Инструкция: как отличить временно проживающего от временно пребывающего

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: как отличить временно проживающего от временно пребывающего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Временно проживающие иностранные граждане — это лица, имеющие РВП, оформленное в установленном порядке, предоставляющее возможность проживать на территории РФ. Срок, на который иностранцы получают РВП, равняется 3 годам, после чего им необходимо получить вид на жительство (ВНЖ), поскольку такое разрешение не продлевается. Этот факт коренным образом отличает этот статус иностранного лица от двух остальных, поскольку срок действия миграционной карты продлевается неоднократно, а вид на жительство (ВНЖ) не имеет такого срока (исключение составляют высококвалифицированные работники, чей срок ВНЖ равняется сроку действия разрешения на работу). В целях идентификации иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, имеют отметку в документе, удостоверяющем личность, о том, что им предоставлено такое право. Если такого документа нет, РВП оформляется отдельно.

Ответственность временно пребывающих в РФ

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):

  1. в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
  2. осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;
  3. уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
  4. не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;
  5. привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Начисление страховых взносов на выплаты высококвалифицированным иностранным специалистам

Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами – высококвалифицированными специалистами определены в ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ. Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности. Условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) не менее определенного уровня в зависимости от специальности, в частности:

  • для научных работников и преподавателей, иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, – в размере от 83 500 руб. из расчета за один календарный месяц;

  • для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны, – в размере не менее 58 500 руб. из расчета за один календарный месяц;

  • для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками, в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера – в размере не менее 1 000 000 руб. из расчета за один год (365 календарных дней);

  • для иных иностранных граждан – в размере не менее 167 000 руб. за календарный месяц.

Для отдельных категорий высококвалифицированных специалистов требования к размеру заработной платы не установлены (для участвующих в реализации проекта «Сколково», а также в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра).

Взносы на обязательное пенсионное страхование и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ):

  • если иностранец является временно пребывающим в РФ – не начисляются;

  • если иностранный работник временно или постоянно проживает в РФ – начисляются в общем порядке и по тарифам, установленным в отношении работников, являющихся гражданами РФ.

Взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются независимо от статуса иностранного работника (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ).

Взносы на страхование от несчастных случаев начисляются по общим правилам и тарифам независимо от статуса иностранца (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

Чем отличается временно проживающий

Как уже говорилось, это иностранный гражданин с РВП, которое оформляется как отметка в паспорте. Иностранный гражданин с РВП не обязан получать дополнительных разрешений на работу, но трудиться вправе только в субъекте РФ, который выдал документ. Этот регион он не вправе покидать без согласования с органами ФМС.

Других ограничений по трудовой деятельности у обладателей РВП нет, никаких дополнительных разрешений ни работнику, ни работодателю получать не нужно, дополнительная отчетность не установлена. РВП выдается на 3 года без права продления.

Находящиеся в России только по миграционной карте вправе трудиться, но только после получения разрешения (с 2015 года — патента, гражданам ЕАЭС патент не нужен), это указано в п. 1 ст. 13.1 ФЗ-115. Работают такие иностранцы только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в патенте (п. 4.2 ст. 13 ФЗ-115). Работодателю нет необходимости получать специальное разрешение на допуск иностранцев с миграционной картой, но уведомить службу занятости, ФНС и ФМС придется.

Чтобы привлечь к трудовой деятельности иностранца с визой, следует:

Каких иностранцев называют временно пребывающим

Временно пребывающими называют лиц, законно присутствующих на территории РФ и имеющих миграционную карту, но не имеющих вида на жительство (ВНЖ) либо разрешения на временное проживание (РВП) — это следует из ст. 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Время пребывания такого иностранца ограничивается сроком оформленной ему визы, в безвизовом порядке — не больше 90 дней, при этом в некоторых случаях сроки могут быть длиннее.

Иначе говоря, временное пребывание — это первый этап в процедуре получения иностранцем ВНЖ.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Смотрите готовое решение о том, как принять на работу иностранца.

