Устав автономной некоммерческой организации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Устав автономной некоммерческой организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Руководителю НКО нужно обратиться к аудитору. Для этого в фирму отправляется запрос на осуществление проверки. В запросе указываются задачи аудита, сроки процедуры. Если компания ответила согласием, отправленное письмо признается договором оферты. К нему оформляется соглашение. Рассмотрим основные этапы аудита:
- Подготовка. Аудитор знакомится с работой НКО, задачами предстоящего мероприятия.
- Промежуточный этап. Проверяется система локального контроля. Нужно это для установления аудиторских рисков.
- Основной этап. Выполняется проверка бумаг. В частности, аудит рассматривает бухучет, баланс, устав, заключенные трудовые соглашения, внутренние бумаги. Документы проверяются на соответствие законам.
- Заключительный этап. Специалист оформляет отчет по выполненной работе. Он также должен заполнить заключение.
Аудитор должен отчитываться о своей работе на каждом из этапов проверки.
Какие виды НКО обязаны проводить ежегодный аудит?
Для удостоверения подписи на заявлении нотариусу необходимо предоставить учредительные документы, свидетельства о регистрации НКО, решение о назначении руководителя, актуальный список учредителей АНО и решение уполномоченного органа. Кроме того, необходимо при подписании заявления у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление). Подписывается заявление непосредственно при нотариусе, подписывать ранее его не нужно.
Логично регистрировать некоммерческую организацию, когда то, чем ты хочешь заниматься, не делает никто.
Например, вы по собственному опыту знаете: детей с определенным заболеванием стоит учить именно по новой методике, но работающие в этой сфере организации почему-то ее не используют. И вы хотите опробовать эту методику вместе с другими заинтересованными людьми, которые, как и вы, готовы потратить силы, время, деньги на попытки улучшить жизнь детей.
Почему одно время появлялось много организаций родителей детей-инвалидов? Потому что именно родители знали конкретные проблемы детей с определенными заболеваниями, и их помощь и совместные усилия были наиболее эффективными.
Также можно регистрировать новую организацию для деятельности узкой направленности, например, оказания определенного вида социальных услуг.
Ранее достаточно было заглянуть в ст. 5 Закона № 307-ФЗ и узнать, нужен ли аудит? Теперь ничего не упустить сложнее. С 2021 года помимо корректировок в условиях по доходам и активам баланса, скорректирован сам состав ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Прежде она содержала закрытый список случаев, когда будет обязательный аудит. Сегодня в статье нет условий, которые присутствуют в иных нормативных правовых актах + в наличии прямая отсылка, что применяются правила об обязательном аудите, прописанные в законах федерального уровня.
Обязательный аудит
-
акционерных обществ регламентируется п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»;
-
банков, их групп и холдингов регламентируется ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
-
страховщиков регламентируется ст. 29 Закона об организации страхового дела в РФ и др.
Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):
- государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
- иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.
Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.
Участниками компании могут быть физлица или компании. Если кто-то из участников-физлиц умирает, по закону или завещанию его доля переходит к наследнику. При банкротстве участника-компании ее имущество и доли в других компаниях будут продавать на публичных торгах. Получается, доля переходит кому-то постороннему, и он появляется среди участников. Такая же ситуация, если приставы наложат арест на долю участника-физлица.
Особенности проведения аудита некоммерческой организации
2.1. Целью создания АНО является предоставление услуг в области образования (здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг).
2.2. Предметом деятельности АНО является: .
2.3. АНО может осуществлять один вид деятельности (или несколько видов деятельности):. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься АНО.
2.4. Отдельные виды деятельности могут осуществляться АНО только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.
2.5. АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания АНО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
2.6. АНО может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность АНО.
2.7. В интересах достижения своей цели АНО может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
2.8. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность АНО со стороны государственных и иных организаций не допускается, если оно не обусловлено их правом по осуществлению контроля за деятельностью АНО.
