Депутатская неприкосновенность в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Депутатская неприкосновенность в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ни в одном из нормативных актов, которыми регулируется использование депутатами различных уровней власти права на неприкосновенность, не содержится информации о том, что именно следует подразумевать под неприкосновенностью.

Правовое регулирование вопросов, связанных с присвоением и – в случае необходимости – лишения депутатской неприкосновенности, регулируется следующими нормативными актами:

  • Конституции Российской Федерации;
  • от 8 мая 1994 года. Статья достаточно широко освещает не только порядок применения данной меры защиты участников федеральных выборных органов, но также и определяет то, каким образом неприкосновенность может быть снята с человека в случае выявления явного нарушения им действующего законодательства вплоть до совершения уголовного преступления;
  • если же говорить о муниципальных депутатах (то есть участниках выборных органов власти муниципальных образований), то в привычном понимании депутатская неприкосновенность для них не используется. Однако решение о возможности возбуждения уголовного дела в отношении муниципальных депутатов принимается руководителем следственных органов субъекта Федерации на основании . Если руководителем следственных органов субъекта Федерации принято решение о возможности возбуждения уголовного дела или начале следствия в отношении такого человека, все процессуальные действия в отношении таковых будут осуществляться в общем порядке на основании .

Штрафы можно не платить

До отставки первого президента РФ Бориса Ельцина не был прописан специальный механизм ­гарантий экс-президентам, напоминает депутат Госдумы Борис Надеждин: путинский указ от 31 декабря 1999 г., а затем сменивший его закон входили в так называемый пакет договоренностей между Ельциным и преемником. Против закона в 2001 г. выступали коммунисты, они вспоминали основания для провалившегося импичмента Ельцину (чеченская война и др.), отмечает он, но в законе «сознательно написали, что гарантии неприкосновенности касаются только деятельности в качестве президента». Новая редакция освободит экс-президента от всякой ответственности как обычного человека и после отставки, говорит Надеждин: «Вряд ли можно предположить, что он [бывший президент] будет таскать молоко из магазинов. Но штрафы за превышение скорости может спокойно не платить».

По словам Крашенинникова, проект направлен на сохранение стабильности – чтобы лица, которые занимали главный пост в стране, понимали, что их не будут преследовать по политическим мотивам, а только в случае совершения тяжких преступлений. При этом сама процедура снятия неприкосновенности с экс-президента становится такой же, как и в отношении президента, указывает он. Депутат КПРФ Юрий Синельщиков считает, что поправки внесены из-за роста протестных настроений: «На будущее надо предотвратить возможность привлечения экс-президента к ответственности. Вдруг оппозиция придет к власти? Из-за этого такие законы и принимаются». В итоге этот законопроект делает экс-президента таким же неприкосновенным, как и действующего, говорит он.

С какими вопросами обращаться к депутатам?

Я живу в Санкт-Петербурге, в Петроградском районе, в муниципальном округе Кронверкское. Знаю, что у нашего округа, района и города есть выбранные депутаты. У них определенная зона ответственности, часы и место приема.

Но с чем именно можно прийти к местному депутату? Например, не только у меня есть желание изменить одну из статей жилищного кодекса. Чем депутат действительно может помочь? Как лучше обратиться: массово с сотней подписей или даже один мой голос может что-то изменить? Как взаимодействуют граждане и депутаты?

К любому депутату можно прийти с конкретным вопросом или проблемой. Но важно, чтобы они были в пределах его полномочий. Так, в Санкт-Петербурге, где вы живете, два вида депутатов: депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга, или городские депутаты, и депутаты муниципальных округов. У каждых свои полномочия.

Расскажу, с какими вопросами можно обращаться к местным депутатам и как это сделать. Но сразу предупрежу. Чтобы внести изменения в федеральное законодательство, в том числе жилищный кодекс, лучше обращаться к депутатам Госдумы: у них есть право законодательной инициативы.

Лишение иммунитета народных избранников

Злоупотребление властью со стороны избалованных ей нередки. Поэтому в законе прописана процедура лишения неприкосновенности парламентариев. Она включает в себя такие этапы:

  1. Инициативный запрос Генерального прокурора;
  2. Рассмотрение обстоятельств дела работниками Государственной Думы;
  3. Рассмотрение членами верхней палаты;
  4. В случае одобрения всеми инстанциями начинается административное или уголовное производство.