Сравнение налогового и валютного резидентства РФ

Критерии налогового резидентства:

  • Проживание в РФ 183 дня и более
  • Наличие постоянного жилища в РФ в виде
    • собственности на жилое помещение или
    • постоянной регистрации по месту жительства
  • Наличие центра жизненных интересов в РФ в виде
    • местонахождения семьи или
    • местонахождения основного бизнеса или
    • местонахождения работы

Критерии валютного резидентства:

  • Граждане РФ, за исключением постоянно проживающих в иностранном государстве год и более
  • Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство и постоянно проживающие в России

В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:

В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.

Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.

Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).

Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.

Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.

Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.

Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.

Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.

То есть — опять ничего страшного.

Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.

Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.

Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.

Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.

Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.

Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.

Читайте также:  Штраф за утерю военного билета 2022 в Беларуси

А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.

Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.

Но!

Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:

  • По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
  • РФР
  • Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
  • При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).

А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.

Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не 2-х миллионов граждан РФ, которые по данным ЦИК России проживают за рубежом, а не менее 10-ти миллионов, как это следует из источников, заслуживающих доверия.

Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.

Для чего правильно квалифицировать статус иностранных граждан?

От того, насколько верно работодатель определит статус иностранного работника, зависит перечень его обязанностей по представлению отчетности, расчету страховых отчислений, уведомлению контролирующих ведомств. Различия по страховым взносам приведены в таблице:

Категория иностранных сотрудников

Размер страховых взносов

Представители стран-членов ЕАЭС, а также постоянно и временно проживающие в РФ иностранцы, не являющиеся высококвалифицированными специалистами
  • ПФР — 22% до 1 150 000 руб., свыше — 10%;
  • ОСС — 2,9% до 865 000 руб., свыше — 0%;
  • ОМС — 5,1%
Сотрудники, временно пребывающие в РФ, не являющиеся высококвалифицированными специалистами
  • ПФР — 22% до 1 150 000 руб., свыше — 10%;
  • ОСС — 1,8% до 865 000 руб., свыше — 0%;
  • ОМС — 0%
Высококвалифицированные специалисты
  • ПФР — 22% до 1 150 000 руб., свыше — 10%;
  • ОСС — 2,9% до 865 000 руб., свыше — 0%;
  • МС — 0%

Правовой статус бипатридов и апатридов

В силу ряда обстоятельств физическое лицо может быть бипатридом, т.е. оказаться в правовом состоянии одновременного гражданства двух государств (двойное гражданство). Условно к этой категории можно отнести лиц, обладающих гражданством более двух государств (множественное гражданство). Правовое состояние двойного гражданства у физического лица возникает обычно в результате коллизии законодательства различных государств о порядке приобретения и утраты гражданства. Это может иметь место, в частности: при рождении ребенка от родителей – граждан страны, применяющей принцип «права крови», на территории страны, применяющей принцип «права почвы»; при браке женщины с иностранцем, если законодательство страны женщины не исключает ее из гражданства после вступления в брак, а законодательство страны мужа автоматически предоставляет ей гражданство; при усыновлении, если государство усыновляемого не дает согласия на выход из гражданства, а государство гражданства усыновителей предоставляет ему свое гражданство; при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство другого государства, не теряет своего прежнего гражданства, и т.д.

Двойное гражданство осложняет положение лица, обладающего им.

Проблема заключается в том, что каждое из государств, считающих лицо своим гражданином, в принципе может требовать от него выполнения гражданских обязанностей (в частности, воинской повинности).

Лицо с двойным гражданством не может на территории государства, в гражданстве которого оно состоит, отказываться от выполнения гражданских обязанностей, ссылаясь на свои обязанности по отношению к государству, гражданином которого оно также является. Этим вызваны отрицательное отношение большинства государств к совмещению гражданств и многочисленные попытки устранения двойного гражданства путем заключения международных соглашений.

