Каким образом осуществляется международный автоматический обмен информацией?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каким образом осуществляется международный автоматический обмен информацией?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В 2010 году несколько ведущих стран ЕС выдвинули идею о создании аналога американского закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), который предполагает получение данных о капиталах и денежных операциях граждан США за пределами страны.
Великобритания – по запросу
Большинство юристов уверено, что постепенно обмен будет налажен между всеми странами, где так или иначе присутствует российский бизнес. Однако в Великобритании придерживаются своего мнения.
Если за 2017 год эта страна в рамках CRS направила в Россию отчеты о банковских счетах, которые российские резиденты (физ- и юрлица) открывали на британской территории, то за 2018-й и последующие годы таких отчетов не будет. Это решение приняло Управление по налогам и таможенным пошлинам Великобритании. Теперь получить у британских налоговиков информацию можно будет только по специальным запросам касательно отдельных лиц или компаний. Поэтому
Кто не участвует в международном обмене финансовыми данными по запросу
Не передают информацию фискальным органам структуры, которые не относятся к традиционным банкам, речь идет о:
- платежных системах;
- криптобиржах;
- обменниках;
- краудфандинговых платформах;
- страховых брокерах,
а также других участниках крипто- и финтехрынка.
Однако регуляторы постепенно ужесточают требования к указанным финансовым институтам и с большой вероятностью они также будут обмениваться налоговой информацией. Поэтому планируя открыть счет в одном из подобных учреждений следует изучить актуальное законодательство, возможно юрисдикция уже обязала их предоставлять данные о клиентах налоговой службе.
В частности, занимаясь поиском юрисдикции для регистрации компании и/или открытия счета, следует обращать внимание на DTA. В обновленных соглашениях содержится условие о передаче по международному запросу данных полученных от:
- банков;
- других платежных учреждений;
- номинальных держателей;
- агентов;
- доверительных управляющих.
Что такое активная и пассивная компания в контексте автоматического обмена?
Общие стандарты обмена (Common Reporting Standards (CRS)) предусматривают классификацию всех юридических лиц. Таким образом, выделяется две большие категории: финансовые и нефинансовые организации. На финансовые организации, такие как банки, инвестиционные фонды и прочие, ложится обязанность сбора информации о своих клиентах, например о нефинансовых организациях, которые в свою очередь разделяются на активные и пассивные. В обмен попадут данные о счетах компаний как активных, так и пассивных компаний, но объем передаваемой информации будет разный, а именно: банк не включит данные бенефициаров такой компании в отчет и они не будут переданы в страну резидентности бенефициара.
Таким образом, если доказать банку, что ваша компания относится к категории «активных», то в теории банк не включит данные бенефициаров такой компании в автоматический отчет.
Будет ли осуществляться обмен информацией о счетах компаний?
Под автоматический обмен информацией попадут финансовые счета так называемых пассивных нефинансовых организаций (Passive NFE) с контролирующими их физическими лицами («бенефициарными владельцами»). Пассивными называются те компании любой организационно-правовой формы, в которых более 50% дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).
Данные об этих финансовых счетах будут подаваться в налоговые органы юрисдикций, налоговыми резидентами которых являются компания и/или контролирующие лица.
Информация о счетах и владельцах активных компаний передаваться не будет. Активными считаются нефинансовые организации с пассивным доходом за прошедший календарный год менее 50%. Объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, должен составить за тот же период менее 50%. То есть активные резидентские компании, например, на Кипре или на Мальте, которые платят корпоративный налог, не попадают под автоматический обмен.

Отличие «обмена по запросу», принятого конвенцией в 1988 году, от «автоматического обмена» этого года
Обмен по запросу имеет некоторые отличия от автоматического:
1. Объем данных:
- обмен «по запросу» предусматривает передачу от одного государства другому финансовой информации о конкретном лице либо организации;
- обмен «автоматический» позволяет предоставлять большой объем информации о нерезидентах, которые обслуживаются финансовыми предприятиями страны-участницы обмена.
2. Предоставляемая информация:
- «по запросу» может предоставляться любая, предположительно важная, информация для органов управления, которая обеспечивает соблюдение налогового законодательства;
- «автоматически» передаются только данные о счетах нерезидентов, информация о которых имеется в финансовых учреждениях.
3. Время и форма обмена:
- «по запросу» данные передаются в письменном варианте в ответ на поступивший запрос;
- «автоматически» данные передаются в электронном варианте один раз в год.
