В России отменили штрафы за превышение массы грузовиков до 10%
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России отменили штрафы за превышение массы грузовиков до 10%». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Сотрудники Государственной Автомобильной Инспекции следят за соблюдением требований к допустимой массе и степени нагрузки на оси большегрузных машин, передвигающихся по автомобильным дорогам. Контроль автотранспорта, предназначенного для перевозки крупных грузов, осуществляется в соответствии ФЗ-№257 и Постановлением Правительства №272.
Перегруз — или транспортировка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без оформленного разрешения и наличия специального пропуска в ситуациях, когда получение этих документов обязательно, а также в случаях превышения максимально разрешенной нагрузки на ось транспортного средства, довольно часто приводит водителей и владельцев груза к большим административным штрафам по ст. 12.21.1 КоАП РФ, размер которых достигает 500 000 рублей.
Безусловно, даже одного штрафа за перегруз в 150 000 — 300 000 рублей будет достаточно, чтобы поставить водителя грузового автомобиля в сложную жизненную ситуацию. Одновременно с водителями, административную ответственность за перегруз несут лица ответственные за перевозку, а также те кто осуществлял погрузку груза в транспортное средство.
Следует учитывать, что большинство водителей, перевозчиков и грузоотправителей хоть и являются индивидуальными предпринимателями, но штраф за перегруз они уплачивают как юридические лица.
В 2018 году штраф за перегруз грузового автомобиля остался на прежнем уровне и несмотря на протесты и недовольства перевозчиков, и предпосылок для его снижения не имеется.
Нередко причиной штрафа за перегруз является юридическая неграмотность самого водителя. В результате подавляющее большинство попыток собственными силами решить судебный спор не достигают положительного эффекта.
Ответственность грузоотправителя за перегруз
Большинство грузовладельцев заинтересованы в загрузке автомобиля на максимально возможный объем и всю ответственность за возможный перегруз перекладывают на водителя. Однако данный подход является не только не верным, но также может повлиять на возникновение непредвиденных расходов.
Пунктами 8 и 9 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность грузоотправителя за предоставление недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза.
Штраф за данное нарушение составляет: на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Помимо уплаты штрафа, грузоотправитель будет вынужден возместить перевозчику причиненный ущерб вследствие допущенных нарушений.
К причиненному ущербу, который возник у перевозчика можно отнести следующие понесенные им расходы:
- уплата административного штрафа за перегруз;
- оплата ущерба автодороге вследствие перегруза;
- расходы, связанные с нахождением автомобиля на специализированной стоянке по причине его задержания;
Поскольку возмещение ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности, её применение возможно лишь при наличии определенных условий. Обязательными условиями для возложения материальной ответственности за перегруз автомобиля являются:
- доказанные факты недостоверных сведений;
- наличие и установленный размер причиненного ущерба;
- прямую причинно-следственную связь между действиями грузоотправителя и ущербом перевозчику.
ГИБДД отстранят от весогабаритного контроля
Принятый закон, кроме того, меняет ведомство, ответственное за слежение за соблюдением грузовиками допустимых весогабаритных параметров, и передает всю полноту полномочий в этой сфере от ГИБДД Ространснадзору.
Правда, это новшество заработает только с 1-го января следующего года.
То есть: с 1-го января 2023-го года сотрудники ГИБДД в принципе не смогут штрафовать перевозчиков за превышение массы, осевой нагрузки или допустимых габаритов грузовиков.
Этим будет заниматься Ространснадзор на всех без исключения видах постов (автоматических, стационарных и передвижных).
Для справки: на данный момент, до 1-го января 2023-го года, Ространснадзор не имеет доступа к автоматической базе данных, а потому может штрафовать перевозчиков за превышение весогабаритных параметров только на стационарных и передвижных постах, где взвешивание и измерение транспортных средств проводится при непосредственном участии сотрудников ведомства.
Правила перевозки грузов
Очевидно, что разные виды транспортных средств (ТС) в силу своих технических особенностей имеют разную грузоподъёмность. Предельно допустимые нормы указаны в индивидуальном паспорте транспортного средства (ПТС). И превышение этих показателей недопустимо. Нормативы загрузки высчитываются производителем машины, исходя из ее технических параметров.