3.1. Высшим руководящим органом АНО является общее собрание учредителей АНО.Текущее руководство деятельностью АНО осуществляет правление, оно подотчетно общему собранию.
3.2. Основная функция общего собрания учредителей – обеспечение соблюдения АНО целей, в интересах которых она была создана.
3.3. К исключительной компетенции общего собрания учредителей относится решение следующих вопросов:
- изменение устава АНО;
- определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования ее имущества;
- образование правления и досрочное прекращение его полномочий;
- реорганизация и ликвидация АНО;
3.4. Общее собрание учредителей собирается по мере необходимости. Созыв и работу общего собрания организует правление в порядке, установленном положением об общем собрании учредителей АНО.
3.5. Норма представительства от каждого учредителя АНО – человек.
3.6. Каждому учредителю АНО при голосовании принадлежит 1 голос, независимо от количества человек, представляющих данного учредителя в АНО.
3.7. Общее собрание учредителей АНО правомочно, если на указанном собрании присутствует (представлено) более половины его учредителей.
3.8. Решение общего собрания принимается большинством голосов учредителей, присутствующих на собрании.
3.9. Решение общего собрания по вопросам компетенции общего собрания учредителей принимается единогласно.
3.10. На общих собраниях учредителей ведется протокол.
4.1. Правление АНО избирается Общим собранием учредителей сроком на года (лет) в количестве не менее человек. Правление находится по месту нахождения АНО.
4.2. Правление АНО может быть переизбрано по истечении срока полномочий на новый срок.
4.3. Вопрос о досрочном прекращении полномочий учредителя правления может быть поставлен на Общем собрании учредителей по требованию не менее учредителей АНО.
4.4. К компетенции правления относятся:
- организация и контроль работы АНО;
- обеспечение выполнения решений Общего собрания учредителей;
- регулярное информирование учредителей АНО о деятельности АНО;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств АНО;
- участие в других организациях;
- утверждение внутренних положений и регламентов АНО;
- рассмотрение и утверждение сметы расходов АНО;
- распоряжение имуществом АНО;
- утверждение штатного расписания;
- подготовка вопросов для обсуждения на Общем собрании учредителей АНО.
4.5. Работу правления организует председатель правления на основании регламента о деятельности правления, утверждаемого общим собранием. На заседаниях правления ведется протокол.
4.6. Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными при участии в них большинства учредителей правления.
4.7. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов учредителей правления, присутствующих на заседании.
4.8. Председатель правления избирается на заседании правления из числа его учредителей сроком на года (лет).
4.9. Председатель правления:
- подотчетен Общему собранию, отвечает за состояние дел АНО;
- без доверенности действует от имени АНО, представляет ее во всех учреждениях, организациях и предприятиях, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;
- принимает решения и издает приказы по вопросам деятельности АНО;
- распоряжается в пределах утвержденной правлением сметы средствами АНО, заключает договоры, осуществляет другие юридические действия от имени АНО, приобретает имущество и управляет им, открывает и закрывает счета в банках;
- решает вопросы хозяйственной и финансовой деятельности АНО;
- принимает на работу и увольняет работников АНО, утверждает их должностные обязанности в соответствии со штатно-должностным расписанием, утверждаемым правлением;
- осуществляет контроль за деятельностью филиалов и представительств АНО;
- несет ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества АНО в соответствии с ее уставными целями;
- организует подготовку и проведение заседаний правления;
- организует бухгалтерский учет и отчетность;
- решает все вопросы, которые не относятся к компетенции общего собрания учредителей АНО, правления АНО.
5.1. АНО ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.2. АНО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям АНО и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в АНО, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности АНО, представляемых учредителям АНО, кредиторам и в средства массовой информации, несет правление.
