Организация управления НПФ и контроля за его деятельностью

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация управления НПФ и контроля за его деятельностью». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Государственная пенсия российских граждан состоит из двух частей — страховой и накопительной. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) 6% от заработка на формирование накопительной пенсии работников. Все, у кого есть накопленные до 2014 года средства на пенсионном счете, имеют возможность направить ее в негосударственной пенсионный фонд. НПФ инвестирует эти средства и, в случае получения инвестиционного дохода, у клиентов растут пенсионные накопления, которые впоследствии увеличат пенсию.

Граждане или предприятия могут самостоятельно делать взносы в НПФ, которые фонд также инвестирует, и в результате человек по выходе на пенсию будет получать не только государственную пенсию, но и дополнительную — добровольную негосударственную.

Получить накопительную часть пенсии из НПФ можно не только в виде самой пенсии, но и единовременной или срочной выплаты по достижении пенсионных оснований — возраста, стажа и так далее.

На что обратить внимание при выборе НПФ?

Чтобы не столкнуться с организациями-мошенниками, выдающих себя за НПФ, следует проверить наличие лицензии на сайте Банка России.

  • Уточните, является ли НПФ участником системы гарантирования прав застрахованных лиц.
  • Также стоит обратить внимание на срок существования НПФ, величину его собственных средств, объем средств под управлением НПФ и количество застрахованных лиц. Эта информация должна быть опубликована на сайте негосударственного пенсионного фонда.
  • Оцените доходность НПФ за предыдущие годы. Лучше выбирать НПФ, показатели доходности которого превышают уровень инфляции (при этом учитывайте, что доходность фондов на сайте Банка России указывается до вычета из показателей комиссий и платежей фонда, чистая доходность указывается только на сайтах самих НПФ).

Специфика деятельности

Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.

Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.

Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.

б) Платежи работодателей и работников в ПФР

Работодатели и работники обязаны платить в ПФР взносы. Работодатели — 28% от фонда оплаты труда, а работники — 1% о начисленной зарплаты. Формально взносы называются страховыми, но в настоящее время система пенсионного обеспечения не является страховой.

ПФР в отношении сбора этих взносов предоставлены такие же драконовские права, как и налоговым органам. Предусмотрена огромная пеня за просрочку уплаты взносов. Когда собранных взносов не хватает на выплату пенсий, начинают требовать платить взносы в ПФР со все новых и новых выплат гражданам. Дело дошло до того, что требуют перечислять взносы в ПФР с сумм начисленной, но не выплаченной зарплаты и Высший арбитражный суд поддерживает ПФР в этом отношении. Предприятие, которому не хватает денег на выплату зарплаты все же должно платить пенсионные взносы. Из всего этого видно, что сегодня пенсионные взносы в ПФР — это просто дополнительный налог на работодателей и работников, так как в конечном счете известно лишь, что денег в ПФР не хватает, но ни работодателям (формально страхователям) ни работникам (формально застрахованным лицам) не известно, каким образом расходуются собранные ими деньги.

История создания негосударственных пенсионных фондов

Зарождение системы добровольного пенсионного страхования в России приходится на 60-80 годы XIX века. К началу XX века в России успешно действовали более 200 эмеритальных, пенсионных и страховых касс. Их членами состояла большая часть государственных и военнослужащих.

Все крупные промышленные предприятия имели свои отдельные эмеритальные кассы или создавали объединенные. Расчеты страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем базировались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались таблицы смертности и инвалидности. Так в 1908 году в эмеритальной кассе инженеров путей сообщения были сделаны актуарные расчеты до 2062 года.

Следует отметить, что эмеритальные кассы являлись прототипами современных накопительных планов. Расходы кассы зависели как от объема текущих собранных и накопленных средств (фондов), так и от ряда институциональных обстоятельств: количества участников с достаточной для получения пенсии выслугой лет, распределения пенсионеров по должностям, чинам или окладам и т.п.