В целях преодоления всевозможных коллизий законов о гражданстве и урегулирования возникающих при этом сложностей 12 апреля 1930 г. в Гааге была подписана Конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизиям законов о гражданстве. Некоторые ее постановления касались вопросов двойного гражданства. В преамбуле указанной Конвенции провозглашалось, что каждое лицо должно иметь только одно гражданство и что необходимо добиваться ликвидации всех случаев двойного гражданства.

При этом Конвенция 1930 г. подтвердила, что каждое государство самостоятельно определяет в своем внутреннем законодательстве, кто является гражданином данного государства. На основании такого подхода, следовательно, каждое государство может считать своим гражданином лицо, которое имеет помимо гражданства данного государства также и гражданство другого государства.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. При этом приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ. Наличие у гражданина РФ двойного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

По Конвенции 1930 г. государство не может осуществлять дипломатическую защиту лиц, обладающих двойным гражданством, против государства, в гражданстве которого эти лица состоят. На территории третьего государства за лицами, обладающими двойным гражданством, признается только гражданство одного государства: либо гражданство государства, в котором обычно проживает данное лицо, либо гражданство государства, с которым данное лицо имеет другую, более тесную связь, либо гражданство государства, где лицо имеет постоянный доход.

Для некоторых случаев характерно применение в отношении лиц с двойным гражданством правила эффективного гражданства. Например, согласно ст. 3 Статута Международного Суда ООН в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Лицо, которое можно рассматривать применительно к составу Суда как гражданина более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется своими гражданскими и политическими правами.

Сообразно Конвенции 1930 г. лицо, имеющее два гражданства, приобретенных без выражения волеизъявления с его стороны, может отказаться от одного из этих гражданств с разрешения государства, от гражданства которого оно намерено отказаться. В таком случае от лица требуется выполнение условий, предусмотренных законом государства, от гражданства которого оно намерено отказаться.

В 1930 г. в Гааге был подписан также Протокол относительно военных обязанностей в некоторых случаях двойного гражданства. Протокол предусматривал, что лицо, обладающее гражданством двух или более государств, обычно проживающее в одном из этих государств и связанное с ним фактически более всего, освобождается во всех других государствах от военных обязанностей. Это освобождение может, однако, повлечь за собой утрату гражданства другого государства. Лицо, которое утратило гражданство одного из государств согласно закону этого государства и приобрело гражданство другого государства, освобождается от военных обязанностей в государстве, гражданство которого оно утратило.

Для урегулирования вопросов, возникающих в связи с двойным гражданством, между государствами заключаются двусторонние соглашения. Российская Федерация в 1995 г. заключила с Республикой Таджикистан Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства. Стороны согласились признавать за своими гражданами право приобретать гражданство другой стороны и договорились, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, проходят обязательную военную службу в той стране, на территории которой постоянно проживают.

В Договоре предусматривается, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон. В третьем государстве защита и покровительство таким лицам оказываются стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо по их просьбе другой стороной.

В проектах статей по дипломатической защите, подготовленных Комиссией международного права ООН (2006 г.), анализируемому вопросу посвящены ст. 6 и 7. В соответствии с ними любое государство, гражданином которого является лицо с двойным или множественным гражданством, может осуществлять дипломатическую защиту в отношении этого лица против государства, гражданином которого это лицо не является. Два или более государств гражданства могут совместно осуществлять дипломатическую защиту в отношении лица с двойным или множественным гражданством. Государство гражданства не может осуществлять дипломатическую защиту в отношении какого-либо лица против государства, гражданином которого это лицо также является, кроме случаев, когда гражданство первого государства является преобладающим как на дату причинения вреда, так и на дату официального предъявления требования.

Принятая европейскими государствами Конвенция о сокращении числа случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства (май 1963 г.) устанавливает правило, согласно которому лицо, добровольно приобретшее другое гражданство, автоматически теряет прежнее гражданство.

Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев

Понятие «беженец» вошло в международное право с Первой мировой войны. Оно было выработано на Конференции по проблемам русских и армянских беженцев, проходившей в Женеве в 1926 г. В соответствии с определением, зафиксированным в принятом Конференцией Соглашении о выдаче удостоверений личности указанным выше беженцам, таковыми признавались лица соответствующего происхождения, которые более не пользовались защитой своего правительства и не приобрели другого гражданства. В других международных соглашениях, принятых в 20–30-х гг. XX в., для установления статуса беженца содержались аналогичные критерии.

20 августа 1948 г. была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ), в Уставе которой были использованы положения всех предыдущих международных соглашений при определении категории лиц, которым МОБ оказывала помощь. Деятельность этой организации оказалась подверженной политическому влиянию.

В 1951 г. МОБ была заменена Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).

В данное время одновременно действуют три универсальных международно-правовых акта, регулирующих статус беженцев. К этим актам относятся Устав УВКБ ООН, Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г.

Согласно определениям этих ключевых международных соглашений для признания беженцем лицо должно соответствовать трем следующим критериям: а) находиться за пределами страны своего происхождения или гражданства; б) испытывать вполне обоснованные опасения преследования; в) эти опасения должны основываться на одном из следующих признаков: расы, религии, гражданства, принадлежности к какой-либо определенной социальной группе или на политических убеждениях.

Читайте также:  Акции и скидки «РЖД» на 2023 год: последние обновления

Различают две категории беженцев: а) «мандатные беженцы» – лица, которые рассматриваются УВКБ ООН таковыми на основе положений Устава управления и подпадают только под его защиту; б) «конвенционные беженцы» – лица, за которыми признан статус беженцев государством убежища, являющимся участником Конвенции 1951 г. или Протокола 1967 г. С точки зрения эффективной защиты прав вынужденных мигрантов категория «мандатные беженцы» менее благоприятна, нежели категория беженцев, признаваемых таковыми Конвенцией о статусе беженцев 1951 г.

Собственно Конвенция 1951 г. первоначально содержала два ограничения: а) временное – право считаться беженцем не распространялось на лиц, ставших таковыми в результате событий, произошедших после 1 января 1951 г.; б) географическое – упомянутые события означают события, произошедшие только в Европе. Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г. снял упомянутые ранее временное и географическое ограничения Конвенции 1951 г. Протокол является самостоятельным международно-правовым актом, к которому любое государство может присоединиться, не являясь участником Конвенции 1951 г. Государство – участник Протокола берет на себя обязательство применять положения Конвенции 1951 г. в отношении беженцев, подпадающих под ее определение, однако без ограничений во времени и пространстве.

Из-под действия Конвенции и Протокола изъяты палестинские беженцы, они рассматриваются в качестве отдельной категории, и помощь в отношении их обеспечивается через Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ, учрежденное ООН в 1949 г.

Что касается региональных аспектов правового регулирования по делам беженцев, отметим прежде всего немаловажный фактор помощи беженцам со стороны Европейского Союза. Под его эгидой и на основе Конвенции 1951 г. страны Европы заключили в 1990 г. два соглашения: Дублинскую и Шенгенскую конвенции. Их цели: определить, какое государство-участник отвечает за принятие решений по ходатайству об убежище, поданному тем или иным лицом на территории действия конвенций; при необходимости обеспечить обратный прием (реадмиссию) такого лица и обмен информацией; подтвердить ответственность государства за удаление заявителей, ходатайства которых отклонены на территории Европейского Союза либо в зоне действия Шенгенской конвенции.

В Африке в 1969 г. была принята специальная Конвенция, учитывающая региональные особенности проблем этой категории лиц.

С учетом определений Конвенции 1951 г. африканская Конвенция определяет беженца как «любое лицо, которое вынуждено покинуть страну своего происхождения «в результате внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок в какой-либо части или на всей территории его страны происхождения или гражданства»». В рамках продолжающейся реформы африканской региональной системы безопасности (Организация африканского единства в 2001 г. была заменена Африканским союзом) поставлена задача адаптировать Конвенцию о беженцах 1969 г. к изменившейся ситуации в данной сфере. В частности, требуется четкое разграничение между вооруженными элементами и беженцами из числа мирного населения.

