Последние изменения в законе о банкротстве физических лиц в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Последние изменения в законе о банкротстве физических лиц в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Как мы говорили выше, лицо может быть признано банкротом, если находится не в состоянии платить по своим долгам кредиторам. Чтобы провести данную процедуру, необходимо со всеми документами прийти в МФЦ и, если ваша сумма займа не достигла полумиллиона, возможно будет провести процедуру банкротства в упрощенном порядке, без видимых проблем и затраченного большого количества времени. Еще одним условием проведения упрощенной процедуры банкротства можно считать не открытое на вас ранее дело по данному вопросу, отсутствие имущества, на которое возможно оформить взыскание. Если вы точно не знаете, было ли на вас заведено дело о взыскании средств, то нужно зайти на сайт ФССП и найти про это информацию. Сумма долга может быть уже больше полумиллиона, в таком случае только через суд возможно добиться банкротства. Федеральный закон определяет решение вопроса о взыскание с вас долга.
Основные понятия закона
Закон вступил в силу совсем недавно, но уже в нем можно отметить несколько основных положений. Первое касается процедуры признания лица банкротом, происходит это либо через суд, когда сумма займа больше полумиллиона, либо через МФЦ. Иногда лицо должно обязательно обратиться в суд, чтобы был установлен статус банкрота, в других случаях – это его право, и он может им пользоваться по своему желанию. Кредитор может самостоятельно обратиться в суд по данному вопросу, если возможно, то оформляется реструктуризация долга. Во время процедуры банкротства, если это поможет решению вопроса, возможно расформировать имущество и продать его для погашения долга, если это будет проведено успешно, то статус банкрота аннулируется. В течение определенного времени банкрот должен уведомить все компании финансовой сферы, о своем статусе, если, например собирается брать заново кредит. Кредитор может самостоятельно подать документы на судебное банкротство, если должник не выполнил свое обязательство и не указал его в качестве компании, у которой брал займ.
Такое же право будет действовать в том случае, если долг был занижен, или не поданы были сведения об улучшении материального достатка человека, наличии нового имущества.
Новости об отмене банкротства: правда или нет?
Основания для подачи на банкротство и порядок проведения этой процедуры утверждены федеральным законом № 127-ФЗ. В этом нормативном акте есть отдельные главы и статьи для банкротства разных видов организация, граждан и предпринимателей. Следовательно, если бы государство хотело отменить банкротство для всех граждан, либо для отдельных категорий должников, оно внесло бы изменения в закон № 127-ФЗ. Или аннулировало бы этот закон полностью, «под корень».
Никаких предложений и инициатив об отмене банкротства в Госдуме и в правительстве нет. Если вы видите новости с таким заголовком, то скорее всего попали на сайт с недостоверной информацией. Никаких законопроектов по этому вопросу не внесено и не планируется вносить.

Что говорит статистика
По данным Федресурса, с января по сентябрь 2022 года темпы наращивания количества банкротств снизилось.
Количество граждан, признанных судом банкротами, увеличилось на 41,2%, по сравнению с прошлым годом. В 2021 году прирост составил 78%. В количественном выражении свои долги списали 192,14 тысячи человек. Таким образом, с начала действия закона о банкротстве, долги в России смогли «отменить» 669,3 тысячи граждан.
При этом граждане банкротят себя сами — в 96,1% случаев люди сами обращаются в суд с просьбой признать себя неплатежеспособными и списать долги. В 2,7% случаев в арбитраж обращаются кредиторы. 1,2% случаев приходится на налоговиков.
Кстати, в рамках внесудебной процедуры (обращение подается через МФЦ) списать свои долги до 500 тысяч рублей смогли всего 3,65 тысяч граждан. Процедура остается доступной только тем, у кого вообще ничего нет — ни дохода, ни имущества, все их долги уже давно просужены, а исполнительные листы закрыты.
Что касается компаний, то количество корпоративных банкротств снизилось, правда, всего на 2,4% — до 7,37 тысяч в январе-сентябре 2022 года.
Несмотря на то что этот мораторий на банкротство — не первый, и еще в 2020 году Верховный суд РФ дал разъяснения о его применении, складывающаяся сейчас практика очень противоречивая.
Статья 9.1 закона о банкротстве не предполагает каких-либо действий со стороны должников для приостановления исполнительных производств. Но в одних городах и районах приставы делать этого не спешат, а в других и вовсе отказывают должникам, ссылаясь на то, что они не подходят по критериям. Правда, есть и примеры, когда производство приостанавливается по заявлению должника. Примерно такая же ситуация и с банками, в которые кредиторы напрямую обращаются для взыскания денежных средств со счетов должников. Одни банки принимают исполнительный документ, но ничего не списывают, ссылаясь на мораторий. Другие принимают и списывают деньги.
