Что делать, если страховая отказала или выплатила мало по ОСАГО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если страховая отказала или выплатила мало по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.
Шаг №4: Суд со страховщиком
При кажущейся простоте обращения в суд из-за малой выплаты страховой компанией неподготовленному человеку, даже в случае обоснованности его требований, может быть нелегко отстоять свои права. Конечно же, лучше иметь представителя в суде, но в случаях, когда размер требований не такой большой, на гонорар юристу можно потратить большую часть спорного возмещения.
Между тем, в погоне за справедливостью необходимо трезво и здраво оценивать финансовые риски, связанные с судебным разбирательством. Так, например, по делу, где будет спор о повреждениях от ДТП как о причине малого возмещения, скорее всего, страховщик будет ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, которая, в свою очередь, стоит довольно-таки дорого. Это важно на случай, если экспертиза будет не в вашу пользу, и суд в итоге примет решение об отказе в удовлетворении ваших требований, тогда расходы по её проведению будут взысканы с истца.
Но не всё так печально и рискованно. Многие автовладельцы прекрасно справляются и сами, выигрывают суды у страховщиков и получают справедливые суммы. Ведь страховщик, нарушая свои обязательства и выплачивая мало денег, должен будет еще выплатить и штрафные санкции:
- неустойку за каждый день просрочки после истечения 20 дней в размере 1% от недоплаченной суммы,
- финансовую санкцию.
А суд в случае неудовлетворения требования потребителя взыскивает со страховщика еще и штраф в размере 50% от недоплаченного страхового возмещения.
Страховая выплатила мало, а ремонт обойдётся дороже – что делать?
Такие ситуации встречаются повсеместно. Получив направление на ремонт и пригнав машину в автомастерскую, потерпевшему в ДТП вдруг заявляют в сервисе, что насчитанных страховой денег не хватает на восстановление автомобиля.
С чем это связано? Об этом мы рассказали в самом начале статьи. При ремонте не учитывается износ машины, поэтому сервисы используют только новые детали. Но рыночные цены на новые запчасти и технологии сильно отличаются от тех, что прописаны в справочниках РСА – а страховые считают как раз по методикам. Из-за этого недостаточно денег на ремонт.
Один из вариантов доплатить, а затем взыскать указанную сумму с виновника аварии. О том, как это правильно сделать, мы рассказывали выше. Вначале досудебный этап, а если последует отказ – то в судебном порядке.

Права и обязанности сторон
Если договор не подписан, а компания или СТО требуют деньги, не следует их платить. Разница в оплате – это отношение автостраховщика и клиента, но не сервисного центра. Любые угрозы, шантаж и попытка уйти от ответственности решаются через юстицию.
По закону, на починку машины отводится 30 дней. Если за этот период ТС не вернули, хозяин может написать обращение в прокуратуру. Автостраховщики не имеют повода требовать компенсацию принудительно. Чтобы все прошло законно, шоферу нужно учесть все нюансы:
- провести независимую оценку поврежденного транспорта;
- отказаться от подписания дополнительных бумаг;
- проконсультироваться с юридическим лицом;
- следить за изменениями в постановлениях.
Почему СК уменьшает выплату
Расчет страховки по ОСАГО осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Центробанком РФ. Несмотря на это нередко возникают расхождения в оценке причиненного ущерба, исчисленного СК, и реальной стоимостью ремонта.
На результат расчета оказывают влияние:
- профессиональная подготовка эксперта;
- невозможность доступа к скрытым повреждениям;
- условия осмотра – низкий уровень освещения, загрязнение автомобиля и др.
Существуют законные основания занижения размера возмещения:
- исключение некоторых повреждений из расчета – в расчете не учитываются затраты на восстановление лакокрасочного покрытия, если площадь повреждения составляет более 25%;
- износ заменяемых деталей – по данному критерию сумма компенсации может быть уменьшена до 50% от цены новой детали;
- утеря товарной стоимости – по закону СК должна учитывать этот показатель в расчете, но на практике добиться этого получается только в суде.