5.4. АНО хранит следующие документы:
- договор о создании АНО;
- устав АНО, изменения и дополнения, внесенные в устав АНО, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании АНО, документ о государственной регистрации АНО;
- документы, подтверждающие права АНО на имущество, находящееся на ее балансе;
- внутренние документы АНО;
- положение о филиале или представительстве АНО;
- годовые отчеты;
- документы бухгалтерского учета;
- документы бухгалтерской отчетности;
- протоколы общих собраний, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) АНО;
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) АНО, аудитора АНО, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
- иные документы, предусмотренные федеральным законодательством;
- иные документы, предусмотренные внутренними документами АНО, решениями общего собрания, правления АНО, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
АНО обязана обеспечить учредителям АНО доступ к указанным выше документам.
5.5. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью АНО общим собранием избирается ревизионная комиссия в составе учредителей сроком на год (или года, или лет). Выбытие отдельных учредителей ревизионной комиссии, а также избрание ее новых учредителей не является основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель. АНО вправе вместо ревизионной комиссии избирать только одного ревизора.
5.6. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) АНО включает следующие полномочия:
- проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности АНО по итогам деятельности за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания или по требованию учредителя АНО;
- истребование у органов управления АНО документы о финансово-хозяйственной деятельности;
- созыв общего собрания;
- составление заключения по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности, в котором должны содержаться:
- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов АНО;
- информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
5.7. Порядок деятельности ревизионной комиссии (или ревизора) определяется внутренним документом – положением (регламентом и т.п.), утверждаемым общим собранием.
5.8. По решению общего собрания учредителям ревизионной комиссии (ревизору) АНО в период исполнения ими своих обязанностей (не) выплачивается вознаграждение и (или) (не) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими (им) своих обязанностей.Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания.
5.9. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО общее собрание учредителей назначает аудитора АНО.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Некоммерческие организации могут перейти на упрощённое ведение налогов. УСН можно выбрать в момент подачи заявления в налоговую о регистрации НКО или же изменить принятую систему налогообложения уже в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Ограничения для УСН, действующие в 2022 году:
- количество сотрудников (участников НКО) – не более 100 человек;
- доход за ближайшие 9 месяцев – до 45 млн рублей;
- остаточная цена фондов – до 100 млн рублей;
- нет филиалов;
- НКО не производит продукцию, считающуюся подакцизной.
В конце года НКО сдаёт единую упрощённую декларацию. Организация не платит налоги на прибыль, имущество, НДС, для неё рассчитывают единый налог. Если налогообложение ведётся по доходам, величина его составляет 6 %, при «Доходы минус расходы» забирают 15 % от разницы, а если её нет, то 1 %.
Деньги (доходы), использованные на прописанные в уставе цели, налогами не облагаются. Пример таких доходов:
- грант;
- членский взнос;
- пожертвование;
- субсидия на целевые нужды.
НКО, работающие по УСН, распределяют доходы и растраты целевых сумм отдельно.
Каждый год НКО придётся формировать декларацию по НДС. При этом седьмой пункт декларации заполняется, если организация занимается деятельностью, не облагаемой НДС, ею выполняются операции, не облагающиеся НДС, а также:
- результаты деятельности проявляются вне пределов территории РФ;
- производится или поставляется продукт, на создание или доставку которого уходит более полугода.
При обычной системе налогообложения совершаемые НКО операции достаточно обширны. Пример налогообложения при ОСНО выглядит так.
НКО занимается защитой редких животных. Это основной вид деятельности. Но при этом организацией был получен доход за оказанные ею образовательные услуги, что не является основным видом деятельности. Деньги были потрачены на приобретение сыворотки для вакцинации дикой кошки. Новички в области налогового учёта постараются сразу же вычесть из оставшейся суммы налоги. Но в реальности налогами средства, полученные не от основного вида деятельности, не облагаются, поскольку важным представляется именно способ их расходования. В данной ситуации он является целевым, соответствует уставу, способствует достижению закреплённых в нем целей. Это правило и в 2022 году осталось неизменным.
Существует ряд ошибок, считающихся в бухгалтерской среде типичными. Их совершают почти все бухгалтеры, неважно при этом, работает НКО по упрощённой схеме налогообложения, ведёт предпринимательскую деятельность или же существует исключительно на благотворительных началах. Распространены следующие виды ошибок.