Многоступенчатый порядок лишений иммунитета призван исключить возможность политического преследования депутатов, неугодных действующей власти. За всю современную историю России преследование в отношении думцев возбуждали лишь несколько раз. Самые громкие происшествия:

  • В 1995 году был подан запрос на лишение неприкосновенности независимого избранника Сергея Мавроди. Прошло два года, прежде чем финансового махинатора объявили в розыск;
  • В 2000 году осудили организатора беспорядков в Махачкале Надиршаха Хачилаева;
  • В 2001 году был лишен мандата представитель фракции «Союз правых сил» Владимир Головлев, которого обвинили в хищении крупной суммы денег.
Читайте также:  Можно ли сдать на права без обучения в автошколе?

Неприкосновенность депутата: понятие, признаки, особенности

В соответствии со ст. 98 Конституции РФКонституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Депутатская неприкосновенность существовала и существует в парламентах всех стран. Она необходима, прежде всего, как гарант политического плюрализма и свободы слова избранников народа, как барьер от попыток преследования депутатов за политические убеждения. Институт неприкосновенности появился в XVIII в. с возникновением необходимости гарантировать народным представителям защиту от посягательств королевской власти. С.А. КорфКорф С.А. Русское государственное право. Ч. 1. М., 1915. С. 159. под институтом неприкосновенности понимал «ограждение депутата от внешних влияний и воздействий, что объяснялось недоверием парламента к судебной и административной власти и попыткой оградить депутатов от необоснованных обвинений со стороны судебного или административного органа. Согласно этому, лишение депутата свободы и судебное преследование его могло происходить только с разрешения палаты».

Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Конституция РФ установила одну из важных гарантий парламентской деятельности — право неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы (ст. 98).

Институт парламентской неприкосновенности возник в средние века как средство защиты членов законодательных и представительных органов от произвольных арестов и преследования со стороны монархов, нередко пользовавшихся своей бесконтрольной властью в борьбе с нарождающимися парламентами. Хотя на современном этапе значение института парламентской неприкосновенности заметно снизилось, он сохранился практически во всех странах, где есть парламенты.

Например, по Конституции США члены конгресса ни за какие речи или участие в дебатах не могут быть подвергнуты допросу (разд. 6, ст. 1). Конституция Франции предусматривает, что член парламента не может быть подвергнут преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду не только за высказанные им мнения, но и за голосование при исполнении своих обязанностей (ст. 26). Согласно Конституции Японии члены обеих палат не несут ответственности за свои речи, высказывания и голосование в парламенте (ст. 51). В Испании законом предусмотрена также неприкосновенность парламента, а в Израиле — неприкосновенность здания парламента и т.д.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Рос- сии не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ст. 98 Конституции). Неприкосновенность распространяется также на жилое и служебное помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие депутату, их документы и переписку.

Освобождение депутата от личного досмотра обусловлено тем, что он может иметь при себе материалы конфиденциального характера, например, переданные ему документы, разоблачающие факты коррупции высокопоставленных должностных лиц. Досмотр депутата позволил бы обнаружить и изъять у него такого рода материалы.

Член Совета Федерации, депутат Думы не могут привлекаться к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, в том числе за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в своей палате, другие действия, соответствующие их статусу. Названная неприкосновенность действует и по истечении срока их полномочий.

Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Думы допустили публичные оскорбления, клевету, иные нарушения, преследуемые по федеральному закону, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения их неприкосновенности.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палатой Федерального Собрания. В случае возбуждения уголовного дела, начала производства по делу об административном нарушении, предусматривающем административную ответственность в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору.

Если уголовное дело, возбуждено или производство по делу об административном нарушении, предусматривающем административную ответственность в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Думы неприкосновенности.

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу последнее не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Конкретизируя положение Конституции о депутатской неприкосновенности, Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в первой редакции от 8 мая 1994 г. допустил не вполне корректные формулировки, позволившие толковать депутатскую неприкосновенность расширительно.

Так, в ч. 1 ст. 18 этого Закона было записано, что депутаты «не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке». Одновременно достоянием общественности стали факты выдвижения кандидатами в депутаты, и даже избрания депутатами Думы лиц с уголовным прошлым. Указанные обстоятельства послужили поводом для инициирования Президентом РФ запроса в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции института депутатской неприкосновенности.

В принятом по данному вопросу постановлении от 20 февраля 1996 г. Конституционный Суд разъяснил, что неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в ст. 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности.

Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым парламента, их самостоятельности и независимости.