Масса транспортируемого груза прописывается в сопроводительных документах, а именно — в товарно-транспортной накладной. Погрузка выполняется при обязательном присутствии уполномоченного сотрудника компании-перевозчика (специального работника или водителя).
Важно, чтобы перевозимые объекты были правильно размещены в кузове, контейнере, цистерне или прицепе. Несоблюдение равномерности распределения или плохой крепёж может привести к смещению и дисбалансу груза, как следствие — к снижению управляемости авто и созданию предпосылок к ДТП.
Допускается увеличение предельного веса, перевозимого конкретным ТС. Но в этом случае необходимо:
- оформить специальное разрешение от Росавтодора в регионе загрузки;
- там же утвердить маршрут следования;
- оплатить компенсацию за потенциальный ущерб, который будет причинён дорожному полотну.
Какой вас ждет штраф за перегруз грузового автомобиля?
В случае, когда грузоотправитель направляет транспортное средство с перегрузом в рейс, не имея специального разрешающего документа, ему сулит штраф. Подобная мера вовсе не является глупостью – таким образом государство пытается снизить аварийность на дорогах, поскольку сверхнормированные нагрузки являются источником неисправностей автомобиля, возникновения повышенной опасности на дороге.
В этой статье вы узнаете, как получить разрешение на «перегруз» и какой штраф вы получите без его наличия.
Штраф за перегруз грузового автомобиля для физических лиц
от 1000 до 10 000 рублей.
Статья 12.21.1 КоАП
Штраф за перегруз грузового автомобиля для юридических лиц
от 100 000 до 500 000 рублей.
Статья 12.21.1 КоАП
Таблица штрафов за перегруз грузового автомобиля
Ответственность за перегруз транспортного средства устанавливается ст. 12.21.1 КоАП РФ.
(штрафы по осям и массе)
Участник перевозки, вид нарушения | Размер штрафа за превышение нормативного значения допустимой массы или допустимой нагрузки на ось (либо превышение массы или нагрузки на ось, указанных в спец. разрешении) | |||
более 2% и до 10% включ. |
более 10% и до 20% включ. |
более 20% и до 50% включ. |
более 50% | |
Водитель грузового автомобиля | ||||
— при превышении нормативных значений (при отсутствии спец. разрешения) |
1-1,5 тыс. руб. | 3-4 тыс.руб. | 5-10 тыс. руб. или лишение прав на 2-4 мес. |
7-10 тыс. руб. или лишение прав на 4-6 мес. |
— при превышении значений, указанных в спец. разрешении | 1-1,5 тыс. руб. | 3-3,5 тыс.руб. | 4-5 тыс. руб. или лишение прав на 2-3 мес. |
7-10 тыс. руб. или лишение прав на 4-6 мес. |
Должностное лицо, ответственное за перевозку | ||||
— при превышении нормативных значений (при отсутствии спец. разрешения) |
10-15 тыс. руб. | 25-30 тыс.руб. | 35-40 тыс. руб. | 45-50 тыс. руб. |
— при превышении значений, указанных в спец. разрешении | 10-15 тыс. руб. | 20-25 тыс.руб. | 30-40 тыс. руб. | 45-50 тыс. руб. |
Транспортная компания (юридическое лицо или ИП) | ||||
— при превышении нормативных значений (при отсутствии спец. разрешения) |
100-150 тыс. руб. | 250-300 тыс.руб. | 350-400 тыс. руб. | 400-500 тыс. руб. |
— при превышении значений, указанных в спец. разрешении | 100-150 тыс. руб. | 200-250 тыс.руб. | 300-400 тыс. руб. | 400-500 тыс. руб. |
Собственник транспортного средства (юридическое лицо, ИП, физическое лицо без регистрации ИП) в случае автоматической фиксации правонарушения средствами фотозаписи (видеозаписи) |
||||
— при превышении нормативных значений (при отсутствии спец. разрешения) |
100 тыс. руб. | 250 тыс.руб. | 350 тыс. руб. | 400 тыс. руб. |
— при превышении значений, указанных в спец. разрешении | 100 тыс. руб. | 250 тыс.руб. | 350 тыс. руб. | 400 тыс. руб. |
Грузоотправитель в случае указания недостоверной массы груза в документах на перевозку, неуказания в транспортной накладной номера, даты, срока действия спец. разрешения, неуказания маршрута движения |
||||
— физическое лицо | 1.5-2 тыс. руб. | 1.5-2 тыс. руб. | 5 тыс. руб. | 5 тыс. руб. |
— должностное лицо | 15-20 тыс. руб. | 15-20 тыс. руб. | 25-35 тыс. руб. | 25-35 тыс. руб. |
— юридическое лицо (ИП) | 25-35 тыс. руб. | 200-300 тыс. руб. | 350-400 тыс. руб. | 350-400 тыс. руб. |
Юридическое лицо, осуществляющее погрузку материалов в автомобиль | 250-400 тыс. руб. | 250-400 тыс. руб. | 250-400 тыс. руб. | 250-400 тыс. руб. |
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий погрузку материалов в автомобиль | 80-100 тыс. руб. | 80-100 тыс. руб. | 80-100 тыс. руб. | 80-100 тыс. руб. |
Как рассчитать массу грузовика по осям?