24 сентября 1993 г. государствами СНГ было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашение определяет беженца как «лицо, которое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами» (ст. 1). Вынужденным переселенцем данное Соглашение признает лицо, которое, являясь гражданином стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой стороны по тем же причинам, что и лицо, признаваемое беженцем (ст. 2).

Из этого следует, что Соглашение СНГ 1993 г. придало понятию «вынужденный переселенец» международно-правовой характер.

В Законе РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» и в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» с внесенными в них в последующем изменениями и дополнениями закреплены определения беженца и вынужденного переселенца, аналогичные содержащимся в Конвенции 1951 г. и в Соглашении СНГ 1993 г. В законах определен порядок обращения с ходатайством о признании лиц беженцами и вынужденными переселенцами и предусмотрено оказание материальной поддержки, а также содействие им в приеме и обустройстве.

Права и обязанности беженцев, относящиеся к режиму их пребывания в стране убежища, определяются нормами международного обычного и договорного права. В основном они нашли закрепление в Конвенции 1951 г. и Протоколе 1967 г. Положения этих международно-правовых актов определяют так называемые минимальные стандарты правового статуса беженцев. По ст. 7 Конвенции 1951 г. государства-участники обязуются предоставить беженцам правовой режим, которым пользуются иностранцы на их территориях, кроме случаев, когда беженцам предоставляется более благоприятный правовой режим. Государства-участники вправе самостоятельно (или на основе взаимности) расширять объем прав и обязанностей беженцев. Такое расширение осуществляется, как правило, либо на основе специальных соглашений, либо в соответствии с национальным законодательством.

Что такое постоянное проживание за границей

В целях организации эффективного консульского обслуживания российских граждан, защиты их прав и охраняемых законом интересов за пределами Российской Федерации российскими консульскими учреждениями ведётся учёт постоянно проживающих и временно пребывающих в соответствующих консульских округах граждан Российской Федерации. Данная процедура, основанная на прямом обращении граждан в консульское учреждение, не является обязательной, однако позволяет решать определённые вопросы, не выезжая в Россию (участие в выборах и референдумах, оформление паспортов, регистрация актов гражданского состояния и другие).

В этой связи Генеральное консульство России в Хьюстоне в рамках своего консульского округа осуществляет работу на следующих направлениях:

Граждане Российской Федерации считаются постоянно проживающими за границей, если они сняты с регистрационного учёта в органе внутренних дел по месту жительства в Российской Федерации и имеют разрешение властей государства пребывания на такое проживание.

Снятие с регистрационного учёта в России оформляется соответствующим органом внутренних дел путём проставления в паспорте, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации («внутренний паспорт»), отметки в виде штампа «Снят с регистрационного учёта». В некоторых случаях выдаётся «Адресный листок убытия» (Форма 7) к паспорту с пометкой о выезде за границу.

В паспорте, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации («загранпаспорт»), органами внутренних дел производится отметка «Для проживания за границей» (или «Выезд на постоянное жительство»), которая скрепляется подписью сотрудника паспортно-визовой службы и печатью.

Граждане Российской Федерации считаются временно пребывающими за границей, если они не сняты с регистрационного учёта в органе внутренних дел по месту жительства в Российской Федерации. К этой категории относятся граждане, находящиеся в служебной командировке, и граждане, временно находящиеся за границей в частной поездке (учёба, лечение, работа по контракту, туризм, предпринимательская деятельность, посещение родственников и знакомых и другие частные дела).

Виды иностранных граждан (классификация).

Выделение различных групп иностранных граждан способствует более четкому определению объема их прав и свобод.

