионов иностранцев. В основном это граждане Узбекистана, Казахстана, Украины. Все они едут для улучшения качества своей жизни. Трудоустраиваются мигранты подсобными рабочими, строителями, то есть туда, где образование не нужно, а россияне не идут работать по причине низкой оплаты труда. Традиционно как внешних, так и внутренних мигрантов влекут районы Москвы и Московской области, куда на начало 2020 года прибыло более миллиона трудовых мигрантов, Санкт-Петербург и Ленобласть, куда мигрировало 720 000 человек. В лидерах миграции Екатеринбург и Свердловская область, регионы Самары, Иркутска.

Хотя власти всячески пытаются контролировать трудовую миграцию в России, но ситуация все же остается достаточно нестабильной и напряженной. До сих пор покидают Российскую Федерацию молодые и талантливые рабочие кадры, так как за границей для них открываются заманчивые перспективы в виде больших зарплат, стремительного карьерного роста. Конечно, существуют молодые патриоты, которые после обучения и стажировки в иностранном государстве возвращаются для работы в России, но доля их очень мала. Таким образом, можно сказать, что проблема «утечки мозгов» из РФ до их пор не решена.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: pressa56@cp9.ru