Всё о налоге на транспорт в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё о налоге на транспорт в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Организации, являющиеся плательщиками транспортного налога, обязуются вносить ежеквартальные авансовые платежи. Крайний срок оплаты определен 15 числом в мае, августе и ноябре. Итоговый платеж, вносимый по окончании налогового года, организации перечисляют до 15 февраля. Оплата производится в налоговый орган по месту учета транспорта. Традиционно таковым считают подразделение ФНС, в котором стоит на учете юридическое лицо.

Налоговые ставки на легковые авто в Казахстане

Объем двигателя, куб.см

Налоговая ставка в МРП

До 1 100 включительно

1

От 1 100 до 1 500 включительно

2

От 1 500 до 2 000 включительно

3

От 2 000 до 2 500 включительно

6

От 2 500 до 3 000 включительно

9

От 3 000 до 4 000 включительно

15

От 4 000

117

Сводная таблица налога на транспорт РК

Объект налогообложения Налоговая ставка (МРП)
Легковые автомобили со следующей градацией по объему двигателя (куб. см):
до 1 100 включительно 1
свыше 1 100 до 1 500 включительно 2
свыше 1 500 до 2 000 включительно 3
свыше 2 000 до 2 500 включительно 6
свыше 2 500 до 3 000 включительно 9
свыше 3 000 до 4 000 включительно 15
свыше 4 000 117
Грузовые, специальные автомобили со следующей градацией по грузоподъемности (без учета прицепов):
до 1 тонны включительно 3
свыше 1 тонны до 1,5 тонны включительно 5
свыше 1,5 до 5 тонн включительно 7
свыше 5 тонн 9
Тракторы, самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы, специальные машины повышенной проходимости и другие автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования 3
Автобусы со следующей градацией по количеству посадочных мест:
до 12 посадочных мест включительно 9
свыше 12 до 25 посадочных мест включительно 14
свыше 25 посадочных мест 20
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда со следующей градацией по мощности двигателя:
до 55 кВт (75 лошадиных сил) включительно 1
свыше 55 кВт (75 лошадиных сил) 10
Катера, суда, буксиры, баржи, яхты со следующей градацией по мощности двигателя (в лошадиных силах):
до 160 включительно 6
свыше 160 до 500 включительно 18
свыше 500 до 1 000 включительно 32
свыше 1 000 55
Летательные аппараты 4% от МРП с каждого киловатта мощности
Железнодорожный тяговый подвижной состав, используемый:
для вождения поездов любых категорий по магистральным путям;
для производства маневровой работы на магистральных, станционных и подъездных путях узкой и (или) широкой колеи; на путях промышленного железнодорожного транспорта и не выходящий на магистральные и станционные пути
1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства
Моторвагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи, а также транспортные средства городского рельсового транспорта 1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства

Что такое налог на транспорт?

Налог на транспорт – это установленный законодательно платеж государству от граждан или компаний, организаций, которые имеют в собственности или пользуются машинами (водными или воздушными судами), зарегистрированными на территории Республики Казахстан.

Ежегодным налогом в РК облагаются все транспортные средства (ТС), за исключением:

  • автомобилей специального назначения;

  • тяжелого транспорта, грузоподъемность которого превышает 40 т;

  • морских судов, которые записаны в международном реестре;

  • прицепов.

Фискальный сбор обязаны платить не только владельцы авто, но и те, кто ездит по доверенности или взял машину в лизинг.

Регулирует сбор налоговое законодательство. Контролирует процесс Департамент государственных доходов.

Государство освобождает от фискальных платежей на используемый транспорт следующие категории налогоплательщиков:

  • производителей сельскохозяйственной продукции (полностью или частично, в зависимости от формы деятельности);

  • общественные организации, деятельность которых связана с инвалидами (освобождается от платежей по 1 ед. грузового и легкового транспорта);

  • владельцы ТС, относящиеся к льготникам – многодетные родители, участники ВОВ, инвалиды, лица, имеющие государственные награды;

  • специальный транспорт, находящийся в собственности лиц с инвалидностью (1 ед.).

Как рассчитать размер транспортного налога в Казахстане

Объем двигателя, куб. см

Ставка в месячных расчетных показателях

3 000 – 3 200

35

3 200 – 3 500

46

3 500 – 4 000

66

4 000 – 5 000

130

Свыше 5 000

200

Рынок не ограничивается только легковыми автомобилями. Многие жители нашей страны имеют в собственности грузовые машины, сельскохозяйственную технику, автобусы, мотоциклы. Для этих транспортных средств существуют свои налоговые ставки, которые могут зависеть от грузоподъемности авто, числа посадочных мест, мощности двигателя и иных параметров.

Есть ли прямая корреляция между налогом на транспорт и состоянием автопарка в Казахстане?