На текущий момент нет никаких официальных разъяснений о специфике применения моратория на банкротство в 2022 году, которые бы носили нормативный характер. Но есть ряд писем от различных инстанций, в которых изложена позиция по данному вопросу.

Изменения в 2020 году: многострадальное бесплатное банкротство
С началом пандемии, когда весь мир сошел с ума и начал в панике закрывать границы друг от друга, сажать людей на изоляцию и лишать их источников дохода, президент РФ дал экстренное поручение ведомствам в отношении упрощенной процедуры банкротства. Владимир Путин публично потребовал быстро доработать проект, который уже 3-4 года «валялся» в кулуарах МЭР, иногда лениво кочуя в другие ведомства.
Грех не отметить, что слова главы государства немедленно были услышаны и надлежаще исполнены. Уже летом 2020 года Госдума бодро принимала законопроект, а с 1 сентября 2020 года новый проект закона начал работать. Даже удивительно: федеральный закон, который с 2016 года прошел несколько кругов доработок и исправлений, был в итоге одобрен всего за два-три месяца. Достаточно было лишь четкого «указания сверху».
Последствия публикации сведений о банкротстве
С момента включения информации о гражданине в единый реестр сведений о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение имущественных требований к нему, а также прекращается начисление неустоек, штрафов, пеней и процентов по всем обязательствам гражданина (ст. 223.4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).
Гражданин в течение срока процедуры внесудебного банкротства не имеет права совершать сделки по получению займов, кредитов, выдаче поручительств и иные обеспечительные сделки.
Кроме того, в рамках процедуры внесудебного банкротства приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, а для взыскателей вводится запрет на направление исполнительных документов в банки.
Все исполнительные документы с этого момента могут быть направлены только в Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Данные правила не распространяются на следующие требования:
- требования кредиторов, не указанных в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке;
- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
- по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения;
- по делам о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда;
- по делам о взыскании алиментов.
Новое в банкротстве граждан: спишут ли долги малоимущим и пенсионерам?
Согласно законопроекту № 1162228-7, долги граждан-должников с низким уровнем дохода (пенсионеров и малоимущих) могут списать бесплатно, без суда, а главное с открытыми исполнительными производствами. Нужно просто подать заявление о банкротстве через МФЦ.
Доходы в пределах двойного прожиточного минимума в регионе, где проживает должник, хотят признать неприкосновенными. То есть их не смогут списывать в счет долга. Конечно, речь идет о гражданах без имущества, которое может быть реализовано в счет долга.
На данный момент процедура внесудебного банкротства граждан неэффективна, потому что заявить о банкротстве можно только если все исполнительные производства закрыты. Если приставы не идут навстречу, приходится ждать годами. А если человек получает даже минимальный доход (включая пособия, социальные выплаты), то о закрытии производств речь вообще не идет: списывают 50% с любого поступления на арестованный счет.
Есть мнения, что данный законопроект «пустышка» и пиар-ход перед парламентскими выборами. Но даже если это так, и закон не примут, подобная инициатива сама по себе привлечет внимание к проблеме крайне ограниченного доступа к внесудебному банкротству российских граждан.
Жесткая ответственность управляющих
Бенефициары в контролируемых банкротствах могут назначать «своих» арбитражных управляющих и с их помощью контролировать процедуры, чтобы вернуть активы под свое управление. Авторы законопроекта предлагают комплекс мер для повышения «белой» мотивации управляющих. Среди них:
- Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.
Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.
Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего.
Создать объективный рейтинг — утопия, полагает президент союза «Уральская СРО арбитражных управляющих» Михаил Сачев. «Те, кто активно работает и обладает реальным опытом, всегда получают жалобы, а те, кто работает серой мышью, могут стать лидерами рейтинга, — поясняет он. — В итоге может получиться искусственный рейтинг, который не повысит эффективность банкротств».
Банки, как самые большие «заказчики» работы арбитражных управляющих, могут влиять на рейтинг, предупреждает адвокат Сергей Кислов: «Большой вопрос — как сделать так, чтобы такое рейтингование не перевело управляющих под контроль банков».
- Фиксированное вознаграждение для управляющих. По замыслу министерства, они будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.
Сейчас управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные игроки затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения.
Вознаграждение должно храниться на спецсчете и выплачиваться только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процесс, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра, уточнив, что размер будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании.
- Наказание для управляющих в виде временного запрета на профессию.

Когда принят закон и поправки в отношении физических лиц?