Как можно избежать автоматического обмена информацией?
Для физических лиц решением может стать переезд в страну, которая отказалась участвовать в соглашении. Таких стран остается все меньше, поэтому выбор небольшой. Например, Украина и Белоруссия не подписали CRS. Однако страны, которые отказываются присоединиться к соглашению, рискуют оказаться в «черных списках», и их резиденты могут получить отказ в открытии счета в иностранном банке.
Также можно сменить налоговое резидентство. У каждой страны выработаны свои критерии налогового резидентства. Для получения такого статуса некоторые страны требуют, например, наличия жилья или проживания на территории государства более полугода, как в случае с Россией. Для минимизации рисков, связанных с обменом налоговой информацией можно рассмотреть варианты стран, которые предлагают льготное налогообложение для резидентов.
Таким образом, у россиян есть возможность оптимизировать свои риски и найти подходящий вариант для решения налоговых вопросов. Процесс перехода к автоматическому обмену информацией не будет быстрым и простым, и это дает возможность выиграть время для более разумного налогового планирования.
Что такое Common Reporting Standard (CRS)?
В 2012 году, через 2 года после принятия FATCA Конгрессом США, организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) публично озвучила идею автоматического обмена налоговой информацией. В течение двух лет велась разработка того, что получило название Общий стандарт отчётности (Common Reporting Standard (CRS)).
В июне 2014 года техническая спецификация стандарта была одобрена ОЭСР. В октябре того же года первые страны подписали Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией (CRS Multilateral Competent Authority Agreement (CRS MCAA)). И уже в декабре 2014 Евросоюз включил CRS в обновлённую Директиву об административном сотрудничестве (EU Directive on Administrative Cooperation (DAC2)).
В основе CRS лежит идея автоматического обмена информацией, когда другая страна, в которой у налогоплательщика открыт счёт, передаёт информацию об этом счёте в ту страну, налоговым резидентом которой этот налогоплательщик является. Поясню на примере.
Международное сотрудничество ведется в рамках принятой в середине 2015 года Конвенции об административной помощи по налоговым делам. На ее основе были разработаны многосторонние соглашения компетентных органов разных стран, а также единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах.
На основании этих документов налоговые органы разных стран могут в автоматическом порядке обмениваться информацией о счетах лиц, которые не являются резидентами. Передаче подлежат сведения о наличии таких счетов, суммах остатков на них и оборотах за прошедший год.
Надо сказать, что такими данными налоговые органы разных стран могут обмениваться и сегодня. Однако для этого должны быть сделаны соответствующие запросы. Но уже с 2018 года обмен может происходить автоматически.
Однако это не значит, что ФНС РФ будет слать сведения о нерезидентах всем странам-участницам Конвенции по умолчанию, как и получать аналогичные сведения о своих гражданах. Дело в том, что в рамках Конвенции сторонам следует заключить двухсторонние соглашения — только после этого информация будет направляться в автоматическом режиме, то есть без запросов. Причем в таком соглашении можно определить разнообразные правила — это зависит от того, как договорятся страны между собой. Например, такое соглашение может предусматривать, что одна из сторон передает другой полную информацию, а вторая — лишь по определенным видам счетов.
На конец 2017 года Россия не заключила ни одного двустороннего соглашения в рамках Конвенции административной помощи по налоговым делам. Пока ведутся переговоры. В частности, в 2019 году такое соглашение может заработать между Россией и Швейцарией.
Какие счета попадут под обмен информацией?
Информация будет передаваться о:
- счетах физических лиц, которые являются налоговыми резидентами стран – участниц соглашения, их называют «подотчетными лицами»;
- корпоративных счетах компаний, фондов и трастов, если они контролируются одним или несколькими подотчетными лицами напрямую или через пассивную нефинансовую структуру (Passive
Non-Financial Entity, NFE) — к ней относится любаяорганизационно-правовая форма ведения бизнеса, в которой более 50% дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).
Счета, которые представляют низкий уровень риска, выведены
- пенсионные;
- срочного страхования жизни;
условно-депозитные; - счета юридических лиц, открытые до конца 2015 года (для стран «второй очереди» — 2016), остаток на которых не превышает 250 тыс. долл. на 31 декабря соответствующего отчетного года (однако и государство, и банк должны согласиться с условием не обмениваться информацией по таким счетам).
Соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией — это международный договор, обязывающий банки, брокеров, инвестиционные структуры и страховые компании стран, подписавших соглашение, отправлять информацию о счетах нерезидентов местным налоговым органам. Те, в свою очередь, передают собранные данные налоговым органам тех стран, резидентами которых являются владельцы счетов.
К соглашению присоединились более 100 стран: государства территориальной Европы, Канада, островные государства (БВО, Сент-Китс и Невис, Багамские острова и т.д.), некоторые государства Азии (например, ОАЭ и Саудовская Аравия). Полный перечень участников доступен на сайте ОЭСР.
По результатам опроса, те россияне, кто выводят капитал в юрисдикции, не участвующие в соглашении, чаще делают выбор в пользу Сингапура, который присоединится к соглашению в следующем году, но не будет обмениваться информацией с Россией, и США. Другие популярные ответы — Армения, Сербия и Черногория.
Европейский Совет обновил «черный» и «серый» списки не сотрудничающих по налоговым вопросам юрисдикций
10 октября Европейский Совет решил вычеркнуть из списка юрисдикций, несотрудничающих по вопросам налогообложения («черный» список), Маршалловы острова и ОАЭ. Объединенные Арабские Эмираты соблюдают все необходимые обязательства по налоговому сотрудничеству (в том числе ввели в законодательство требования по экономическому присутствию) и теперь исключены из «черного» списка. А Маршалловы Острова перенесены из «черного» списка в «серый», поскольку обязательства страны в отношении обмена информацией по запросу продолжают контролироваться до получения результатов обзора Глобального форума ОЭСР. В свою очередь Албания, Коста-Рика, Маврикий, Сербия и Швейцария раньше установленного времени осуществили все необходимые реформы и теперь соответствуют принципам эффективного управления налогами ЕС, и будут исключены из «серого» списка. СМИ анонсировали решение Европейского Совета еще на прошлой неделе.
Обмен налоговой информацией в СНГ с 2021: к чему быть готовым бизнесу?
Большинство юристов уверено, что постепенно обмен будет налажен между всеми странами, где так или иначе присутствует российский бизнес. Однако в Великобритании придерживаются своего мнения.
Если за 2017 год эта страна в рамках CRS направила в Россию отчеты о банковских счетах, которые российские резиденты (физ- и юрлица) открывали на британской территории, то за 2018-й и последующие годы таких отчетов не будет. Это решение приняло Управление по налогам и таможенным пошлинам Великобритании. Теперь получить у британских налоговиков информацию можно будет только по специальным запросам касательно отдельных лиц или компаний. Поэтому де-юре обмен данными полностью не прекратился.
Если человек получает налогооблагаемые доходы в одной стране, но постоянно проживает в другой, то он считается нерезидентом. Именно по этой причине при открытии счета банки в первую очередь будут запрашивать адреса проживания, доставки почты и телефон. В случае возникновения сомнений, финансовый институт может проверить IP-адрес, с которого клиент использует интернет-банкинг, и резидентство того, кому выдается доверенность на распоряжение счетом. Постоянные переводы денежных средств в другую юрисдикцию часто вызывают подозрения.
Во всем мире действуют единые стандарты обмена. Они предусматривают передачу следующих данных.
- Счета физлиц («подотчетных лиц»), являющихся налоговыми резидентами стран, которые участвуют в соглашении
- Корпоративные счета компаний, фондов, трастов. Обмен будет производиться в случае, если эти счета подконтрольны одному или нескольким подотчетным лицам напрямую либо через пассивную нефинансовую структуру. К такой будет любой бизнес, в котором 50% дохода идет из пассивных источников, таких как недвижимость, дивиденты, роялти.
К счетам с низким уровнем риска относят:
- пенсионные счета
- срочного страхования жизни
- условно-депозитные
- счета юрлиц, открытые до 2016 года, остаток на которых не превышает 250 тыс. долл. на 31 декабря соответствующего отчетного года
- Имя, дату, место рождения, адрес проживания, налоговое резидентство, ИНН – проще говоря основные сведения о контролируемом лице: и
- Номер счета. Если счет не номерной, то передается другой идентифицирующий признак
- Финансовая информация: валюта счета, текущий баланс, полученная прибыль от пассивных инвестиций
- Информация о том финансовом учреждении, где был открыт счет
Не все экономические агенты, за которыми осуществляют контроль финансовые регуляторы, отчитываются по CRS: краудфандинговые платформы, платежные институты, институты электронных денег, криптобиржи, учреждения, выпускающие карты с овердрафтом, страховые брокеры, поставщики информационных услуг, обменники, не подпадают под требования такой отчетности.
