Специальная оценка условий труда водителей автомобилей и спецтехники

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная оценка условий труда водителей автомобилей и спецтехники». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно нормативно-правовой базе РФ, трудовая деятельность человека, которая отрицательно сказывается на его здоровье, признается потенциально опасной. Признаки «вредности»: работник регулярно болеет, у него ослаблен иммунитет, наблюдаются сбои в репродуктивной, сердечно-сосудистой, нервной и других жизненно важных системах организма. Большинство заболеваний непосредственно связаны с особенностями выполнения конкретных задач в рамках рабочего процесса — высокое пылевыделение, холод или жара, повышенная влажность, воздействие химических реагентов, облучение и пр.

Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?

1. Дело в том, что в процедуре СОУТ появилась так называемая идентификация.

В рамках данной процедуры эксперт определяет все факторы, которые могут воздействовать на водителя (здесь очень похоже на АРМ). Но вот далее он сравнивает определенные факторы с классификатором (приложение №2 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года).

И этот классификатор говорит следующее:

    виброакустический фактор можно оставить только там, где есть технологическое оборудование, являющееся его источником;

    микроклимат можно оставить лишь, если есть технологическое оборудование, являющееся его источником (причем различные кондиционеры, печки к нему относить нельзя);

    освещенность можно оставить, лишь если выполняются особо точные (прецизионные работы).

Что это значит? А значит это то, что из оценки условий труда водителей можно исключить весь виброакустический фактор, освещенность и микроклимат.

Все дело в том, что:

    автотранспортное средство не относится к технологическому оборудованию, (согласно ГОСТ 3.1109-82 ЕСТД технологическое оборудование – это лишь средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку. Примерами технологического оборудования являются литейные машины, прессы, станки, печи, гальванические ванны, испытательные стенды);

    водитель прецизионные работы не выполняет;

    все, что может быть искусственным источником микроклимата – это оборудование для создания комфортных условий, которое учитывать нельзя.

2. Изменились критерии оценки напряженности трудового процесса.

Из оценки исключили интеллектуальные нагрузки, эмоциональные нагрузки и режим работы. Сенсорные нагрузки и монотонность труда, в свою очередь, тоже видоизменились.

И единственный фактор, по которому водителю в рамках СОУТ может быть присвоен вредный класс условий труда, это «плотность сигналов (световых и звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы».

В итоге, с учетом всех видоизменений, при проведении СОУТ эксперты не идентифицируют ряд потенциально вредных факторов, а по напряженности труда определяют либо допустимый класс, либо вредный первой степени (3.1). И водители лишаются если и не всех льгот, то дополнительного отпуска точно.

Перечень льгот для профессий, попадающих под вредные условия труда

Для лиц, занятых на «сверхтяжелых» работах, федеральным законодательством предусмотрены следующие поощрения:

  • Повышенная оплата — должностной оклад обязан быть увеличенным минимум на 4%.
  • Регулярное и бесплатное обеспечение специальной экипировкой, индивидуальными средствами защиты, инструментом и обувью.
  • Ежегодный вспомогательный оплачиваемый отпуск.
  • Выдача полезного питания для профилактических мер (кисломолочная продукция, молоко), либо их компенсация в полном размере.
  • Сокращенная смена — согласно закону, человек не должен работать более 36 часов в неделю.
  • Профосмотр, лекарственные препараты на бесплатной основе или по сниженным ценам.

Данные меры в обязательном порядке должны предоставляться всем работникам, задействованным на неблагонадежных производствах. Работодатель не имеет права отказывать своим сотрудникам во льготах или требовать от персонала приобретать материалы для безопасного выполнения трудовых задач, за свои средства. В критических ситуациях лица могут пожаловаться в соответствующие госорганы.

Читайте также:  Когда начнутся военные сборы в 2023 году и как они будут проходить

Далее рассмотрим каждый пункт более подробно.