При подсчете предельно допустимой массы ТС учитывают следующие показатели:
- Общее количество осей на машине.
- Расстояние между осями.
- Типы колес (одно или двускатные).
Желательно делать подсчет при помощи специальных автовесов. Самостоятельные расчеты без привлечения оборудования часто получаются приблизительны. Особенно при перевозке груза в прицепе.
Если же необходимо предварительно установить, какую нагрузку оказывает ТС на дорожное полотно, делают это следующим образом. Во-первых, в документах на машину смотрят максимально допустимую нагрузку по осям. Этот показатель будет весом транспортного средства. При условии, что автомобиль двухосный. Если у машины три оси, нужно установить предельную нагрузку на переднюю ось и заднюю тележку. Сумма двух показателей будет весом ТС.
Т.к. нагрузка на заднюю часть грузовой машины больше по сравнению с передней, условно ее распределяют в таких пропорциях:
- 75 % общего груза приходится на прицеп.
- 25 % — на тягач.
Исходя из этого правила, на переднюю ось приходится 25, на все остальное – 75 %.
Пример расчета нагрузки на трехосное ТС с прицепом, если вес тягача – 10 т., вес прицепа – 14 т., вес груза – 13 т.
Кто платит штраф: перевозчик или владелец груза?
КоАП в ч. 9 ст. 12.21.1 предусматривает ответственность грузоотправителя за предоставление перевозчику недостоверной информации о массе или габаритах груза, если они превысили установленные более чем на 20, но не более чем на 50% от допустимой массы груза или более чем на 20, но не более чем на 50 см от допустимых габаритов. В этом случае административная ответственность ложится на владельца груза. Размер взыскания составит до 400 тыс. руб. на организацию.
Аналогичную ответственность может нести и лицо, осуществляющее погрузку. Для юридических лиц ч. 10 указанной нормы установлена ответственность в виде штрафа до 400 тыс. руб. Если же перевозчик принял груз, осознавая превышение габаритов или перегруз, то вся ответственность в таком случае лежит на нем.
Значение имеет категория лица, привлекаемого к ответственности. Поскольку должностных лиц, ответственных за перевозку, не всегда легко установить, ГИБДД (или Ространснадзор) редко составляют в отношении них административные материалы. Для юрлиц предусмотрены большие штрафы, измеряемые сотнями тысяч.
Выгоднее всего перевозчику, если штраф назначается водителю, не зарегистрированному в качестве ИП. Еще одна возможность снизить размер наказания — доказать факт перевозки для личных нужд. Штраф за перегруз на физическое лицо в таком случае равен наименьшему из наказаний, установленных в отношении водителя. Это также следует из абз. 3 п. 4 постановления КС № 5-П.
В дополнение к вышеописанным данным в маркировке шины присутствуют и другие показатели: грузоподъемность, назначение, скоростные ограничения, конструкция шины и другие.
Например, в маркировочной характеристике шины на «газель» 185/75 R16c 96N указаны:
- Ширина покрышки – 185 мм.
- Процентное соотношение между высотой и шириной профиля шины – 75 %.