С одной стороны, государство предпринимает определенные меры, чтобы казахстанский рынок не заполонил откровенный автохлам. К примеру, сборы за первичную регистрацию автомобилей возрастом до трех лет составляют 50 МРП (около 153 тыс. тенге), 0,25 МРП – за машины, сошедшие с заводского конвейера менее двух лет назад. Однако для авто старше трех лет придется уплатить сразу 500 МРП. Сумма утильсбора варьируется от 230 тыс. до 1,8 млн тенге, в зависимости от объема двигателя.

С другой стороны, сегодня половина автопарка страны — автомобили старше 20 лет. То есть около 2 млн легковых машин – самое настоящее старье, которое в ближайшее время истлеет на казахстанской земле. Доля легковых автомобилей старше 10 лет составляет 70,6% от всего отечественного автопарка.

В заключение отметим, что ознакомиться с размером налога на транспорт и оплатить его можно с помощью различных онлайн-платформ государственных органов и банковских мобильных приложений.

Кто платит налог на ТС?

Согласно ст.490 Налогового кодекса РК, платить налог на транспорт обязаны:

  • юрлицо, имеющее ТС на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления;
  • структурное подразделение юрлица, на которое зарегистрирован транспорт;
  • лизингополучатель.

Не платит налог на транспорт:

  • юрлицо, производящее с/х продукцию по списку ТС, определенному приказом Минсельхоза №86 от 23.02.2018 г.;
  • глава или член к/х либо фермерского хозяйства, работающие в рамках СНР и использующие ТС в пределах лимитов обозначенных в п.3 ст.490 НК РК;
  • госучреждение;
  • объединение лиц с ограниченными физическими возможностями по 1 ТС с объемом двигателя не превышающим 3000 куб. см. и 1-му автобусу.

Налоговые ставки для легковых авто

Объем двигателя, куб. см

Ставка в месячных расчетных показателях

До 1 100

1

1 100 – 1 500

2

1 500 – 2 000

3

2 000 – 2 500

6

2 500 – 3 000

9

3 000 – 4 000

15

Свыше 4 000

117

Читайте также:  OOO "КТВ-ЛУЧ" - Официальный сайт

Ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными

Житель Астаны, автовладелец с 11-летним стажем, Егор Серегин отмечает, что МРП – величина непостоянная. Но даже если учитывать автопарк в Казахстане, который представлен автомобилями в общей массе с объемом двигателя до 2 л, то, в целом, повышение МРП не так сильно сказывается на бюджете автовладельцев.

«К примеру, у меня автомобиль объемом двигателя 1,5 л и в этом году я заплачу налог в 6126 тенге. Между тем, эта сумма меньше, чем стоимость полной заправки моей машины АИ-92. То есть для казахстанцев, владеющих машинами с объемом двигателя до 2 л, транспортный налог не будет превышать 10 тыс. тенге. Если смотреть на автомобили с объемами двигателей больше 2 л, здесь налоги уже гораздо выше. Однако и они не являются неподъемной суммой. Но если, предположим, вы владеете автомобилем премиум-сегмента с объемом двигателя 4,7, то вы заплатите в этом году около 360 тыс. тенге. И это уже достаточно внушительная цифра. Но если вы покупаете подобную машину, то, разумеется, вы должны понимать, что расходы на более мощное авто будут больше».Автовладелец Егор Серегин

Другие опрошенные корреспондентом Zakon.kz автовладельцы с транспортными средствами объемом двигателя менее 3 л уверены в том, что ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными. В особенности для тех, в чьей собственности автомобили средней и малой мощности.

«У меня малолитражка Daewoo Damas. За год я плачу не более 10 тыс. тенге. Думаю, подобная сумма по плечу каждому владельцу железного коня, конечно, если объем двигателя небольшой. Но даже для любителей огромных джипов и пикапов ежегодный налог на транспорт не является чем-то неподъемным, потому что градация автомобилей по мощности объема определена совершенно корректно. Меньше объем – меньше налог».Автовладелец и предприниматель Даулет Мухамеджан

В свою очередь автолюбитель и основатель автомобильного клуба «Mitsubishi club Astana» Дмитрий Попов тоже отмечает, что в Казахстане адекватные налоговые ставки, которые составляют лишь малую часть расходов семейного бюджета. Однако, по его словам, при расчете налога на транспорт в Казахстане необходимо учитывать еще и возраст транспорта.

«По моему субъективному мнению, в нашей стране невысокие налоговые ставки. В большинстве развитых стран при расчете транспортного налога главным параметром выступает экологичность автомобиля. Было бы хорошо, если в Казахстане тоже учитывали возраст. Ведь современные машины оборудованы катализаторами, которые снижают выброс CO². При этом считаю не нужной привязку налога к топливу. Объем двигателя, класс экологичности и, может быть, мощность двигателя. Мне кажется наиболее логичным, если эти характеристики авто будут взяты во внимание в первую очередь при расчете транспортного налога», – рассуждает Дмитрий Попов.