- Некоммерческая организация безвозмездно передаёт подакцизный товар, но не платит НДС. Это является нарушением ФЗ РФ № 135-ФЗ от 11.081995. Этот федеральный закон применяется, если НКО передаёт товары или выполняет работы на благотворительной основе. Кажется, всё подходит, но подакцизных товаров закон не касается. Они облагаются налогом по общим правилам.
- Физические лица, не являющиеся сотрудниками НКО, получили пожертвования, с которых не отчислили НДФЛ. В налоговом кодексе (ст. 217) указывается на то, что такие выплаты не облагаются налогами. Но при этом также отмечается, что источником выплат должно быть государство, а никак не НКО. В ряде случаев налогом могут не облагаться деньги, направленные в качестве помощи семье сотрудника, в том числе единовременная помощь (до 2 000 рублей) и подарки (до 2 000 рублей). Налоги рассматриваемой категории не платят организации, включённые в официальные перечни, разработанные Правительством РФ. Но все остальные организации НДФЛ отчислить обязаны.
- НКО не задумывается о правильном бухучёте, у бухгалтера нет отчёта за квартал, полугодие и девять месяцев, при этом организация не работает по упрощёнке. Это также является ошибкой. В упрощённом составе разрешается отчитываться только бюджетным и общественным организациям при условии, что они не занимаются деятельностью, приносящей материальную выгоду, не реализуют товары и услуги.
Эти ошибки считаются самыми распространёнными, помимо элементарной путаницы с проводками и счетами.
В 2022 году в части распространённых вопросов, требующих ответов, всё осталось по-прежнему. Часто у НКО нет средств для найма опытного бухгалтера, и эту роль выполняет руководитель. Кроме того, регулярные изменения в законодательстве не уменьшают, а лишь увеличивают поток вопросов. Вот только некоторые из них.
- В каких случаях НКО оплачивает НДС в 2022 году? Отвечая на этот вопрос, специалисты привлекают внимание к операциям, которыми занимается организация. Если НКО работает с товарами, облагаемыми налогом, то НДС оплачивается независимо от целевого назначения полученного дохода.
- Может ли НКО принимать НДС к вычету по товарам, приобретённым для осуществления коммерческой деятельности? Да, может, но при наличии облагаемых и не облагаемых налогами операций ведётся раздельный налоговый учёт. Отказ от двух разных учётов является нарушением, руководителя могут привлечь к ответственности за целенаправленное занижение налога.
- Может ли НКО удерживать НДФЛ со средств, направленных в качестве помощи вдовам военных? Да, НДФЛ удерживается, поскольку вдовы не являются сотрудниками организации. Если в качестве помощи выдавались товары, с которых невозможно удержать налог, то налоговая служба извещается об этом в течение месяца после акции.
- Облагается ли налогом на прибыль продажа ранее полученных в дар ценных вещей? Если ценности получены не на целевые нужды, то с них также берётся налог на прибыль при продаже. Стоимость имущества в расходы на уменьшение налоговой базы при этом не включается.
- Каков лимит расчётов между НКО, если речь идёт о наличных средствах? По одному договору лимит в 2022 году составляет 100 тысяч рублей. При этом лимит для расчётов с физлицами не установлен.
Бухгалтерский учёт и налогообложение в организации должен вестись раздельно по разными видам деятельности – целевой и коммерческой. Подобное поможет избежать проблем с налоговой в 2022 году.
Если вы работаете в некоммерческой организации или являетесь её руководителем, предлагаем вам 17 февраля 2022 года посетить семинар «НКО в 2022 году: сдаём годовой отчёт, анализируем изменения законодательства, разбираем горячие вопросы с экспертом»
В рамках которого будут рассмотрены такие темы, как:
- бухгалтерский отчёт в НКО;
- бухгалтерская отчётность за 2022 году;
- письма Минфина по НКО, практика арбитражных споров;
- налогообложение НКО.