Соут водителя автомобиля

Инфо

Например, при занятости водителя управлением транспорта в течение 80 процентов времени в условиях превышения ПДУ однозначно будут установлены вредные условия труда. А если перегоны короткие и между ними есть перерыв на ожидание или погрузку, при небольшом превышении ПДУ возможно установить допустимые условия труда. В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля? Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда.
В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень. Например, в течение года водитель работает на Зил-130, Зил-131 и КАМАЗ. Это разные автомобили. Если все время работы взять за 100 процентов, то можно определить периоды управления каждым авто.

Что делать, чтобы сохранить вредный класс водителю?

Первое:

Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса. Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток). Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс. Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу. Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.

Второе:

Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ. Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п. 9 приложения №1 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда. Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо: — учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов; — проанализировать случаи установления проф. заболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально); — подкрепить свои умозаключения требованиями СП 4616-88 (к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся… санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Специальная оценка условий труда водителей автомобилей

Снип 12-03-2001. безопасность труда в строительстве. часть 1. общие требования Так, в соответствии со ст. Водителя лишили прав: действия работодателя Для водителей управляющих легковыми автомобилями может быть установлена ненормированная продолжительность рабочего дня. При этом график выхода в смены составляется с учетом нормальной продолжительности рабочей недели. Внимание ТК предусматривает, что время управления автомобилем не может составлять более 9 часов, а при суммированном учете рабочего времени не более 10 часов, при выходе в смену 2 раза в неделю, но не более 90 часов в неделю. Кроме того, согласно . 1 ст. Б.И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
Читайте также:  Алименты 2023: правила начисления, порядок взыскания

Также согласно ст.

Спецоценка условий труда водителей автомобилей

В случае если водитель работает на нескольких машинах, изучается распределение рабочего времени на каждый автомобиль. Далее организация, проводящая СОУТ, производит все необходимы измерения в рабочей зоне водителя, исходя из предоставленной хронологии рабочего процесса, то есть измерения выполняются там, где находится работник в течение трудового дня. Если один сотрудник работает на нескольких транспортных средствах, то замеры производятся в каждом автомобиле. Измеряются факторы общей и локальной вибрации, шум от двигателя и агрегатов транспортного средства, химический состав воздуха в кабине машины, также анализируются параметры тяжести и напряженности. Все измеряемые и исследуемые параметры фиксируются в протоколах первичных измерений.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Последствия стресса и нервного перенапряжения: болезни сердца и сосудов

Вождение автомобиля — всегда стресс и напряжение. «Средство повышенной опасности» становится еще более опасным, если за рулем оказывается легкомысленный или неадекватный водитель. Вы можете водить аккуратно и осмотрительно, но нет никакой гарантии, что на дороге вам не попадется лихой «мажор», необоснованно уверенный в собственном бессмертии. Во многом именно поэтому исследования обнаруживают у большинства водителей повышенный уровень кортизола — гормона стресса. Стресс усиливается в трудных условиях вождения, в пробках, и, в конце концов, отражается на состоянии здоровья.

Люди, проводящие за рулем много времени, часто страдают от болезней сердца и сосудов. Эмоциональное перенапряжение значительно повышает риск инфаркта, развития ишемической болезни сердца.

Около 80% водителей, проработавших за рулем более 15 лет, сталкиваются с сосудистыми нарушениями и склонны к гипертонии.

Необходимость проведения специальных измерений условий труда для определения биологического фактора?

В данном письме даются разъяснения о том, как при проведении СОУТ соотнести условия труда на рабочем месте к классу и подклассу условий труда при воздействии биологического фактора.

Напомним, что Минтруд в целях реализации требований Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» разработал Методику проведения СОУТ. Данная методика утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н.

Согласно этой методике все рабочие места медицинских работников, а также тех, кто непосредственно осуществляет медицинскую деятельность (биологи, лаборанты) автоматически относятся к классу условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами). Об этом гласит второй абзац пункта 29.

То есть для отнесения рабочих мест к данному классу не нужно проводить исследования (испытания) и измерения. Измерения определяют лишь концентрацию патогенных микроорганизмов.