Установления ст. 98 Конституции являются определенным исключением из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена представительного и законодательного органа.

Конституционный Суд отметил, что ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», воспроизводя конституционные положения, предусматривает также невозможность привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке и его допроса без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Таким образом, федеральный закон установил более широкий, нежели в Конституции РФ, перечень случаев, при которых парламентарий не может быть лишен неприкосновенности.

Решая вопрос о конституционности указанных положений закона, Конституционный Суд разделил проблему на две части. Норма ст. 18 Федерального закона о необходимости получения согласия соответствующей палаты Федерального Собрания на привлечение депутата к уголовной или к административной ответственности и на его допрос применительно к действиям по осуществлению депутатской деятельности были признаны соответствующими Конституции РФ.

Однако неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за правонарушение, совершенное не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению парламентского иммунитета, превращению его в личную привилегию.

Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных ст. 98 Конституции, в отношении парламентария допустимо осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия, вплоть до принятия решения о передаче дела в суд, без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Депутатская неприкосновенность является главной гарантией статуса данного должностного лица.

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

Очень часто в средствах массовой информации говорят о том, что народных избранников нельзя привлечь к юридической ответственности, потому что они имеют неприкосновенность и освобождаются от всяческого наказания за содеянное. Так вот это явное заблуждение. Хоть депутаты и являются публичными людьми и обладают неприкосновенностью, тем не менее, по согласию ГД, они могут навсегда лишиться данного статуса. Об этом нужно обязательно знать.

Кроме того, депутатская неприкосновенность напрямую зависит от деятельности народного избранника. Например, если срок его полномочий закончился, то и данного статуса последнего не будет.

Необходимо также указать на то, что правоохранительные органы не смогут передать дело на рассмотрение в судебную инстанцию, пока депутат не лишится своей неприкосновенности. Если этого не произойдет, то дело будет прекращено. Возобновить его можно только если откроются новые обстоятельства.

Итак, депутаты ГД и члены СФ обладают депутатской неприкосновенностью. Соответственно, последних нельзя задерживать и арестовывать. Обыскать депутата можно только в том случае, если он был застигнут правоохранителями на месте осуществления преступного деяния.

Тем не менее, проблема неприкосновенности народных избранников становится все более актуальной, потому что данные должностные лица представляют интересы простых людей. По этой причине депутаты должны быть защищены законом от неоправданного преследования, так как они обязаны выражать свою позицию, мнение по решающимся вопросам.

Тем не менее, многие из народных избранников пользуются своим особым статусом. Большинство депутатов предполагает, что они будут неприкосновенны даже после того, как срок их полномочий закончится. А это не так. Ведь неприкосновенность должна рассматриваться только как особая гарантия статуса депутата. Лишить ее может только ГД или Совет Федерации. Но для этого необходимо представление Генпрокурора. Вопрос о лишении народного избранника неприкосновенности решается в трехдневный срок. О принятом решении необходимо сообщить в Генпрокуратуру.

Сколько получает помощник депутата Госдумы: особенности профессии

Сегодня практически каждому известна должность как депутат Госдумы, и какие функции он выполняет, но вот о «должности помощника депутата» известно не так много.

Для некоторых он является важным заместителем, другие видят в нем классического служащего. Эта статья ответит на вопросы кто такой помощник депутата, сколько он зарабатывает и как им стать. Большой юридический словарь дает следующее определение помощника депутата — это лицо, которое оказывает депутату различную организационную помощь, а также исполняет его поручения, кроме тех которые госчиновник обязан выполнять самолично.

Обязанности помощника народного избранника прописаны в статье 39 «Федерального закона РФ» и состоят из 6 параграфов. Исходя из анализа этих параграфов, трудовыми обязанностями этой должности: Организация и подготовка личных встреч депутата с его посетителями и электоратом.

Кого это коснется и зачем нужно?

Законопроект написан так, что не оговаривает, на каких именно бывших президентов распространяются его положения – на всех, или только тех, которые уйдут с должности главы государства после его принятия.

Читайте также:  Поставить пломбу на зуб бесплатно по ОМС

Поэтому фактически сейчас в России проживает только один человек, который сразу попадет под дополнительные гарантии прав – это бывший президент России, заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев. Первый президент России Борис Ельцин скончался в апреле 2007 года.