Он напомнил, что, к примеру, в Европе очень накладно владеть старой машиной из-за строгого техосмотра и налогообложения, учитывающего экологичность. Там легко можно получить запрет на эксплуатацию неисправного авто до приведения его в надлежащее техническое состояние. Тогда как в Казахстане зачастую для прохождения техосмотра можно даже не выходить из дома.

Актуально для всех автовладельцев

Официально «транспортный сбор» в РК является одним из источников доходов государства и направляется на финансирование дорожного строительства и ремонта, а также на обеспечение безопасности на дорогах. Налог можно платить как ежегодно, так и однократно (при регистрации). Размер сбора зависит от МРП, зафиксированного на начало актуального года. Для справки: МРП используется для расчета большого количества платежей: от этого показателя зависит размер стипендии, штрафов и социальных выплат.

Читайте также:  Материнский капитал-2023: новая ежемесячная выплата

Чтобы проверить налог на транспорт, вы можете обратиться в налоговую инспекцию или воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами на официальных сайтах государственных органов. Учитывайте, что в 2024 году, по прогнозам, будет введен налог на роскошь: это значит, что сбор для владельцев люксовых авто с ориентировочной стоимостью от $100 тыс. будет выше.

За какие ТС нужно платить налог?

Согласно ст. 491 НК РК, облагаются налогом все ТС (кроме прицепов), зарегистрированные в Республике Казахстан. Исключение сделано только для:

  • медицинских автомобилей;
  • морских судов;
  • карьерных самосвалов (грузоподъемностью свыше 40 тн.);
  • специальных авто, которые вместо транспортного налога облагаются налогом на имущество.

Следовательно, уплачивать налог необходимо за:

  • легковые и грузовые авто;
  • мотоциклы;
  • тракторы;
  • автобусы;
  • мотороллеры;
  • мотосани;
  • катера;
  • яхты
  • летательные аппараты.

Частные лица должны оплатить сбор за авто до конца финансового года, за который рассчитывается налог.

Если гражданин Казахстана продает машину, то оплата рассчитывается за месяцы фактического владения. Деньги в казну вносят до совершения сделки. Таким образом, продать авто с налоговой задолженностью невозможно.

Новый владелец оплачивает свой налог на общих основаниях, рассчитывая сумму взноса, начиная с месяца приобретения ТС.

Юридические лица обязаны внести транспортный налог до 5 июля. Если транспорт приобретен после этой даты, то оплатить можно до апреля следующего года.

Налоговые ставки для иных транспортных средств

Транспортное средство

Ставка в месячных расчетных показателях

Грузовое авто с грузоподъемностью до 1 тонны

3

Грузовое авто с грузоподъемностью 1-1,5 тонны

5

Грузовое авто с грузоподъемностью 1,5-5 тонн

7

Грузовое авто с грузоподъемностью более 5 тонн

9

Тракторы, дорожно-строительные машины

3

Автобусы – не более 12 посадочных мест

9

Автобусы – от 12 до 25 посадочных мест

14

Автобусы – более 25 посадочных мест

20

Мотоциклы, мотороллеры до 55 кВт (75 л.с.)

1

Мотоциклы, мотороллеры свыше 55 кВТ (75 л.с.)

10

Сколько налог на транспорт 2022?

Налог на транспорт в 2022 году, что изменилось

Объем двигателя

Ставка по налогам (МРП)

Сумма налога в 2022 году

Свыше 1500 см³ и до 2000 см³ включительно

3

9189 тг

Свыше 2000 см³ и до 2500 см³ включительно

6

18 378 тг

Свыше 2500 см³ и до 3000 см³ включительно

9

27 567 тг

Свыше 3000 см³ и до 4000 см³ включительно

15

45 945 тг

Налог на транспорт (Казахстан): рассчитать и оплатить в 2021 году

Объем двигателя, куб. см

Ставка в месячных расчетных показателях

До 1 100

1

1 100 – 1 500

2

1 500 – 2 000

3

2 000 – 2 500

6

2 500 – 3 000

9

3 000 – 4 000

15

Свыше 4 000

117

Для отдельной категории легковых авто существуют особые ставки. Автомобиль должен соответствовать двум важным условиям, чтобы попасть в эту категорию. Во-первых, объем двигателя должен превышать 3 000 куб. см. Во-вторых, автомобиль должен быть произведен, собран или ввезен на территорию страны после 2013 года. Если ваша машина подходит под эти требования, то обратите внимание на указанную ниже таблицу ставок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: pressa56@cp9.ru