Эмеритальные кассы обеспечивали выплаты пособий и пенсий своим участникам, как правило, четырех видов:

— пенсии по выслуге лет;

— пенсии по инвалидности;

— вдовьи и сиротские пенсии;

-пособия по увольнению и/или сокращению штатов до выслуги установленного числа лет.

Срок выслуги лет устанавливался не менее 15 и выплаты пенсии назначались лишь при оставлении службы. В случае потери трудоспособности, назначались пенсии по инвалидности, если участник состоял в кассе не менее 5 лет.

Во многих кассах практиковались выдачи процентных и беспроцентных ссуд своим участникам и различные вспомоществования, как то: рождение ребенка, свадьба дочери, смерть членов семьи.

Страховые кассы, в отличие от эмеритальных, основывались только на страховых принципах. К уставам таких касс прилагались таблицы размеров выплат, которые рассчитывались по правилам теории страхования жизни с учетом условий назначения пенсий, таблиц смертности и инвалидности, норм роста капитала.

Советская система институтов социального обеспечения строилась, исходя из принципа, выдвинутого коммунистами в начале XX века – страхование без взносов. Необходимые финансовые средства черпались или исключительно из выплат, осуществляющихся предприятиями, или/и из государственного бюджета. В такой системе социальное страхование утратило основное качество – связь между личной ответственностью (в виде обязательной уплаты страховых взносов) и правом на получение пособий и пенсий.

В условиях отказа от экономико-правовых отношений, предусматривающих зарабатывание прав на социальное страхование с помощью уплаты фиксированных индивидуальных страховых взносов, населению отводилась роль получателя пособий по социальному обеспечению.

В постсоветской России создание негосударственных пенсионных фондов инициировал Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 года №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указом были установлены основные (рамочные) принципы создания и деятельности НПФ и определено, что частные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения, а выплаты осуществляют наряду с государственными пенсиями. В Указе было определено, что НПФ и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов фондов согласно Указу осуществляют специализированные компании по управлению активами НПФ, взаимоотношения которых с фондами строятся на основании договора об управлении активами НПФ. Указом предусматривалось создание Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, на которую возлагались регистрация и лицензирование деятельности НПФ. Реализация данного Указа и деятельность первых НПФ явились фактически началом реформирования пенсионной системы Российской Федерации.

Читайте также:  Сроки перечисления средств маткапитала

Дальнейшему развитию и упорядочению деятельности НПФ способствовало принятие 07 мая 1998 года Федерального закона №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В законе был четко определен статус НПФ, как «особой организационно-правовой формы некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда».

Законом определялись порядок создания и реорганизации НПФ, основные функции НПФ.

К аккумуляции пенсионных взносов и выплате дополнительных пенсий, определенных в Указе, закон предписывал НПФ функции учета и инвестирования пенсионных резервов. Важной чертой закона явилось усиление законодателем гарантий выполнения фондами своих обязательств перед вкладчиками и участниками. Целый ряд положений закона определял и факторы повышения надежности и устойчивости пенсионных фондов.

К 2000 году сформировалась инфраструктура организаций, специализирующихся на работе с НПФ: управляющие компании, аудиторские фирмы, специализированные депозитарии, независимые актуарии, банки, фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения.

За восемь лет существования реально сложился институт негосударственного пенсионного обеспечения, насчитывающий 256 НПФ, в которых на постоянной основе работало свыше трех тысяч специалистов.

По принципу организации работы с вкладчиками выделялись три группы фондов:

1. Фонды, в которых пенсионные взносы осуществляются преимущественно предприятиями и организациями-работодателями (закрытые или корпоративные (отраслевые));

2. Фонды, ориентированные на работу как с юридическими, так и с физическими лицами (смешанные НПФ);

3. Фонды, ориентированные на работу с жителями отдельной территории. Взносы в такие фонды осуществляются физическими лицами (открытые фонды).

Характерные представители НПФ первой группы: «ГАЗФОНД», «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», «Сургутнефтегаз», «Электроэнергетики»; второй: — «Профессиональный независимый», «Сберегательного банка»; третьей: — «Муниципальный пенсионный фонд» (г. Москва), «Ханты-Мансийский» (ХМАО).

