Нужно ли сдавать сведения о доходах после увольнения с госслужбы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли сдавать сведения о доходах после увольнения с госслужбы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно ст.1 ч 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ коррупцией называется:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Часто задаваемые вопросы
Что такое «противодействие коррупции»?
Под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Работник не сообщил о своем опыте государственной службы
Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.
Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика. Проверить записи нужно за последние два года.
Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).
Когда можно уволить госслужащего: основания
По закону государственные гражданские служащие могут быть уволены в следующих случаях (статья 33 Федерального закона 79-ФЗ):
- при достижении служащим и представителем нанимателя соглашения относительно расторжения служебного контракта;
- по инициативе госслужащего;
- по инициативе нанимателя;
- по обстоятельствам, независящим от воли сторон служебных правоотношений;
- в связи с несоблюдением ограничений или нарушением запретов, установленных законодательством для этой категории лиц;
- в связи с окончанием срока действия служебного контракта;
- в случае ликвидации государственного учреждения;
- при сокращении численного или штата госслужащих;
- по другим основаниям, перечисленным в Законе №79-ФЗ.
В связи с утратой доверия
Закон одним из оснований прекращения служебного контракта называет: увольнение в связи с утратой доверия.
По мимо вышеназванного нормативного акта, прекратить трудовые отношения по причине утраты доверия, можно руководствуясь Трудовым кодексом, пп. 7 и 7.1 ч. 1 ст. 81.
А именно — увольнение за виновные действия работника, обслуживающего денежные или товарные ценности, что приводит к утрате доверия со стороны работодателя.
Прекратить служебные отношения становится возможным при хищениях, растратах, получении взяток, однако это не должно соприкасаться с основной служебной функцией госслужащего.
В Федеральном законе № 79 указаны основания, по которым служащий теряет доверие своего руководителя:
- Служащий не принял мер по урегулированию конфликтов, стороной которых он являлся;
- Не представил сведения о доходах, имуществе, имущественных обязательств, а равно и предоставил недостоверные сведения;
- Государственных гражданский служащий работал в коммерческих организациях (получав за это денежное вознаграждение);
- Служащий осуществляет предпринимательскую деятельность;
- Служащий входит в состав некоммерческих неправительственных организаций, и действующих в России (при условии, когда это разрешено нормами международного права и таковых договоров).
- Госслужащий или члены его семьи открывают, хранят счета за пределами РФ, а также пользуются иностранными финансовыми инструментами.
По вышеуказанным основаниям госслужащий увольняется со службы, предварительно работодателем издается соответствующий приказ о дисциплинарном взыскании и при достаточном суммарном факте вины со служащим расторгается контракт, с соответствующей записью в трудовую книжку.
Освобождение служащего от занимаемой должности
В законодательстве РФ существуют два понятия, касающиеся прекращения должностных обязанностей госслужащего, которые не стоит путать. К ним относится его освобождение от занимаемой должности и официальное увольнение.
Комментарий специалиста
Горчаков Владимир
Юрист
Если служащего освобождают от занимаемой должности, трудовые отношения не прерываются и его, в соответствии статьи 39 №79-ФЗ, обязаны зачислить в резерв, хотя контракт и прерывается. При увольнении же служащего происходит аннулирование контракта, сопровождающееся полным прекращением взаимоотношений с нанимателем.
Освобождением от должности могут сопровождаться следующие обстоятельства:
- призыв служащего на армейскую службу;
- назначение его на общественную должность, например для выполнения профсоюзных обязанностей;
- в связи с выходом на пенсию;
- форс-мажорные события: катастрофы, связанные с природными явлениями, локальные военные действия и т. д.
- также служащего могут освободить от должности по сокращению штатов.
При увольнении по воле нанимателя некоторые обстоятельства требуют от него выполнения определенных действий:
- когда увольнение связано с несоответствием служащего должности, которую он занимает, то перед расторжением контракта наниматель обязан ему предложить должность, соответствующую его деловым качествам;
- если служащий откажется от предложенной должности, то свой отказ он должен оформить письменно;
- если госслужащего освобождают от занимаемой должности и определяют в резерв, а он на протяжении трех месяцев не приступает к выполнению обязанностей в новой должности, предложенной ему, то его из резерва кадров исключают, а затем увольняют;
- при увольнении в связи с плохим состоянием здоровья служащего, не позволяющим в полной мере выполнять свои обязанности, а также в связи со смертью служащего, основанием расторжения контракта считается причина, не зависящая от желания сторон;
Важно! Госслужащего, принятого на должность с испытательным сроком, могут уволить на испытательном сроке, если он не устроил нанимателя, т. к не соответствует предъявляемым требованиям.
Как хотят оптимизировать госаппарат?
В 2019 году Минфин запланировал массовое сокращение штатов госслужащих. В ведомстве заявили, что в России насчитывается приблизительно 2,4 млн государственных служащих. Это приблизительно 3,3% от общей численности занятого населения. Сейчас на 10000 человек в России приходится около 148 чиновников, а планируют оставить только 103.