Почему страховая не доплачивает
С сентября 2014 года при экспертной оценке повреждений ТС, полученных вследствие страхового случая, все расчеты должны выполняться страховщиком по единой методике от Центробанка.
Несмотря на это, возможны ситуации, когда заключения разных экспертов равной квалификации по одному и тому же страховому случаю не совпадают. Почему это возможно?
Дело в том, что методика Центробанка предусматривает единые правила калькуляции, и если вводные сведения будут одинаковы, то такими же окажутся и результаты расчетов.
Но единой методики экспертного обследования пока нет, да и при ее наличии все равно возможны расхождения в оценке, т. к. там многое определяется органолептически, т. е. «на глазок/ощупь». И объем требуемого ремонта также во многом зависит от индивидуального видения специалиста. Поэтому данные для расчетов дают разные показатели.
На различие результатов экспертизы также могут влиять:
- Профессиональная подготовка специалиста и его отношение к своим обязанностям;
- Сложность доступа к скрытым повреждениям, включая инструментальное оснащение;
- Условия осмотра — сильное загрязнение машины или недостаточность освещения.
Страховые компании могут уменьшать суммы выплат по этим и некоторым другим причинам, перечисленным ниже.
Как определяется размер страховой выплаты по ОСАГО
Все действия страховщика в рамках обязательного автострахования регулируются Федеральным Законом об ОСАГО, в том числе и порядок расчета возмещения.
В соответствии с законодательством страховщик должен осмотреть автомобиль для последующей оценки объема причиненного вреда. Часто для осмотра привлекают независимую экспертную организацию, однако, если потерпевший не возражает, составить акт о повреждениях может и представитель страховой компании. Обе стороны подписывают документ, подтверждая свое согласие с размером ущерба.
На основании составленного акта осмотра экспертная организация составляет отчет об оценке стоимости устранений повреждений. При подготовке заключения эксперт руководствуется специальным документом, так называемой, единой методикой. Это руководство для техников, утвержденное ЦБ РФ, в котором подробно расписываются способы расчета и цены на ремонт.
Эксперты обязаны руководствоваться единой методикой, для того чтобы не возникало ситуаций, когда страховая выплатила мало денег по ОСАГО. Что делать при тех или иных повреждениях, какую цену применять для окраски запчасти – все это регулирует методика Центробанка.
В теории такой подход должен снизить процент заявлений, по которым страховая мало заплатила по ОСАГО. Что делать, если вы все же попали в число тех, кому недоплатили, подскажет Закон.
Страховая не доплатила по ОСАГО. Что делать?
Если все указанные выше рекомендации соблюдены, а размера страхового возмещения не хватает на восстановление машины, необходимо уведомить об этом страховщика. Даже если вы уверены, что компания не удовлетворит ваше требование о доплате, досудебный порядок урегулирования спора по ОСАГО носит обязательный характер.
Законом предусмотрен определенный порядок подачи претензии, если страховая компания мало заплатила после ДТП. ОСАГО – обязательный вид страхования, все действия сторон по спорам о размере ущерба регулируются государством. Согласно нормам действующего страхового законодательства, если потерпевший не согласен с размером компенсации, ему необходимо передать страховщику письменную претензию о пересмотре суммы выплаты, к которой прикладывают:
- Банковские реквизиты;
- Документы, обосновывающие претензию о доплате (заключение независимого эксперта).
Страховая компания рассматривает требование в течение 10 календарных дней. Если ответа на обращение не последует либо решение страховщика не удовлетворит потерпевшего, можно подавать иск в суд для взыскания выплаты в принудительном порядке.
Как провести повторную независимую экспертизу?
Если в акте отражены все повреждения автомобиля, то нужно обратиться в независимую экспертизу для того, чтобы специалисты по акту осмотра составили еще один расчет стоимости ремонта.
Если пострадавшему автомобилю не больше 5 лет, то независимый эксперт может рассчитать размер утраты товарной стоимости ТС в результате ремонта. Эту сумму тоже необходимо взыскивать со страховой компании.