21 июня 2000 года в соответствии с решением конференции представителей НПФ была создана Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), представителями которой выступили крупнейшие НПФ России. Предметом деятельности НАПФ являлось объединение негосударственных пенсионных фондов для обеспечения благоприятных условий их деятельности, защита прав и законных интересов вкладчиков и участников, установление правил и стандартов деятельности.

Высокие результаты, достигнутые негосударственными пенсионными фондами, способствовали законодательному определению роли и места НПФ в реформировании пенсионной системы страны 2002 года. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» негосударственные пенсионные фонды получили право формировать пенсионные накопления на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также осуществлять выплату указанной части трудовой пенсии застрахованным лицам, при условии, что эти лица выберут соответствующие НПФ в качестве страховщика.

Негосударственные пенсионные фонды заняли пока сравнительно скромное, но важное место, как в пенсионной системе РФ, так и на ее финансовом рынке.

Общая сумма средств по отчетности за 9 месяцев 2014 года составила 2 150 450 656,65тыс.руб., из них пенсионные резервы – 878 348 571,88тыс. руб. Частные пенсионные фонды обслуживали участников, проживающих в 80 субъектах Российской Федерации. Количество участников НПФ достигло 6 млн. 337 тыс. 2 человек.

Участниками НПФ являются свыше 6,65 млн. человек. Распределение участников в зависимости от размера организаций крайне неравномерно. Точные данные отсутствуют, но можно с уверенностью говорить, что в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства, негосударственное пенсионное обеспечение отсутствует. С учетом этого обстоятельства уровень охвата негосударственным пенсионным обеспечением работников организаций, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства, в среднем по России составляет 18%.

Важнейшей задачей деятельности негосударственных пенсионных фондов является сохранение пенсионных сбережений граждан – то есть обеспечение дохода, превышающего уровень инфляции.Средняя (взвешенная по величине пенсионных резервов) доходность размещения пенсионных резервов по итогам 2013 года составила 5,36%, что ниже уровня инфляции в 2012 году (6,5%).

Данные по доходности размещения пенсионных резервов впервые опубликованы Банком России в перечне основных данных о деятельности фондов.

Максимальное значение начисленной на счета доходности среди фондов – членов НАПФ показал НПФ «Большой ПФ» (13,9%), минимальное – НПФ «Профинвест» (0,01%). Доходность ниже уровня инфляции показали 24 фонда-члена НАПФ.

Негосударственную пенсию в негосударственных пенсионных фондах получают 1551,1 тыс. человек (в среднем по России — один из 21 пенсионеров по старости). При этом, например, вХанты-Мансийском автономном округе пенсию из НПФ получают 61,2% пенсионеров, а на большинстве предприятий указанных выше отраслей каждый работник, уходящий на пенсию, получает дополнительно к трудовой пенсии пенсию в НПФ.

Отмечается неуклонный рост средней величины выплачиваемой НПФ негосударственной пенсии (диаграмма 8), который по итогам 2013 года составил 2202 рублей. При этом у значительной части фондов (79 или 67%) средний размер негосударственной пенсии превышает 1000 руб. Фонды этой группы выплачивают негосударственные пенсии 1223 тыс. человек (78,8% общего числа участников, получающих негосударственную пенсию), а средний размер пенсии в этих фондах составляет 2642 рублей.

Негосударственные пенсионные фонды накопили большой опыт организации выплаты негосударственной пенсии. В фондах, крупнейших по количеству участников, получающих негосударственную пенсию, (НПФ «Благосостояние» — 300,7 тыс. чел., Ханты-Мансийский НПФ – 189,1 тыс. чел., НПФ «Телеком-Союз» — 139,6 тыс. чел., НПФ «Газфонд» — 123,6 тыс. чел., НПФ электроэнергетик – 108,1 тыс. чел.) число пенсионеров сравнимо или превышает число пенсий по старости, выплачиваемых многими отделениями Пенсионного фонда России. Например, НПФ «Благосостояние» ежемесячно выплачивает негосударственных пенсий больше, чем выплачивают все виды пенсий 31из 82 региональных отделений Пенсионного фонда России.Таким образом, несмотря на неблагоприятные процессы на фондовом рынке, негосударственные пенсионные фонды подтвердили свою способность обеспечивать сохранность пенсионных накоплений граждан.

Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов за 9 месяцев 2014 года представлены в Приложении 4.

Почему стоит выбрать именно негосударственную организацию

Ключевое отличие ПФР от НПФ – формат инвестирования. Государственный фонд имеет право вложить деньги и получать прибыль только посредством одной компании. В то время как деятельность НПФ не ограничена количеством финансовых инструментов.

То есть при выборе ПФР гражданину необходимо определиться с управляющей компанией и инвестиционным портфелем, который она предлагает. Если же средствами распоряжается НПФ, то участнику никаких дополнительных действий совершать не нужно. Фонд самостоятельно подберёт как компанию, так и портфели.

НПФ предлагает более высокую доходность. Специалисты того или иного фонда постоянно находятся в поиске лучших предложений на финансовом рынке и не останавливаются на одном лишь варианте как в случае с ПФР.

Защита средств граждан

Все НПФ, получившие лицензию и разрешение от Центробанка так же как и рядовые банки находятся на жёстком контроле. Фонды еженедельно проверяют аудиторы ПФР и Банка России, ежемесячно – федеральная налоговая служба и ежегодно – независимые актуарии и Счётная палата РФ. То есть средства граждан надёжно защищены, а их оборот контролируется государством.

Фатально ошибиться с вложением денег в тот или иной НПФ нельзя. Каждый фонд функционирует по единым правилам, где деятельность организации помимо федерального закона регламентируется множеством других актов, задача которых обезопасить сбережения участников.

Читайте также:  Наказание за езду без прав после лишения

Отвечая на вопрос: что такое нпф, нужно сказать, что каждый фонд, находящийся на территории России, имеет строго определенную структуру. Его верховным отделом руководства является совет. Он состоит из всех создателей и директоров фонда.

Помимо этого обязательно работу компании контролирует попечительский совет, в который входят официальные делегаты вкладчиков. Именно они безвозмездно занимаются защитой интересов будущих пенсионеров.

По истечению каждого года деятельности, НПФ обязан предоставить всю имеющуюся отчётность на проверку независимым экспертам. После чего она публикуются на официальном сайте организации вместе с решением экспертов.

Обратите внимание, что помимо всех выше перечисленных проверок, все НПФ обязаны постоянно проходить актуарную оценку, которая определяет жизнеспособность организации и возможность выполнения ею возложенных на нее обязательств по пенсионному страхованию и формированию будущей пенсии граждан.

Благодаря этому, можно сказать, что НПФ ‒ это организации, которые в состояние полноценно вести свою деятельность и предоставлять вкладчикам качественный спектр услуг.

Как перейти в НПФ или вернуться в ПФР

Перейти из одного фонда в другой можно в любой момент. Однако, нужно помнить о правиле 5 лет, по которому переход с сохранением накопительной части пенсионных возможен только раз в течение пяти лет. Если условие нарушено – будет переведена только перечисленная из заработной платы часть денег, без дохода. Это тоже самое, что досрочно забрать вклад.

Правда, непонятно, как положение законодательства выполняется при переходе из ПФР в НПФ. В реальности там никто не начисляет проценты на суммы, хранящиеся на лицевом счете – нет смысла. Все равно пенсия будет начисляться по другим правилам.

Для перехода нужно обратиться с соответствующим заявлением в фонд напрямую или в МФЦ. Законодательство разрешает подать документы лично, через интернет или почтой. В последнем случае заявление должно быть нотариально заверено. Роль нотариуса могут выполнять по закону и другие представители государственных органов.

Документы о выходе (переходе) принимаются с 1 января по 1 декабря. Месяц дается для окончательного принятия решения. Это как при разводе – испытательный срок. А вдруг передумает.