Участники семинара смогут задать все интересующие их вопросы ведущему эксперту по бюджетному учёту и НКО Баханьковой Екатерине Рудольфовне. Екатерина Рудольфовна является действующим членом экспертного совета при ИПБР, преподавателем и научным сотрудником Центра современных образовательных технологий Института повышения квалификации Российской академии госслужбы. Кроме того, Екатерина Рудольфовна также работает аудитором, является директором департамента учёта и налогообложения НКО.
Также можно получить 30 академических часов обучения и пройти семинар по программе 1С:Бухгалтерия.
Бухгалтерскую отчётность в 2022 году НКО сдаёт по иной схеме, так как появились изменения. НКО могут сдавать отчётность по УСН или привычным образом. Изменились правила внесения организаций в реестр, правила предоставления отчётности, обновились бланки.
Новые обязанности аудиторских фирм
Изменения в аудите, которые будут актуальны для 2023 года, затронули и перечень обязанностей аудиторской фирмы. В законе появился ряд новых функций, которые нужно выполнять.
И вот основные из них:
- Ведение официального сайта. Ранее ни в одном нормативном акте не было прямой обязанности по ведению сайта. Сейчас такая обязанность появилась. Конечно, сейчас трудно найти фирму, которая не имеет своего интернет ресурса. Но задача не просто создать и предоставить данные, задача именно на регулярной основе «вести» сайт.
- Раскрытие официальных данных о деятельности аудиторской фирмы. Несмотря на то, что обязанность закреплена впервые в акте, последние года организациям настоятельно рекомендовали это делать. Сейчас же это не право, а обязанность. Какой список данных должен быть представлен пользователю и в какие сроки, пока обсуждается. Это находится в компетенции Минфина и Центробанка (для тех, кто сотрудничает с компаниями на финансовом рынке).
- Предоставление данных клиенту о тому, что фирма входит в Реестр аудиторских организаций (о реестрах было сказано ранее). При этом такое информирование проводится только по запросу. Если клиент не требуют, то сведения можно не предоставлять. Интересно то, что такое требование распространяется в теории не на всех субъектов, а только тех, кто сотрудничает с общественно значимыми организациями.
- Передача данных в Федеральное казначейство в электронном формате. Аудиторская компания обязана по требованию предоставлять в казначейство документы не в бумажном, а в электронном формате. Полного списка таких бумаг нет, их орган контроля может потребовать по запросу.
- Предоставление документов по факту аудита и других сопутствующих бумаг в Центробанк в электронном виде. Функция аналогична предыдущей. Банк России может запросить документы по аудируемому лица (работающему на финансовом рынке) и аудиторская фирма обязана их предоставить в цифровом формате.
- Активное взаимодействие с Банком России. Ранее такой прямой обязанности не было. Теперь на законодательном уровне она закреплена. Цель – усилить контроль над участниками финансового рынка.
Эксперты сходятся во мнении, что утверждённые обязанности и регламенты до 2023 года еще могут быть детализированы. Поскольку пока возникает ряд вопросов и по поводу взаимодействия, и по поводу алгоритмов работы. И, конечно, большинство из них будет решаться путем проб и ошибок.
Особое внимание стоит обратить, например, на активизацию обмена информацией между аудиторской компанией и Банком России.
Проверки аудиторских компаний
Аудиторские фирмы также подлежат проверке. Их деятельность контролирует как саморегулируемая организация аудиторов, в которой они состоят, так и Федеральное казначейство.
Так вот теперь результаты проверки, проведенные Федеральным казначейством, могут быть засчитаны как плановые результаты проверки, которую должна осуществить СРО аудиторов.
Установлен четкий регламент взаимодействия между Федеральным казначейством и СРО аудиторов:
- казначейство и СРО подписывают соглашение о том, чтобы одна из сторон признала результаты полученной проверки и не проводила плановую ревизию;
- такие алгоритмы взаимозачеты не распространяются на внеплановые проверки, проводимые со стороны СРО;
- СРО аудиторов может признать только те результаты проверки, которые касаются компанию, проводящих также и обязательный аудит;
- результаты ревизии могут быть взаимозачтены только в том случае, если проверяют один и тот же отчетный период. Если ревизия со стороны ФК и СРО аудиторов охватывает разные временные периоды, то взаимозачет не возможен.