Кроме того, покинув по любой из причин пост президента, под расширенные гарантии неприкосновенности попадет Владимир Путин и все последующие президенты России. В законопроекте нет никаких условий касательно причин ухода с поста президента. То есть, даже если президенту будет объявлен импичмент, после лишения его статуса он все равно получит пожизненную неприкосновенность.

Кого на самом деле защищает депутатская неприкосновенность

Александр Дели, прокурор ПМР: «Было рассмотрено на прошлой неделе на комитете. Решение так и не было принято. В ходе заседания комитета настораживает тенденция – порядок рассмотрения, когда изначально депутаты при обсуждении высказывают мнение, что, действительно, должен суд разобраться в этих вопросах. Объявляется перерыв, после перерыва депутаты приходят с противоположным мнением. Это вызывает у меня определенные опасения».

Напомним, на рассмотрении депутатского корпуса также находится инициатива прокурора республики. Ее суть – закрепить норму, согласно которой решение о привлечении к уголовной ответственности депутатов будет принимать прокурор города или района, а не депутатский корпус. Такая практика действует в России. В Федеральном законе прописано: «В случае привлечения депутата представительного органа субъекта Российской Федерации к уголовной или административной ответственности согласия данного органа не требуется».

✋ Что такое депутатская неприкосновенность

Ни в одном из нормативных актов, которыми регулируется использование депутатами различных уровней власти права на неприкосновенность, не содержится информации о том, что именно следует подразумевать под неприкосновенностью.

Таким образом, понятия депутатской неприкосновенности, с юридической точки зрения, в действующих нормах права не содержится. Однако на основании правоприменительной практики можно сделать вывод, что под депутатской неприкосновенностью следует понимать невозможность привлечения депутата Государственной думы или члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также к гражданской ответственности без получения на то согласия того органа, где он был выбран.

Результатом этого становится достаточно сложная процедура проведения различных процессуальных мероприятий, которые нацелены на вынесение наказания за совершенные правонарушения или преступления.

❗ Что дает депутатам статус

Присвоение депутату или сенатору неприкосновенности делает невозможным:

  • привлечение к уголовной или административной ответственности того лица, которому она была присвоена, в результате чего для проведения судебных процессуальных мероприятий в отношении таких лиц требуются дополнительные разрешения, полученные от тех органов, куда были выбраны указанные лица;
  • проведение ареста, обыска или допроса таких лиц. Исключение составляют только те случаи, когда речь идет о задержании на месте совершения преступления;
  • проведение личного досмотра такого лица. Здесь исключением является только проведение таких мероприятий в целях обеспечения безопасности окружающих людей, если речь идет о применении специального федерального законодательства.

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТА — это… Что такое НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТА?

  • Неприкосновенность депутата — (англ. inviolability of deputy) в РФ привилегия депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, а также депутатов высших представительных органов гос ной … Энциклопедия права

  • Неприкосновенность депутата — демократический принцип, согласно которому депутат представительного органа государственной власти не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия данного органа. Закрепляется в Конституции. Политическая наука: Словарь справочник … Политология. Словарь.

  • неприкосновенность депутата — демократический принцип, согласно которому депутат представительного органа государственной власти не может быть привлечён к уголовной ответственности без согласия данного органа. Закрепляется в конституции. * * * НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТА… … Энциклопедический словарь

  • Неприкосновенность депутата — (англ. inviolability of deputy) в РФ привилегия депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, а также депутатов высших представительных органов гос ной власти субъектов РФ, заключающаяся в особом порядке их привлечения к уголовной или… … Большой юридический словарь

  • НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТА — – важнейшая гарантия беспрепятственного осуществления депутатом (см.) своих полномочий, состоящая в том, что депутат Верховного Совета СССР, Верховного Совета союзной и автономной республики не может быть привлечён к судебной ответственности или… … Советский юридический словарь

  • Неприкосновенность депутата — в СССР и др. социалистических государствах конституционный принцип, гарантируемый законом. Депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик не могут быть привлечены к уголовной ответственности или… … Большая советская энциклопедия

  • НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ (ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ) — парламентский иммунитет депутата от юрисдикции в течение всего срока полномочий, т.е. невозможность его привлечения к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности, а также задержания, ареста или допроса без… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в… … Энциклопедия юриста

  • Депутатская неприкосновенность — см. Неприкосновенность депутата … Энциклопедия права

  • Парламентская неприкосновенность — см. в статье Неприкосновенность депутата … Большая советская энциклопедия


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: pressa56@cp9.ru