В той ситуации, когда негосударственный пенсионный фонд закрывается из-за, например, отзыва лицензии, в нем остается еще куча пенсионных накоплений. Естественно люди начинают паниковать, так как есть риск, что эти деньги к ним не вернуться. К счастью всю эту деятельность контролирует Центральный Банк РФ, а значит деньги практически со 100% вероятностью не пропадут.

В данной ситуации даже никакие процедуры особо не нужно выполнять, так как все необходимо выполнит как раз Центральный банк РФ.

С того момента, когда отозвали лицензию, новый официальный страховщик для вас – Пенсионный Фонд России (у него то точно не отзовут лицензию в ближайшее время).

Сумма тех денежных сумм, которые накопились, и которая передается в руки Пенсионного Фонда Российской Федерации будет равняться номиналу, то есть той стоимости взносов, которые платили работодатели по страховым взносам. Инвестиционный доход в данном случае не учитывается. Кроме того, в учет и не попадают те суммы, которые платились по программе со финансирования, которые формировались за счет средств с материнского капитала.

Несмотря на это, все же стоит немного расслабиться, так как основная масса денежных средств все-таки сохранилась, все же это уже лучше чем ничего.

Также, стоит отметить, что те денежные поступления, которые были выручены Агентством страхования вкладов будут выше, чем гарантируемые суммы, то эти деньги будут тоже направлены в Пенсионный Фонд Российской Федерации для того, чтобы восстановить те денежные средства, которые были утрачены в вышеупомянутом случае.

Если вы не уверены была ли отозвана лицензия у вашего пенсионного фонда или нет, то можно зайти на официальной сайт ПФР, а также сайт Центробанка РФ и ввести в поиске название вашего Негосударственного Пенсионного Фонда, там будет отображена последняя информация о фонде.

Чтобы узнать подпадает ли ваш негосударственный пенсионный фонд под данную программу или нет, необходимо зайти на сайт АСВ и найти ваш негосударственный пенсионный фонд. Кстати говоря, здесь также можно отслеживать последнюю информацию, касающуюся нынешнего состояния вашего фонда. В итоге здесь тоже можно посмотреть, а не отозвана ли лицензия у данного фонда. Так получается, что, когда люди сталкиваются с юридическими вопросами, они не понимают, а точно ли они сделали все правильно.

Даже прочитав статью в интернете нет точной уверенности, что все пройдет правильно, ведь данные статьи нельзя написать под каждую индивидуальную ситуацию, да и устаревают они довольно-таки быстро из-за постоянного обновления законодательства. В связи с этим лучше всего обратиться к юристу за консультацией.

Первоначально вы сможете объяснить свою проблему, вам будут заданы нужные вопросы, на которые вы сможете дать нужные ответы. После того как ситуация станет понятной для юриста, он сможет предложить вам различные исходы событий, на основе которых вы можете принять решения, ввязываться ли вообще в данную юридическую волокиту или нет. Чаще всего люди после юридической консультации понимают, что в одну ситуацию вообще нет смысла залезать, а в другую можно, но они сами на это не способны из-за отсутствия специальных знаний и практического опыта. В этом случае одной консультации будет недостаточно, лучше тогда нанять опытного юриста, который выступит вашим представителем.

В данной ситуации будет намного легче справиться с проблемными ситуациями и даже не вникать в происходящее. К вопросу о денежных средствах при использовании данной процедуры, так как в ряде ситуаций это обходится намного дешевле, нежели при действии самому. Что уж говорить о том, что это существенно увеличивает шансы на успех, а также значительно экономит время. Поэтому в принципе можно заниматься своими делами, и понимать, что ваша проблема, скорее всего, будет разрешена.

На тот случай, если ваш негосударственный пенсионный фонд не входит в систему гарантирования безопасности ваших сбережений, то он вероятно не был внесен в специальный реестр, где учитываются все участники данного программы (имеются ввиду пенсионные фонды). Если фонд не введен в эту систему, то Центральный банк просто не разрешат проводить какие-либо операции данному негосударственному пенсионному фонду.