Водитель автомобиля относится ли к вредным условиями труда

Существуют ли различия в оценке труда водителей, управляющих спецтехникой и обычными автомобилями? Да, такие различия есть. Они касаются не столько источников шума, сколько вибрации.
Например, в бульдозерах, экскаваторах и проч. присутствует как общая, так и локальная вибрация. Причем ее уровни могут быть значительны. Особенно для экскаваторщиков, которые работают с гидромолотами. Общая вибрация распространяется на тело водителя через точку опоры на сиденье. А локальная – через элементы управления автомобилем: рычаги, руль.
Уровень вибрации также зависит от дорожного покрытия. Оно может влиять как на общую, так и на локальную вибрацию.

В городе вибрация меньше, потому что дорога лучше. Соответственно для сельской местности ее уровень будет выше. В методике оценки вибрации относительно аттестации рабочих мест также появились изменения.

Читайте также:  Новые правила для собственников недвижимости в 2023 году

Особенности профзаболеваний

Существует такое понятие как профзаболевания — профессиональные заболевания. Это патологии, которые развиваются вследствие многолетнего занятия какой-то деятельностью, включающей в себя негативные для здоровья факторы. При этом:

  • в большинстве случаев реальная вредоносность данных факторов проявляется только при регулярном длительном воздействии, т.е. за 1-2 года работы вряд ли получится заполучить «профзаболевание»;
  • наступление профзаболевания для каждого человека индивидуально в зависимости от состояния здоровья, иммунного статуса и т.д., если сопротивляемость организма сильная, то можно спокойно проработать не один год, выйдя «сухим из воды»;
  • наконец, вероятность наступления профзаболеваний варьируется от работы к работе, ни один врач не сможет дать гарантий, ни что заболеваний не будет, ни что они обязательно наступят через определенный промежуток времени.

Водители тоже имеют ряд своих профессиональных «болячек», связанных со спецификой многолетнего времяпрепровождения «за баранкой». Общие деструктивные факторы здесь можно выделить следующие:

  1. гиподинамия в сидячем положении, то есть малоподвижность, длительное время нахождения в одной позе — сидя;
  2. вдыхание выхлопных газов, которые содержат примерно 200 токсичных веществ (оксид азота NO, угарный газ CO, формальдегид, бензапирен, фенол, тяжёлые металлы и пр.);
  3. регулярные, длящиеся много лет стрессовые нагрузки — особенно это касается дальнобойщиков, тех, кто вынужден длительное время находиться в дороге без сна и отдыха.

Какие вредные условия труда у водителей

Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно «вхо­дить» в работу, соблюдать ритм, систематичность. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно-сосудистой патологии, длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти.

Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Все показатели имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок:

  1. эмоциональные,
  2. сенсорные,
  3. монотонные,
  4. интеллектуальные,
  5. режимные нагрузки.

должна оцениваться на каждом рабочем месте. Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности работников, должностных инструкций, хронометражных наблюдений (фотографии рабочего дня) и экспертной оценки.

Таким образом, один и тот же фактор оценивался по-разному.

Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда.

Особенности оформления взаимоотношений с работником, получившим инвалидность в период работы

Многих заболевших или получивших увечья сотрудников интересует вопрос: при какой группе инвалидности сохраняется рабочее место, а при какой нет. Ответ дать не всегда просто. Для этого необходимо внимательно изучить ИПР работника и карту специальной оценки условий труда рабочего места, на котором предполагается труд инвалида. Когда работник признается полностью нетрудоспособным, вопросов обычно не возникает — его увольняют по пункту 5 статьи 83 ТК РФ. Но проблемы возникают с «вредниками», получившими инвалидность, особенно 3 группы. Зачастую они согласны продолжать работу даже себе во вред. В таком случае работодателю, чтобы разобраться, может ли инвалид работать во вредных условиях труда с его согласия, следует обратиться к санитарным правилам СП 2.2.9.2510-09. В соответствии с ними привлекать таких работников к «вредной» работе нельзя. Их необходимо перевести в оптимальные или допустимые условия труда, либо при отсутствии таковых вакансий или отказе работника уволить по основаниям пункта 8 статьи 77 ТК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: pressa56@cp9.ru