Если в отчете отражены не все повреждения, а автомобиль еще не отремонтирован, то необходимо провести повторную независимую экспертизу. При этом обязательно нужно будет уведомить страховую компанию о времени и месте её проведения.
Все платежные квитанции нужно сохранять, потому что в дальнейшем все потраченные суммы можно будет взыскать через суд. Если же ремонт был произведен, то нужно восстановить все чеки и платежные документы, подтверждающие реальные затраты.
Что следует учесть при подаче искового заявления?
В случае если страховая недоплатила крупную сумму, лучше поручить подачу заявления в суд и ведение дела в суде юридической компании.
Если исковая сумма меньше 50 000 руб., иск о взыскании недоплаченного страхового возмещения по ОСАГО подается мировым судьям, если выше 50 000 руб. – в районный суд.
Обычно в спорах по страховым выплатам суд удовлетворяет исковые требования клиента СК в полном объеме.
Конечно, процесс может затянуться на месяцы, но в любом случае вы ничего не потеряете, потому что все расходы и судебные издержки оплатит СК. Во время суда может быть назначена еще одна судебная экспертиза.
Как правило, дело одним заседанием не ограничивается, придется постоянно отпрашиваться с работы для явки на заседания.
Все расходы на юристов будут оплачены страховой компанией.
После окончания суда исполнительный лист нужно будет отнести судебным приставам или непосредственно в банк, где зарегистрирован счет должника.
Сумма выплат по ОСАГО
Максимальный размер выплат установлен ЦБ РФ и составляет 400 тыс. руб., если не причинен ущерб жизни и здоровью людей. При наличии пострадавших выплаты возрастают до 500 тыс. руб.
Моральный вред и упущенная выгода в рамках полиса ОСАГО не возмещается.
Максимальный размер выплат по ОСАГО приведен в таблице.
Страховой случай, наступивший в результате ДТП |
Размер возмещения, тыс. руб. |
Причинение ущерба жизни/здоровью пострадавшего |
160 |
Нанесение ущерба жизни/здоровью нескольких граждан |
240 |
Причинение вреда имуществу одного гражданина |
120 |
Нанесение вреда имуществу нескольких собственников |
160 |
Возмещение материального ущерба при ДТП с виновника аварии
Не всегда страховая компания виновата в том, что ограниченной законом суммы возмещения не хватает на ремонт. Кто в таком случае должен оплатить разницу ремонта?
Несмотря на то, что автосервисы частенько требуют доплаты с владельца ТС (потерпевшего), это незаконно. Нести расходы должен виновник ДТП.
Вы можете попробовать договориться с ним мирным путем, но, если он пошел в отказ, вам придется идти в суд. Процедура такова: подача искового заявления – рассмотрение дела в суде – вынесение решения – исполнение решения.
Рекомендуем обратиться для составления искового заявления и представления ваших интересов в суде к юристу по страховым выплатам. В данном споре придется доказать суду:
- сумму причиненного аварией ущерба;
- невозможность покрыть его страховым возмещением по ОСАГО.
Спор будет отягощен проведением судебной экспертизы. Также вы можете заранее предоставить отчет независимого эксперта, подтверждающий размер вреда для взыскания разницы ущерба с виновника ДТП.
Бывают ситуации, когда страховой выплаты недостаточно на ремонт автомобиля сразу по двум причинам: и страховая занижает, и ремонт превышает 400 тыс. руб. В таком случае можно сначала пройти процедуру обращения к страховой и финансовому уполномоченному, а потом обратиться с исковым заявлением одновременно к страховщику и виновнику ДТП. Суд рассмотрит претензии к обоим ответчикам в рамках одного судебного спора, что существенно сэкономит временной ресурс.