По причинам пребывания в стране выделяют:

1. Временно пребывающих в РФ. Это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок их пребывания в РФ определяется сроком действия выданной визы, либо не может превышать 90 суток для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, либо определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы. Временно пребывающие в РФ пользуются правами и исполняют обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Кроме того, они должны в установленном порядке уведомить органы ФМС о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания.

Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

Итак, статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина предоставляет ему следующие права:

  • право свободного въезда на территорию РФ и выезда с этой территории;
  • право на получение медицинской помощи в рамках ОМС;
  • право на назначение и на получение пенсии на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
  • право на осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.

Правовой статус иностранных работников

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы выдает Федеральная миграционная служба РФ. С января 1996 г.

работодатели, привлекающие работников из стран — участников СНГ, обращаются за разрешением непосредственно в территориальные миграционные службы. ФМС РФ осуществляет контроль за использованием (реализацией) разрешения.

За выдачу разрешения на каждого работника взимается плата — минимальный месячной оплаты труда.

Разрешительный порядок не касается иностранцев и лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Ограничения по трудоустройству относятся лишь к лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, которые могут находиться в России в течение срока выданной им визы либо в случае въезда в безвизовом режиме — не дольше девяноста суток. (Ст. 25.

Режимы для иностранных граждан

На территориях государств, где пребывают граждане иностранных стран, должны пользоваться определенным режимом. Правовые статусы иностранных граждан, которые определяют объемы того, какие должны быть их права и обязанности, можно обозначить «режимом иностранцев». Для иностранных граждан могут устанавливать такие режимы:

  1. Национальные режимы – предполагают то, что права и обязанности будут выравниваться с местными гражданами (согласно 62 статье Конституции Российской Федерации). Абсолютные и полные национальные режимы для иностранцев не могут предоставляться в государства – согласно общим правилам иностранцы не имеют права избирательства и занятия государственных должностей. Данное правило общепринято и не имеет исключений. Национальные режимы установлены в национальных законодательствах, но также может предусматриваться в актах международного права.
  2. Специальные режимы – в них предполагается, что иностранные граждане будут наделены специальными правами и обязанностями, отличающихся от тех, которые имеют местные граждане. Иностранным гражданам предоставляется национальный режим относительно экономической, социальной, гражданско-процессуальной и гражданской сферы; специальный режим предоставляется также в политической, трудовой, административной и семейно-правовой сфере.
Замечание 1

Специальные режимы закрепляются на уровне национального законодательства и в соглашениях международного характера.

Специальные режимы также могут носить негативный характер. В таких случаях они представляют собой сумму ограничений в области права, распространяющиеся только на иностранных граждан (к примеру, иностранные граждане и имеют права занимать должность капитанов судов и членов экипажа самолетов).

Специальные режимы помимо негативного, могут также быть позитивными. Иными словами, иностранцы или те, кто имеет гражданство других стран, имеют преимущества относительно какой-либо сфер деятельности (жители пограничной области могут въезжать на территории соседних государств в безвизовом режиме, совершать беспошлинную пограничную торговлю). Специальные правила применяют относительно имущества граждан таких стран, как Дания, Финляндия, Исландия и Норвегия, которые на постоянной основе проживают на территории Королевства до момента кончины. Также это относится к собственностии людей, которые умерли, но были датскими, финскими, исландскими или норвежскими гражданами, постоянно проживающими именно в этих странах. Это по большей части необходимо для того, чтобы контролировать их нераспределенное имущество (в соответствии с 4 статьей 3 главы Закона Швеции относительно коллизии законов в области наследования от 1937 года).