Получается, что с момента, когда был введен данный запрет, ваши обязательства перед НПФ (и его перед вами) прекращаются, и теперь все средства передаются из данного НПФ в Пенсионный Фонд Российской Федерации в течении срока в 30 дней.

Если те сбережения, которые были накоплены и должны быть переданы в Пенсионный Фонд РФ меньше, чем те, которые гарантируются НПФ, то в ПФР будет возмещено это Центральном Банком Российской Федерации.

При подаче заявления о смене страховщика, на случай если у прошлого была отозвана лицензия нужно учитывать некоторые аспекты. Так, если вы приняли подобное решение после того, как у негосударственного пенсионного фонда отозвали лицензию, то в заявлении о смене страховщика указывается уже не ваш старый Негосударственный Пенсионный Фонд, а Пенсионный Фонд России. Это объясняется тем, что статус ваших сбережений уже изменился, сначала они были на счету Негосударственного пенсионного фонда, а теперь они состоят на счету Пенсионного Фонда Российской Федерации и произошло это автоматически.

Читайте также:  «Мамин выбор» : порядок предоставления в г.Перми

Если же подавать заявление о смене страховщика, указывая Негосударственный Пенсионный фонд в случае, если это заявление были подано до того, как отозвали лицензию, то все будет рассмотрено в стандартном порядке.

В саму структуру страхования данных сбережений, или как правильно сказать страхования было включено почти 40 НПФ. Причем если фонд не включается в данную систему, то он и не может осуществлять свою деятельность. Вся эта ситуация похожа на деятельность банков, когда если банку не выдается лицензия (либо отзывается), вся его деятельность прекращается, а гражданам выплачиваются денежные средства по страхованию вкладов.

Конечно же, тут есть и некоторые отличия, там это были вклады, а здесь накопления, там есть определенный максимальный порог (1 миллион 400 тысяч рублей), здесь порога нет, а есть гарантированная сумма. В связи с этим вопрос о возмещение денежных средств через суд вообще практически отпадает, так как деньги все равно возвращают, причем чуть ли не автоматически.

Какая статья за драку с телесными повреждениями?

Статей за нанесение телесных повреждений несколько, они могут быть административными или уголовными, в зависимости от обстоятельств драки. Последствия рукоприкладства могут быть разными — кто-то избил до полусмерти прохожего, кто-то поставил синяк супруге, кто-то толкнул в пылу ссоры знакомого, и тот упал, больно ударившись. Выдергивание волос, выкручивание рук — все это тоже может классифицироваться как нанесение телесных повреждений.

Наказание должно соответствовать деянию, поэтому за синяк на скуле будет одна статья, за отбитые почки — другая. И даже когда на теле не осталось никаких следов, в дело все равно может вступить статья о побоях — если после драки пострадавший отправился к врачу, и тот зафиксировал, что человек чувствовал боль или головокружение.

Очень много случаев избиения не доходят до полиции, особенно если речь идет о домашнем насилии. Но драки — они и в Африке драки, и обидчик должен быть наказан. Как известно, с 2017 года легкие повреждения, нанесенные членами семьи, были декриминализированы, но впоследствии к закону приняли многочисленные поправки. Так что нельзя думать, что, периодически избивая близких, можно избежать уголовного преследования. Такие дела нельзя спускать на самотек. Обращение в суд — верный способ добиться справедливости. Особенно если заручиться поддержкой опытного адвоката.

Основные причины прекращения деятельности

Основной причиной прекращения деятельности негосударственного ПФ является аннулирование лицензии в связи с нарушением требований законодательства РФ. Среди них можно выделить следующие:

  • Лицензия получена на тот вид деятельности, которым фонд не планирует заниматься;
  • Лицензия выдана на тот вид деятельности, которым фонд не может заниматься;
  • Негосударственный ПФ не имеет опыта единовременного ведения не менее 20 тысяч пенсионных счетов (именных);
  • Опыт работы в сфере негосударственного пенсионного обеспечения составляет менее 2 лет;
  • В негосударственном ПФ общий вклад учредителей составляет менее 100 миллионов рублей.