Сокращение должно было проводиться в несколько этапов. Первый шаг в процессе реформирования – это именно массовые увольнения:
- до конца 2020-го предлагали сократить численность сотрудников федеральных органов на 10%, территориальных – на 5%;
- в 2021 показатель сокращения в регионах должен был составить 15%.
Таблица №1. Сокращение госслужащих в цифрах
2400000 государственных служащих в России |
|
до конца 2020 – численность сотрудников федеральных органов хотели сократить на 10%, территориальных – на 5%; | до конца 2021 сокращение в регионах должно было составить 15%. |
сейчас 148 чиновников на 10000 населения |
планируется 103 чиновника на 10000 населения |
Второй этап – структурное усовершенствование и реорганизация государственного аппарата. На этой стадии также будут проводиться сокращения, в первую очередь, за счет укрупнения и преобразования госорганов.
Хотя авторы реформы и отрицают, что главная цель их идеи заключается в экономии, но, тем не менее, применение сэкономленным ресурсам уже найдено.
Декларция о доходах должен ли подавать уволенный госслужащий
Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.
Комментарий к ст. 64.1 ТК РФ
1. Данная статья призвана способствовать обеспечению контроля за соблюдением бывшими государственными и муниципальными служащими ограничений и запретов, установленных законодательством о государственной гражданской службе и о муниципальной службе в целях противодействия коррупции. Для реализации указанной цели комментируемая статья возлагает соответствующие обязанности как на бывшего государственного или муниципального служащего, поступающего на работу, так и на работодателя, предоставляющего ему работу.
2. В соответствии со ст. 17 Закона о государственной гражданской службе гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Аналогичное правило закреплено в ст. 14 Закона о муниципальной службе, а также ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Комментируемая статья практически воспроизводит данные положения названных законов.
3. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи бывшие государственные и муниципальные служащие, замещавшие ранее должности, включенные в указанный перечень, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях (заключать с ними трудовые договоры), если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов утверждено Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821.
Перечень должностей федеральной государственной службы, в отношении которых установлено данное правило, предусмотрен Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
4. Часть 2 комментируемой статьи обязывает бывших государственных и муниципальных служащих, замещавших ранее должности, включенные в указанный перечень, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
5. В свою очередь, работодатель при заключении трудового договора с бывшим государственным и муниципальным служащим, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, предусмотренную в соответствующем перечне, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать об этом в письменной форме бывшему представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего. Порядок сообщения работодателем о заключении трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы государственного или муниципального служащего установлен Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700. В соответствии с названным Постановлением в письме, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);
в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));
д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).
Письмо направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с гражданином.
Комплекс тестовых вопросов на соответствие базовым квалификационным требованиям (Версия 5.0)
Данный тест направлен на выявление знаний, необходимых для поступления на государственную гражданскую службу и замещения любой должности государственной гражданской службы.
В тесте затрагиваются пять областей знаний, перечисленных ниже:
- знание Конституции Российской Федерации и основ конституционного устройства Российской Федерации;
- знание государственного языка Российской Федерации – русского языка;
- знание законодательства о государственной и гражданской службе;
- знание основ законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
- знание в области информационно-коммуникационных технологий.
Система он-лайн тестирования выстроена следующим образом:
- Время прохождения теста (40 вопросов) ограничено 40 минутами.
- Задача проходящего тест – проанализировать информацию, изложенную в вопросе, и из нескольких ответов выбрать правильный. В каждом вопросе возможен только один правильный вариант ответа.
- Если проходящий тест заканчивает работу до истечения времени, то, при желании, он может вернуться к предыдущим вопросам и проверить свои ответы;
- Если проходящий тест набирает в сумме 40 баллов за прохождение тестовых вопросов пользовательского и экспертного уровней, то тестирование прекращается досрочно.
По окончании прохождения теста отображаются результаты тестирования, включающие количество верных и неверных ответов и вопросы, на которые даны неверные ответы.
Предостаывление справки о доходах после увольнения с госслужбы
- Если в отчетном году служащий не состоял в браке, а зарегистрировал брак только в нынешнем году, ему не нужно заполнять справку о доходах супруга за прошедший год.
- Справка на ребенка оформляется в том случае, если 31 декабря отчетного года ему еще не исполнилось 18 лет.
- Если расторжение брака происходит через суд, то судебное решение вступает в силу только через месяц после его принятия. Поэтому если решение о расторжении брака вынесено в декабре прошедшего года, то брак считается расторгнутым только с января нынешнего года после вступления решения в силу. Следовательно, в подобной ситуации госслужащий отчитаться о доходах бывшего супруга за прошедший год все еще обязан.
Процедура найма бывшего госслужащего
Документооборот при найме работника по трудовому договору требуется соблюсти в соответствии с ТК РФ.