Федеральный закон о банкротстве физических лиц и организаций принят 27 сентября, подписан президентом РФ 26 октября и вступил в силу 2 декабря 2002 года. Однако изначально его применяли в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Процедура банкротства гражданина была введена Х главой 127-ФЗ 1 октября 2015 года. С этого момента, согласно принятой части закона, физическое лицо могли признать банкротом только по решению арбитражного суда.
1 сентября 2020 года приняли изменения в главе Х: появился параграф об упрощённом банкротстве физических лиц в рамках внесудебной процедуры. Новую часть закона можно применить при соблюдении определенных условий.
В заключение: новый порядок процедуры банкротства встречает критику
Однако стоит отметить, что Законопроект вызывает много критики со стороны арбитражных управляющих, бизнеса и юристов. Так, высказываются мнения, что балльная оценка работы арбитражных управляющих, ее зависимость от размера удовлетворенных требований кредиторов и срока проведения процедуры банкротства может быть не только несправедлива в отношении самих управляющих (потому что такого имущества может не быть у должника по объективным причинам, не зависящим от арбитражных управляющих), но и привести к «нездоровому» стремлению управляющих в оспаривании и поиске имущества в ущерб добросовестности.
Изменение процедур выплат арбитражным управляющим, возможность лишения их баллов и иные моменты создают коррупционные риски и лишают их самостоятельности и независимости. Баланс интересов должников и кредиторов, по мнению бизнеса, также будет нарушен.
Документы и операции банкротства
Процедуру банкротства может начать сам заемщик либо же кредитор, который предъявит доказательства данного состояния должника. Операция банкротства касается:
- налогов и сборов;
- коммунальных платежей;
- кредитов и займов, выплаты по которым уже просрочены;
- долги по товарам или услугам.
Если физическое лицо будет признано банкротом, оно не сможет в полной мере распоряжаться своим имуществом. Вместе с тем ряд ценностей не подвергается аресту. К ним относятся:
- драгоценности;
- предметы обихода;
- деньги в размере прожиточного минимума на должника и родных, которые находятся на его полном иждивении;
- продукты;
- жилье и земля, если это единственное место проживания должника. Исключение составляет ипотечная квартира или дом;
- топливо для готовки и обогрева;
- вещи должника-инвалида;
- вещи, необходимые должнику в профессиональной деятельности;
- скот.
Если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то с момента признания его банкротом он больше не сможет вести свою коммерческую деятельность. Повторно встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно будет только через год.
Упрощенная процедура банкротства длится 6 месяцев. Она предусматривает несколько шагов:
- Должник обращается в МФЦ по месту регистрации или проживания и вносит в форму установленного образца список всех известных кредиторов с указанием точных сумм задолженности;
- МФЦ в течение 3 рабочих дней проверяет предоставленные сведения и вносит должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;
- В течение следующих 6 месяцев прекращают начисляться проценты, штрафы, исполнение указаний по имущественным взысканиям. Временная приостановка означает, что приставы не имеют права продать имущество должника или списать средства со счетов.
После завершения процедуры банкротства обязательства считаются погашенными. Но сюда не относятся личные долги, такие как алименты, кредиты на физическое лицо, компенсация вреда. Повторно подать заявление в МФЦ можно только через 10 лет после завершения внесудебной процедуры.
- Если есть ипотека, но задолженности по ней нет.
Такая ситуация может возникнуть, если гражданин взял ипотеку и кредиты, но не может финансово осилить ежемесячные платежи. Тогда он прекращает выплачивать долг по другим обязательствам, но исправно гасит ипотеку, чтобы сохранить жилье.
Физическое лицо, накопив долг более 500 тыс.рублей по иным кредитным обязательствам (не ипотечным) вправе обратиться в суд с заявлением о банкротстве. Миф о том что если ипотечная квартира является единственной у должника, то ее отобрать не могут, является не верной информацией. Согласно ст. 446 ГПК жилье в ипотеке, даже если в ней прописан гражданин и его семья, подлежит продаже на торгах.
- Задолженность по ипотеке.
В результате сложившихся обстоятельств возникла ситуация, когда невозможно выплачивать ежемесячные платежи в счет погашения ипотечного кредита. Тогда инициировав процедуру банкротства, нужно заявить в суде о желании реструктуризировать долг.
В результате банк не сможет применять штрафные санкции и даже может пойти на уступки в виде предложения выгодных условий погашения.
Как долго будет действовать мораторий?
Премьер-министр сообщил, что мораторий будет действовать полгода и коснётся как организаций, так и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Таким образом, мораторий будет действовать с первого апреля 2022 года до первого октября 2022 года. Однако на этом его действие может и не прекратиться.