Также отзыв лицензии у негосударственного ПФ может быть осуществлен по собственному заявлению фонда.

Необходимость надзора

Многие граждане решают вложить свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды. При выборе фондов некоторые руководствуются отзывами, рейтингами, доходностью и прочими показателями. Однако, случаются неприятные ситуации, когда человек решает вложить все свои накопления в НПФ, а через какое-то время негосударственный ПФ лишают лицензии. Кроме того, некоторые фонды начинают злоупотреблять своими правами и нарушают интересы вкладчиков.

Чтобы избежать подобных ситуаций необходим надзор и проверка за работой НПФ за стороны государственных органов. Контролирующие органы проверяют законность работы, правильность составления документации, данные о застрахованных лицах. Контролирующие и надзорные учреждения действуют в интересах вкладчиков и застрахованных граждан.

Кроме того, межведомственный контроль также должен быть. Независимый аудитор и актуарий собирают необходимые сведения об активах НПФ, дают оценку тому, смогут ли фонды выполнить свои обязательства. Все собранные сведения и заключения поступают в Центробанк РФ и публикуются. То есть любой гражданин прежде чем выбрать НПФ, может зайти на сайт Центробанка РФ и посмотреть показатели негосударственных фондов.

В настоящее время в стране функционирует более сорока негосударственных пенсионных фондов, при этом выступать страховщиками могут далеко не все. Функционирование НПФ контролируется со стороны государственных органов. Кроме того, действует внутренний, общественный и межведомственный контроль. Все виды надзора осуществляются с целью защиты интересов и прав застрахованных граждан и вкладчиков, а также с целью соблюдения законодательства.

Управление рисками и взаимодействие с УК

Регулирует деятельность НПФ и УК, равно как и других участников финансового рынка, мегарегулятор в лице Банка России. Законодательством установлен большой спектр ограничений и требований к НПФ в части организации инвестиционной деятельности по пенсионным портфелям. Фонд полностью отвечает за формирование инвестиционной стратегии, определение и контроль риск-аппетита, контроль и соблюдение нормативных ограничений на состав и структуру портфелей, их стресс-тестирование. Сейчас крупные фонды обладают большой эскпертизой и технологической базой (от Middle-office до Portfolio Allocation), поскольку несут административную (пруденциальную) и финансовую (фидуциарную) ответственность за принимаемые инвестиционные решения и финансовый результат. Таким образом, формирование модельного портфеля, его целевой доходности, распределение ресурсов по видам активов и по доверительным управляющим, установка риск-ограничений, включая определение лимитов, постоянный анализ эффективности управления, прогнозирование и стресс-тестирование портфелей и, разумеется, соответствующий учет ведутся на стороне фонда.

При этом от каких-то управляющих компаний фонд может ожидать «альфы», то есть, грубо говоря, экспертизы, позволяющей стабильно получать желаемые результаты вне зависимости от динамики или волатильности рынка, а от других — «беты», иными словами качественной и недорогой пассивной репликации тех или иных бенчмарков. За периметром НПФ пока в явном виде остаются Execution, то есть поиск контрагентов и непосредственное совершение сделок, а также сопутствующая часть Back-office. Это, разумеется, не означает, что УК, которым переданы средства в управление, не должны на своей стороне управлять рисками или формировать инвестиционную стратегию в рамках установленных фондом целей и ограничений.

«НПФ «Открытие» находится в плотном контакте со партнерами — управляющими компаниями. Мы, как минимум, ежеквартально встречаемся с управляющими, обсуждаем результаты работы и текущую конъюнктуру, обмениваемся ожиданиями и прогнозами, корректируем при необходимости инвестиционные цели и стратегию. В рабочем порядке постоянно на связи по вопросам расширения лимитных книг, предложениям новых бумаг и продуктов. Несмотря на то, что фонд сам не торгует, он все равно вынужден непрерывно быть «в рынке».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: pressa56@cp9.ru