Интересный момент и по деятельности самой СРО. Те трактовки, которые представлены в Законе, свидетельствуют об одном – останется только одна саморегулирующая организация аудиторов.
И это подтверждается той нормой, что статус СРОК может получить та компания, члены которой в совокупности охватывают более 50% аудиторских услуг. Как минимум, остается 49% охват. Следовательно, создать еще одну организацию подобного рода не получится.
Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:
- Потребительский кооператив, союз или общество.
Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников. - Фонд.
Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты. - Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
- Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений. - Учреждения.
Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.
Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.
В случае использования упрощённой системы налогообложения НКО освобождаются от сдачи отчётности по НДС и налогу на прибыль. Декларацию налога на добавленную стоимость сдают в случае, если организация является налоговым агентом по НДС.
Годовую отчётность по УСН необходимо сдать до 31 марта. Авансовые платежи по налогу вносят течение 25 дней после получения дохода.
Ежеквартально сдают расчёт 6-НДФЛ. Срок сдачи — до 30 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
Ежемесячную отчётность по сотрудникам в ПФР представляют по форме СЗВ-М. Документы сдают до 15 числа месяца, следующего за отчётным. Годовой СЗВ-СТАЖ сдают не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. При увольнении необходимо сдать отчёт по форме СЗВ-ТД, не позже чем на следующий день после увольнения сотрудника.
Сдавать документы в Фонд социального страхования необходимо каждый квартал по форме 4-ФСС. Бумажный отчёт сдают до 20 числа, электронный до 25 числа месяца, следующего за отчётным: в апреле, июле, октябре и январе. Ежегодно в страховой фонд сдают только заявление и справку о подтверждении вида экономической деятельности.
В уставе НКО не определен срок полномочий руководящих и исполнительных органов (бессрочный директор)
Ошибка, в том числе, из разряда: «А может ли в некоммерческой организации (в АНО, фонде, ассоциации) директор иметь бессрочные полномочия».
Увы, но не может.
Минюст исходит из положений ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
«Структура, компетенция, порядок формирования и СРОК ПОЛНОМОЧИЙ органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации УСТАНАВЛИВАЮТСЯ УЧРЕДИТЕЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».
Хотя на мой взгляд, указание на «бессрочность» полномочий – это же тоже «указание срока полномочий». Однако, поскольку специалисты Минюста часто к этому придираются, последнее время я стал ограничивать в уставах срок полномочий исполнительных органов НКО (директора, председателя) 5 летним сроком.
Но вы можете попробовать указать «бессрочно». В Москве обычно проходит.
Если в НКО есть коллегиальные органы управления, срок полномочий их членов также должен быть определен в уставе.
Подготовка к проведению аудита
До начала проведения аудита осуществляется подготовка к проверке, содержащий целый ряд процедур. Правильная организация проверки позволяет осуществить аудит эффективно и с малыми временными затратами.
Процедура Описание Определение целей и задач аудита При инициативном аудите проводится полный и частичный аудит Знакомство с деятельностью предприятия В процессе ознакомления изучаются структура предприятия, виды деятельности Ознакомление с материалами проверок Изучаются заключения предыдущих мероприятий внутреннего контроля, налоговых органов, предыдущих проверок аудиторов Определение рисков Производится оценка аудиторского риска Разработка стратегии и тактики проверки Утверждается программа проверки, план действий с установлением круга проверяемых и сроков исполнения Пошаговая инструкция проверки НКО
Проверка некоммерческих организаций имеет отличия от аудита коммерческих предприятий. При аудите НКО проверяется целевое назначение поступления и расходования средств.