Пунктом 1 ст. 9.1 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено право Правительства РФ на продление срока действия моратория в случае, если послужившие основанием введения меры обстоятельства не были устранены.
Применение закона на практике
Внесудебное банкротство физических лиц должно было стать для граждан, попавших в долговую яму, выходом из сложившейся ситуации. Но как показала практика, пусть и не такая большая, все оказалось намного сложнее.
С момента вступления в законную силу правовых норм об упрощенном (внесудебном) банкротстве физических лиц (1 сентября 2020 года) по конец отчетного периода 2020 года (на декабрь 2020), количество заявлений в МФЦ о признании финансовой несостоятельности граждан составило 6412. Из общего количества заявок 4564 были возвращены гражданам. Только 1859 заявлений были одобрены, т.е. в отношении этих граждан были возбуждены процедуры внесудебного банкротства.
Таким образом, менее трети (28,8%), поданных в МФЦ заявлений о признании граждан банкротами, были одобрены. Такой низкий процент специалисты связывают с рядом взаимосвязанных причин.
Во-первых, списать долги по упрощенной процедуре банкротства можно только когда окончены все исполнительные производства в отношении должника (из-за невозможности взыскания денежных средств). То есть, если у должника имеются несколько долговых обязательств и хотя бы по одному из них еще идет исполнительное производство, гражданину будет отказано в признании финансовой несостоятельности по упрощенной процедуре. При подаче заявления через арбитражный суд (судебное банкротство) такой проблемы у должника не возникает.
Во-вторых, возврат заявлений граждан по упрощенному банкротству связывают с низкой информированностью населения о правилах их заполнения и условиях подачи.
В-третьих, так как закон действует всего несколько месяцев, сотрудники МФЦ также допускают ошибки по принятию, обработке и проверке заявлений граждан.
В любом случае, закон об упрощенном внесудебном банкротстве физических лиц при всех своих плюсах и минусах дает надежду должникам на решение своих финансовых проблем. Относительно небольшой процент одобренных заявлений должен дать повод для размышления законодателю для решения возникших проблем при правоприменении.
Субсидиарная ответственность – только в рамках дела о банкротстве
В вопросах субсидиарной ответственности лиц, контролировавших должника, законопроект воспринял подходы, закрепленные ныне в Декрете от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»: такая ответственность должна применяться только при наличии вины в наступлении банкротства.
При этом проект документа предусматривает, что привлечение к субсидиарной ответственности осуществляется исключительно в рамках дела о банкротстве. Данная новация призвана повысить стабильность гражданского оборота.
Суд планируется наделить правом распределять ответственность в зависимости от степени вины, в частности, уменьшать ее размер.
Алгоритм подачи исков о привлечении к субсидиарной ответственности несколько усложняется. Если собрание кредиторов примет решение о его обязательной подаче, такой иск предъявляется управляющим. Если же собрание кредиторов соответствующее решение не приняло или управляющий его не исполнил, заинтересованный кредитор вправе подать иск самостоятельно. В данном случае справедливо говорить о расширении возможностей судебной защиты прав кредиторов.
Еще одна новация касается лиц, которые гипотетически могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, но не включены изначально в перечень участвующих в деле лиц. Они смогут на ранней стадии процесса подать в суд ходатайство о признании их лицами, участвующими в деле. Получение данного статуса позволит потенциальным субсидиарным должникам занимать более активную позицию в деле о банкротстве.
Закон о банкротстве физических лиц с изменениями на 2021 год регламентируют процедуру банкротства граждан в рамках единого закона о банкротстве всех субъектов, занятых в экономике РФ (ФЗ-127 от 26.10.2002г.). Таким образом, отдельного закона о банкротстве физлиц нет, есть глава 10 ФЗ-127, именуемая соответствующим образом, но применяются при процедуре и другие общие нормы закона. Для удобства положения ФЗ-127 о банкротстве граждан-должников будем и далее именовать законом о банкротстве физических лиц. Последняя редакция ФЗ-127 доступна для ознакомления на всех известных правовых ресурсах: Гарант, Консультант Плюс и т. д. – ее часто цитируют в новостях или на сайтах госорганов.
Инструкции, как оформить банкротство физических лиц в 2021 году, официальный сайт ни одного ведомства без конкретной информации о должнике не даст. Для этого необходимо самостоятельно (или с помощью специалистов) разбираться с нормами закона, исследовать финансовое положение, обязательства, проанализировать плюсы и минусы процедуры.
Следует учесть, что закон единый для всей страны, то есть, банкротство физических лиц в Москве осуществляется по тем же правилам, что и в Санкт-Петербурге и других регионах.