Что делать, если страховая мало заплатила по ОСАГО
Сегодня не редки случаи, когда выплаченных страховщиками денег не хватает на восстановление поврежденного в ДТП имущества, ведь они платят слишком маленькие премии. В результате автовладелец получает компенсацию, но не может приступить к ремонту авто, поскольку сервисный центр выставляет гораздо большую сумму, чем та, которую насчитала и заплатила страховая компания. В подобной ситуации у пострадавшей стороны может возникнуть резонный вопрос, что же делать, если страховая компания мало выплатила по полису ОСАГО?
Если автовладелец уверен в том, что компенсация, которую выплачивают в качестве возмещения ущерба, несправедливо занижена, ему следует побороться за свои права. Для этого специалисты советуют пострадавшему участнику аварии предпринять ряд определенных шагов:
- Истребовать у страховщика акт расчета объема выплаты.
- Обратиться к независимому эксперту для проведения повторной оценки ущерба.
- Направить претензию с предложением урегулировать возникшие разногласия в досудебном порядке.
- Подать исковое заявление в суд, если мирное решение спора оказалось невозможным.
Уже на стадии изучения акта специалистами может быть сделан вывод о правильности произведенных расчетов. Чаще всего в нем можно обнаружить следующие нарушения:
- в смету включен неполный объем повреждений;
- занижена стоимость новых деталей и работ по замене;
- не учтены необходимые комплектующие и запчасти;
- при расчетах проигнорирован такой показатель, как утраченная стоимость автомобиля.
Страховая компания выплатила меньше по ОСАГО / КАСКО. Что делать?
Оформляя страховой полис на транспортное средство (КАСКО или ОСАГО), автовладельцы ожидают получить от Страховой компании надежную защиту, избавляющую от всех проблем, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации автомобиля (порча, повреждение или полная утрата). Эта защита выражается в получении при наступлении страхового случая автовладельцем денег, которые покроют его реальный ущерб.
Что же делать, если страховая компания выплатила меньше денег, чем необходимо для проведения восстановительного ремонта автомобиля после ДТП. Об этом сегодня и поговорим.
Страховые компании, по вполне понятным причинам, стараются экономить на выплатах, и в этих целях придумывают самые разнообразные методы и способы для того, чтобы занизить страховую сумму и выплатить меньше денег, чем полагается в действительности.
К таким методам, часто относятся: неверное применение коэффициента износа транспортного средства, намеренное уменьшение суммы восстановительного ремонта, неверное или неполное составление акта осмотра транспортного средства, с искажением фактических повреждений автомобиля, в пользу страховой компании.Страховые компании, по вполне понятным причинам, стараются экономить на выплатах, и в этих целях придумывают самые разнообразные методы и способы для того, чтобы занизить страховую сумму и выплатить меньше денег, чем полагается в действительности.
Все это становится причиной получения автовладельцем выплаты, которой оказывается мало, для покрытия реальных расходов, связанных с ремонтом автомобиля. Оправдание от страховых компаний слышим одно – «если платить, как положено, то быстро окажешься банкротом». Автовладелец такое оправдание принять не может и поэтому вынужден доказывать свою правоту всеми доступными правовыми методами.
Советом о бдительности при выборе страховой компании, в данной ситуации не поможешь. Автовладельцу нужны более практичные советы, дающие возможность защищать свои права и интересы на всех этапах взаимоотношений со страховой компанией.
Как рассчитать сумму для подачи иска в суд?
В исковом заявлении необходимо указать взыскующую сумму, которую страховая компания обязана будет выплатить по решению суда. Она должна быть обоснованной и может включать в себя несколько составляющих:
- Разницу между полученной компенсацией и стоимостью фактического восстановления автомобиля. Основой для расчетов служит заключение независимой экспертизы и размер выплаченных средств.
- Штраф в размере 50% от вышеописанной разницы. Он начисляется по нормам Закона о защите прав потребителей.
- Компенсация дополнительных расходов. К ним относятся услуги юриста, услуги независимого эксперта по оценке состояния авто.
- Моральная компенсация.
В случае принятия судом положительного решения все расходы, связанные с разбирательством, перекладываются на ответчика. Помимо вышеперечисленных сумм он обязан возместить размер государственной пошлины, которую оплатил истец перед подачей документов в суд.