Участки проверки Дополнительные сведения Учредительные документы Проверяется соответствие деятельности уставной, наличие дополнительных видов, разрешенных законодательством Поступления денежных средств и имущества от учредителей, членов Проверяются поступления в рамках уставной деятельности для исключения необходимости налогообложения Финансирование прочими организациями, включая гранты Определяется документальное подтверждение (договор, удостоверение комиссии при Правительстве РФ) безвозмездного характера финансирования Пожертвования физических лиц Устанавливается наличие приемного акта, распределение средств Поступления внереализационного характера Наличие раздельного учета, верность исчисления налогов Расходы организации Определяется наличие сметы, первичных документов, соответствие назначения затрат уставной деятельности Поступление от ведения коммерческой деятельности Устанавливается законность ведения деятельности, налогообложение, назначение расходов Оплата труда работников Анализируется правомочность привлечения наемных работников, документальное оформление приема и выплат Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. На основании каких условий аудиторская компания может расторгнуть договор с заказчиком?
Причинами прекращение договорных обязательств могут быть отсутствие создания условий проведения проверки – непредоставление документов, создание препятствий к проверке. К началу аудита заказчик обязан подготовить необходимые финансовые, бухгалтерские, учредительные документы и создать условия для проверки. В результате производится расторжение договора с компенсаций издержек, понесенных аудиторской компанией.
Вопрос №2. Какая периодичность проверок НКО, деятельность которой попадает под обязательный аудит?
Необходимо проводить ежегодные проверки в случае, когда НКО требуется обязательный аудит.
Вопрос №3. Продлеваются ли сроки аудиторской проверки?
В процессе проверки могут быть выявлены обстоятельства, удлиняющие срок проверки, что дополнительно согласовывается с заказчиком.
Вопрос №4. Имеются ли отличия в проведении проверки аудиторской организацией или ИП?
Существует ряд направлений деятельности предприятий (банковская, операций с ценными бумагами), проверку которых может осуществлять только организации.
Вопрос №5. Нужно ли НКО представлять аудиторское заключение в органы статистики?
Если НКО попадает под обязательный аудит, заключение в органы статистики представляется одновременно с отчетностью.
Внесение изменений в устав АНО в 2021 году
Изменения вносятся либо с оформлением новой редакции устава, либо отдельным документом — приложением к уставу. Первый вариант удобнее для дальнейшего представления устава для ознакомления или уточнения информации в уставе. Однако если устав достаточно большой и отсутствует в формате Word для редактирования, то можно прибегнуть к второму варианту внесения изменений.
Решение об утверждении новой редакции устава АНО должно быть принято уполномоченным органом (орган, который принимает такие решения, и порядок принятия решения об изменении устава НКО устанавливаются уставом).
Заполните в заявлении в любом случае титульный лист и лист Н (сведения о заявителе). Остальные листы заполняются в зависимости от тех сведений, которые нужно внести в устав. При этом наименование листов соответствует изменениям, в отношении которых они заполняются. Подписывает заявление руководитель в присутствии нотариуса, удостоверяющего его подпись. При направлении документов в электронном виде подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью.
Для удостоверения подписи на заявлении Р13014 нотариусу необходимо предоставить действующий устав, свидетельства о регистрации АНО, решение о назначении руководителя, решение (протокол) об утверждении устава, новый устав. Кроме того, необходимо при подписании заявления у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление). Подписывается заявление непосредственно при нотариусе, подписывать ранее его не нужно.
В зависимости от регистрируемых изменений могут потребоваться дополнительные документы (например, при изменении места нахождения — документы, подтверждающие права на адрес). Также необходимо предоставить паспорт заявителя для ознакомления. Для регистрации изменений в ЕГРЮЛ или устав вы можете также обратиться к специалистам, в этом случае необходимо выдать представителю нотариальную доверенность для регистрации изменений (заверяется вместе с заявлением о регистрации) от имени организации (а не от заявителя-физического лица).