Основные сложности и явные проблемы CRS: итоги первого раунда открытых дискуссий
Первый раунд глобального процесса обсуждения СRS показал, что работы над чистотой и прозрачностью стандарта еще предстоит много. Несомненно, радует то, что практически все участники дискуссии зафиксировали «презумпцию невиновности». То есть сошлись в том, что сами по себе программы «инвестиционного гражданства» и «инвестиционного резидентства» не являются инструментом налогового планирования с целью уклонения от Common Reporting Standard. В то же время, у экспертов OCCRP, Global Witness и Transparency International наибольшие опасения вызывает существующий в ряде стран коррупционный климат, который может являться стимулом для отдельных лиц уходить от режима CRS и вести свою игру.
Подводя итоги первого раунда обсуждения, эксперты выделяют следующие сложности и проблемы:
- Значительные персональные риски в банковской сфере (недостаточная ответственность банков при идентификации подозрительных клиентов; многое зависит от конкретного менеджера, работающего с клиентом по CBI и RBI).
- Недостаточный контроль со стороны правительств (сохраняются особенности локальных юрисдикций).
- Коррупционные риски (недобросовестность отдельных чиновников).
- Недобросовестная деятельность разного рода посредников – фирм, предлагающих программы «инвестиционного гражданства» и «инвестиционного резидентства» и часто дезинформирующих клиентов (например, обещающих предоставление «гарантированного» налогового статуса при получении ВНЖ или гражданства).
- Недостатки процедур проверки благонадежности (Due Diligence). Если конкретнее, то действующие нормы дают возможность возложить необходимые процедуры на частное лицо (а не только на лицензированные банки и независимые организации), которое может неверно сообщать статус резидентства. На текущий момент физические лица могут заполнить утвержденную ОЭСР налоговую карту (tax residency self-certification form) и пройти самосертификацию.
- Риски утечек информации, вопросы защиты персональных данных.
Увеличение ответственности за налоговые и бухгалтерские правонарушения
При всем при том, Россия ужесточает и внутренние правила. Если раньше за налоговые нарушения могли преследовать лишь год, как за любое административное, то теперь срок, в который возможно возбудить дело составляет два года. Правило начнет действовать уже с 2017 года и как раз вплотную будет использовано на первой пачке информации автоматического обмена.
Финансовая и бухгалтерская отчетность становится еще более опасным делом. И хотя тюрьма новыми пунктами не добавилась, но введены штрафы и даже возможность лишиться права заниматься этой работой на срок до 2-х лет. А учитывая, что в связке с иностранными компаниями, международными потоками всегда существует соблазн «немного припрятать», раскрытие таких «нарушений» стоит теперь гораздо дороже.
Не говоря про то, что теперь каждый желающий получит доступ к части налоговой информации о налогоплательщиках. По мнению властей, это позволит снизить риски при выборе контрагента. Пока такая информация является конфиденциальной, но планируют дать общий доступ к численности работников, доходам и расходам. И опять, если объединить с иностранными активами, то про «частную жизнь» можно забыть.
Амнистия, как спасение?
На фоне подписания соглашения по обмену налоговой информацией, создается впечатление, что пора воспользоваться амнистией. И даже эксперты отмечают, что к ней возник интерес. Конечно, массовым его не назовешь, но то, что он оторвался от отметки ноль – однозначно.
Амнистия позволяет до 1 июля 2016 года задекларировать свои активы, что российские, что иностранные, в России, не платить с них налоги за прошлые периоды времени, избавится от преследования по налоговым и таможенным нарушениям за прошедшее время. Проблема лишь в том, что бизнес и капитал не доверяют властям и тому, что их не обманут.
К сожалению, поводов для доверия не хватает.
Но в некоторых случаях амнистия может помочь избежать серьезных проблем в будущем. Учитывая, что данные о счетах, накоплениях, компаниях со временем начнут просачиваться в ФНС, то налоговики выпишут штраф не за последние год-два, а за гораздо больший срок. С доначислением налога, пенни и прочими подарками судьбы.
Как это сделать – придумают.