Пошаговая процедура приема на работу | Описание |
Обращение соискателя к руководителю предприятия | При собеседовании достигается договоренность об условиях труда |
Предоставление документов | Работник должен подтвердить личность, квалификацию, соответствующую должности |
Выявление наличия предыдущей должности в перечне, необходимом для уведомления | Работодатель должен сразу по получении трудовой книжки определить необходимость уведомления бывшего нанимателя лица |
Ознакомление будущего работника с документами предприятия | Лицу предоставляются локальные акты, регулирующие внутренний распорядок, систему оплаты |
Заключение трудового договора | Документ подписывается обеими сторонами с последующим получением на руки экземпляра |
Издание приказа | О назначении сотрудника работодатель обязан издать приказ в течение 3 дней |
Направление уведомления предыдущему нанимателю лица | Информацию о госструктуре можно получить из трудовой книжки, предоставленных справок |
Прохождение первичного инструктажа по охране труда | Работник должен приступать к исполнению обязанностей после прохождения инструктажа |
Внесение записи в трудовую книжку | Документ предоставляется работодателю для внесения записей и хранения |
Оформление личной карточки | По данным работника открывается карточка Т-2 |
Сообщение об увольнении бывшего госслужащего
А вот с должностными лицами, коими являются работодатели, все обстоит не так просто, учитывая приличные размеры штрафов. Многие из нарушителей пытаются любыми способами избежать наказания, подтасовывая факты и даты, что влечет за собой не только наказание по уже существующему нарушению, но и добавляет новые. Ведь за 5 лет работы системы правосудия схема доказывая отработана, к тому же не стоит забывать о возможностях прокуратуры запрашивать любые данные практически у всех организаций от почты до Интернет-провайдеров.
А вот для работодателя в случае неисполнения оговоренных норм предусмотрены более жесткие меры, а именно штраф, размер которого будет зависеть от формы собственности предприятия, что говорит о том, что независимо от того кем является работодатель крупным предприятием либо индивидуальным лицом, исполнять нормы закона они обязаны.
Когда можно вновь устраиваться на госслужбу после сокращения с госслужбы / Отрасли права
И с уже имеющимися разработанными документами следует составить поэтапный план проведения адаптации в зависимости от особенностей труда на предприятии и собственно ожидаемого результата.
Мероприятия Также в планируемые действия должны быть включены следующие мероприятия: общее знакомство с предприятием как теоретическое так и практическое; получение информации об имеющихся правах и обязанностях, которые отражены в локальных актах; обучение работника определенным навыкам, которые применяются с учетом специфики труда компании; введение в коллектив. [link]Каковы этапы адаптации персонала? Информация представлена на нашем сайте. Каковы преимущества аутсорсинга персонала?
И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены. Терапия аллергических заболеваний включает, прежде всего, элиминацию (устранение) аллергена, фармакотерапию (симптоматическую, патогенетическую) и специфическую аллерговакцинацию.
Выплаты по сокращению штата госслужащих 2019
При этом законодательство устанавливает достаточно четкий порядок действий по извещению. Во-первых, уведомление представляется в письменном виде. Во-вторых, исключительно под роспись сотрудника. Отсутствие человека на рабочем месте по уважительной причине не является основанием для отсутствия извещения о предстоящем сокращении.
Федеральный закон не исключает случай увольнения работников организации по инициативе руководителя. Сокращение штата – абсолютный метод оптимизации деятельности на любом предприятии. Законодательством предусматриваются случаи, когда наемник, занимающий ликвидируемую должность, путем перевода имеет право получить другое свободное место в организации. Существует порядок проведения процедуры сокращения штатов, который обязан соблюдать руководитель.
Гарантии и компенсация при сокращении работника в 2020 году
Основанием для такого сокращения служит п.2 ст. 81 ТК РФ. Под сокращением численности понимается уменьшение сотрудников в пределах одной должности, например, из 10 бухгалтеров оставляют только 5. А под сокращением штата имеют ввиду, что определенный вид должности или подразделения убирают из штатного расписания.
Пенсионеры. Для пенсионеров, которые попадают под сокращение исключений нет. Они также имеют право на расчет и компенсации, как и другие сотрудники. Однако, одно ограничение все же есть. Пенсионер не может встать на учет в службу занятости, так как эта возможность дана только людям без дохода, а он все таки получает пенсию. Но это не освобождает бывшего работодателя выплачивать пенсионеру среднюю зарплату. Уволенный пенсионер также вправе рассчитывать на эту выплату в течение 2хмесячного срока.
Что представляет собой справка о доходах госслужащих
Справка (или декларация) о доходах госслужащих введена как метод противодействия коррупции. Декларированию подлежат не только сведения о доходе чиновника, но и о его расходах, имуществе и некоторых обязательствах. Дополнительно сообщается такая же информация о членах семьи отчитывающегося госработника.
По замыслу законодателей, декларирование денег и имущества, ежегодно проходящих через руки чиновника и членов его семьи, позволяет отслеживать нелегальные доходы от использования должностных полномочий в личных целях.
Нестыковки между заявленными доходами и расходами, расхождения данных в справке с реальным положением дел (например, выявлением незадекларированного дорогостоящего имущества) — поводы для начала разбирательств с чиновником вплоть до увольнения и уголовного дела.