  1. Режимы наибольшего благоприятствования – люди, которые являются гражданами иностранного государства, уравниваются в правах и обязанностях между собой в некоторых областях в определенном государстве. Граждане одних стран пользуются правами и привилегиями на территории одного государства, которые могут в автоматическом порядке распространятся на всех иностранцев. Данный режим может быть установлен на основе международного соглашения и трансформироваться в национальные режимы.
Читайте также:  Как оформить группу инвалидности по зрению, как опротестовать отказ

Каждый и режимов, которые устанавливается, может быть основанием для того, чтобы ввести в связи с распоряжением власти соответствующих государства ограничения и изъятия, что чаще всего случается во время того, как применяются реторсии: «Физическое лицо, являющееся гражданином иностранного государства, или лицо без гражданства какой-либо страны могут быть также правоспособны и дееспособны, как и граждане Грузии. В качестве исключения можно допустить, что иностранное государство предполагает нормы, которые ограничивают различные права грузинских граждан. Для данных целей может понадобиться норма закона, которая четко определена» (в соответствии с 21 статьей Закона о международном частном праве Грузии).

Иностранные граждане могут находиться в «двойных подчинениях», то есть подчиняться одновременно двум началам – территориальным (юрисдикция тех государств, где иностранец находится в данный момент) и экстерриториальным (юрисдикция государства, гражданином которого он является).

Замечание 2

На общем основании признается, что иностранцы имеют право на выполнение обязанностей и пользования правами, которые соответствуют его национальным правам в той мере, которая не может противоречить нормам суверенитета, безопасности и законодательства стран, в которых он пребывает на данный момент.

Современное международное право предполагает тенденцию того, что права иностранных граждан, которые проживают на территории отдельных государств, уравниваются с правами местного населения и их правовой статус иностранцев приближается к правовому статусу местного населения. В декларации Генеральной Ассамблеи ООН относительно прав человека по отношению к лицами, которые не являются гражданами стран, которые являются местом их проживания (от 1985 года): закрепляются такие правила:

  1. Всеми государствами устанавливается правовые режимы относительно иностранных граждан, которые учитывают определенные обстоятельства международного характера.
  2. Иностранцами должны соблюдаться все правила и законы, установленные государством, в котором они проживают, а если эти законы нарушаются, иностранцы несут ответственность так же, как и местные граждане.
  3. Иностранные граждане, которые проживают на территории иностранного государства, могут использоваться определенный объем гражданских прав и свобод, которые устанавливаются национальным законодательством и международными договорами.
  4. Нельзя допустить массовую высылку иностранных граждан, которые в законном порядке находятся в данном государстве; в индивидуальном порядке они могут быть высланы только в качестве исполнения соответствующих законов и официальных решений и на основании обстоятельств, которые предусмотрены в законах.

Российское законодательство

Особое место в правовом регулировании медицинского обеспечения иностранцев в РФ занимает Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ), ст. 4 которого наряду с Конституцией РФ закрепляет положение о равенстве прав граждан РФ и иностранцев. Согласно закону иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Не менее важный документ — Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья), согласно ч. 3 ст. 19 которого право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории РФ, устанавливается законодательством РФ и соответствующими международными договорами РФ. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон об ОМС) относит к застрахованным постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан. Перечень иностранных граждан, имеющих право на получение медицинской помощи в рамках ОМС, приведен в ст. 10 Закона. Иностранные граждане, относящиеся к застрахованным лицам, в соответствии с этим законом имеют право на получение медицинской помощи в рамках ОМС наравне с гражданами России.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» иностранные граждане имеют право на получение противотуберкулезной помощи в соответствии с этим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статья 10 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусматривает, что дипломатические представительства (консульские учреждения) России выдают российскую визу на въезд иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в РФ на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из страны в порядке, установленном законодательством. Следует учитывать, что разрешения на временное проживание или виды на жительство в РФ аннулируются в случае выявления у иностранных граждан и лиц без гражданства не только ВИЧ-инфекции, но и лепры (болезни Гансена), туберкулеза, сифилиса либо бессимптомного инфекционного статуса, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) (Приложение 1 к приказу Минздрава России от 29.06.2015 № 384н).

Статья 32 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» разрешает отпуск наркотических или психотропных веществ для продолжения лечения больному, следующему транзитом через территорию РФ, только по рецепту, выданному в РФ в соответствии с правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам, установленными Правительством РФ.