- Конструкция корда покрышки – радиальная (R). Существуют еще диагональные конструкции (D), но применяются реже.
- Индекс назначения – С, используется для эксплуатации легкогрузовым транспортом.
- Индекс нагрузки – 96N. По общепринятой классификации нагрузки, данный идентификатор сообщает, что покрышка (одна) может выдержать вес, равный 710 кг.
На автомобиле допускается возможность эксплуатации покрышки на «газель» с большей шириной, равняющейся 195 или 205 мм. Задний осевой набор пар может монтироваться покрышками с идентификатором от 96 до 201, но это с большим грузоподъемным запасом. Передняя колесная пара может иметь диапазон индекса от 96 до 101.
Сколько будем платить за перегруз
Российские магистральные дороги, не говоря уже о городских, часто не выдерживают никакой критики. Считается, что основное разрушающее влияние оказывают перегруженные автомобили. На дорогах много автомобилей различной грузоподъемности. При превышение предельно допустимых нагрузок на дорожное полотно, дороги разрушаются. Для восстановления дороги требуются деньги. Поэтому штраф за перегруз увеличен в два раза.
По новой редакции ПДД и КоАП размер ущерба, который перегруженные ТС наносят дорогам, начал оцениваться строже.
Для перевозок часто используются малотоннажные Газели. Наказание и для них увеличено. Это не смотря на то, что их разрешенная масса не превышает норматива по нагрузке не только на магистраль, но и на любую городскую дорогу.
Разрушаются дороги и из-за их низкого качества. Руководство некоторых областей РФ, пытаются привлечь к судебной ответственности строителей и ремонтников, в ведении которых находятся дороги. Если дорожное полотно не выдерживает предусмотренных законом сроков эксплуатации, суд их наказывает.
Должностные лица, осуществляющие контроль
Контроль за тем, чтобы не допускался перегруз грузового транспортного средства, осуществляют сотрудники Госавтоинспеции. Они имеют право останавливать транспорт и проверять уровень загруженности автотранспорта. Прежде всего, проверкам подвергаются те водители транспортных средств, которые допустили нарушение правил ПДД. В этом случае придется оплатить не только штраф за перегруз, но за нарушение правил дорожного движения.
В настоящее время для того, чтобы определить перегружено ли ТС, можно воспользоваться автоматическим режимом с помощью камер.
Также рассчитать перегруз можно с помощью простых математических вычислений. Для этого берется масса пустого большегруза, которая указывается в технической документации к ТС. Эти документы водитель предоставляет при проверке сотруднику ГИБДД. Также потребуется знать массу перевозимого груза, которая указывается в товарно-транспортной накладной. Этот документ также проверяется сотрудниками Госавтоинспекции.
Данные показатели массы необходимо сложить. Получившуюся сумму делят на количество осей транспортного средства. После этого сотрудник ГИБДД сравнивает высчитанное значение с допустимым. В том случае, если перегруз будет превышен уже на 2%, то водитель будет наказан.
Вообще допускать перегрузов не стоит не только из-за того, за это могут наказать штрафными санкциями. Дело в том, что такое небрежное отношение к ТС скажется на его техническом состоянии. В результате износ большинства частей транспорта произойдет в несколько раз быстрее.
Не стоит забывать и о том, что законодательство в сфере транспортных перевозок довольно часто меняется. Поэтому перед тем, как отправлять транспортное средство в путь, стоит еще раз удостовериться в том, не произошло ли каких-либо изменений, кусаемых данного типа перевозок. Тогда точно можно будет избежать штрафов.
Каковы размеры штрафа
Лиц, участвующих в организации перевозок грузов и непосредственно их перевозящих, интересует, какой штраф за перегруз грузового автомобиля. Существуют установленные максимальные нагрузки на ось. Они представлены в таблице.
Расстояние между осями, мм | Допустимая осевая нагрузка для автомобилей группы А, кг | Допустимая осевая нагрузка для автомобилей группы Б, кг |
---|---|---|
2000 | 10 000 | 6000 |
1650-2000 | 9 000 | 5700 |
1350-1650 | 8 000 | 5500 |
1000-1350 | 7 000 | 5000 |
до 1000 | 6 000 | 4500 |