Наряду с законодательными актами действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона № 115-ФЗ и Закона об основах. Это ряд ключевых постановлений, приказов и писем.

Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 186 определяет Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ. В соответствии с Правилами медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим на территории РФ, оказывается лечебно-профилактическими учреждениями независимо от их организационно-правовой формы. Скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений), бесплатно и безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения, а также медицинскими работниками или лицами, обязанными оказывать первую помощь по закону или специальному правилу. Такая медицинская помощь предоставляется независимо от наличия страхового полиса.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 февраля 2019 г. № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» предусматривает, что предоставление и финансирование медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги) иностранным гражданам в рамках медицинского страхования осуществляется в соответствии с договором и размером фактически выплаченного страхового взноса, но в объеме не меньшем, чем предусмотрено минимальным перечнем медицинских услуг (включая медико-транспортные услуги), оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в РФ.

Соответствующий перечень утвержден приказом Минздрава России от 06.08.1999 № 315 и включает:

  • медицинскую помощь, оказываемую станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;
  • медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных медицинских учреждениях при внезапном расстройстве здоровья и несчастных случаях в объеме, необходимом для устранения угрозы жизни пациента и (или) снятия острой боли;
  • транспортировку медицинским транспортом или иным транспортным средством, включая медицинское сопровождение (медицинская бригада, врач, медицинская сестра), с места заболевания (происшествия) в медицинское учреждение;
  • посмертную репатриацию (транспортировку) останков.

Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации» регулирует вопросы представления приглашающей стороной гарантий медицинского обеспечения иностранного гражданина на период пребывания в Российской Федерации. Данным Положением определено, что гарантиями медицинского обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств, в том числе по обеспечению страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения медицинской помощи. Соответственно возмещение расходов медицинским учреждениям на оказание медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства в период их пребывания в Российской Федерации – обязательство приглашающей стороны.

Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1134 «Об оказании медицинской помощи на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, и компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с оказанием им медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям» устанавливает особый порядок оказания медицинской помощи гражданам Украины в виде бесплатной первичной медико-санитарная помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в неотложной форме и проведения профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Информационное письмо Минздрава России от 22.04.2015 г. № 17-1/10/2-1621 «Порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в государственных и муниципальных медицинских организациях Российской Федерации» ставит в зависимость право граждан Республики Беларусь на получение медицинской помощи от характера их проживания на территории РФ (имеющие вид на жительство, разрешение на временное проживание или временно пребывающие) и от статуса трудовой занятости (работающие, неработающие).

О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 22.07.2008 N 133-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.07.2009 N 199-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.12.2010 N 385-ФЗ, от 20.03.2011 N 42-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 400-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ, от 28.12.2013 N 385-ФЗ)

Принят Государственной Думой 30 июня 2006 года
Одобрен Советом Федерации 7 июля 2006 года

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Кто вправе получить РВП

Не каждый иностранец претендует на получение такого разрешения. У приезжего должны быть веские аргументы для его оформления. Определённые критерии для иностранных граждан могут претендовать на получение документа временного жителя в 2021 году.

Регламент выдачи РВП устанавливается ФЗ-115 “О правовом положении иностранных граждан в РФ”.

Обратиться за РВП вправе дееспособные иностранцы и апатриды, возраст которых от 18 лет, пребывающие в России (к примеру, по визе или миграционной карте). Причем они могут оформить документ несовершеннолетним и недееспособным, которые находятся у них под опекой.

Подать заявку на РВП можно несколькими способами:

  1. В консульских или дипломатических учреждениях РФ за рубежом, если заявитель находится у себя на родине.
  2. В отделениях ГУ по вопросам миграции МВД России. Адреса отделений можно узнать по ссылке.

В эти учреждения нужно передать заявление и весь необходимый перечень бумаг, справок и копий, а также оплаченные квитанции за оформление РВП.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: pressa56@cp9.ru