Обратите внимание на то, что заявление о регистрации изменений в ЕГРЮЛ и заявление о регистрации новой редакции устава нужно подать в регистрирующий орган, а не в свою налоговую по месту учета (например, в Москве регистрирующий орган для АНО — Главное управление Минюста РФ по г. Москве).
При невыполнении этой обязанности или нарушении срока подачи заявления (уведомления) о внесении изменений в ЕГРЮЛ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Срок регистрации изменений сведений об НКО в ЕГРЮЛ — 30 рабочих дней. Срок регистрации изменений в устав НКО — 30 календарных дней.
При подаче документов заявителю или его представителю выдается (направляется по почте, электронной почте) расписка с указанием в том числе даты получения документов по итогам регистрации.
По результату регистрации получите выписку и лист записи, подтверждающий регистрацию.
Малый бизнес и НКО, которых освободили от аудита, могут вести бухучет упрощенно
Документы, представляемые на регистрацию (устав) и содержащие два листа и более, должны быть прошнурованы. Это делается так:
- Пронумеровать, начиная со второго листа. На первом (титульном) листе устава номер не ставится, но в расчете количества листов он учитывается.
- Прошить стопку нитками (чаще всего черного цвета).
- На обратной стороне последнего листа нитки завязываются узлом, а на это место наклеивается небольшой листок-вкладыш, являющийся пломбой.
- На листке должно быть написано количество прошнурованных листов в уставе и стоять подпись подтверждающего это ответственного за подачу документов лица.
Далее рассмотрена регистрация новой редакции (изменений) устава ООО.
Самостоятельная подготовка индивидуального устава ООО не рекомендуется, поскольку требует специальных знаний и занимает много времени. С помощью бесплатного онлайн-сервиса на нашем сайте вы сможете автоматизированно подготовить не только устав организации, но и полный пакет документов для регистрации ООО.
Устав ООО регулирует порядок функционирования организации. В частности, он затрагивает такие важные темы, как отношения между учредителями, наследование и продажа долей третьим лицам и т.п.
Как зарегистрировать некоммерческую организацию в Минюсте
Регистрация некоммерческой организации (НКО) имеет некоторые особенности, поскольку проводится одновременно и Минюстом РФ, и ФНС РФ.
Наша пошаговая инструкция по регистрации некоммерческой организации в 2021 году включает описание следующих шагов:- Учреждение НКО (определение состава учредителей, подготовка учредительных документов и решения или протокола об учреждении).
- Подготовка документов для регистрации НКО Минюстом РФ или его территориальным органом, уплата госпошлины.
- Сдача документов некоммерческой организации на регистрацию в Минюст РФ.
- Получение свидетельства о регистрации НКО и выписки из ЕГРЮЛ.
Ориентироваться в том, как зарегистрировать НКО, помогут:
- закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ);
- закон «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ;
- Адм. регламент предоставления Минюстом РФ госуслуги по принятию решения о государственной регистрации…, утв. приказом Минюста РФ от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент). Ознакомиться с полным актуальным текстом данного документа вы можете на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Образец ано с одним учредителем 2020
Положениями ст. 123.24 ГК РФ предусмотрено, что автономная некоммерческая организация (АНО) может быть создана одним лицом, то есть количественный состав не имеет значения в отличие от некоторых иных видов НКО.
Ограничивается возможность предусмотреть порядок изменения устава в нем самом специальными правилами, установленными Правительством РФ или высшими исполнительными органами региона, поселения — для казенных предприятий соответствующего уровня.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации Организации.
Федеральным законом от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ), среди прочего, предусмотрен ряд связанных с аудиторской деятельностью мер, направленных на поддержку некоммерческих организаций (далее – НКО) в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Данный Федеральный закон вступил в силу 8 июня 2020 г.
Учредительным документом для АНО является устав, а также учредительный договор, заключенный между ее членами.
Очередное заседание членов Совета созывается не реже одного раза в год и не позднее двух месяцев по окончании финансового года. Заседания членов Совета, организуемые раньше этого срока, являются внеочередными. Внеочередное заседание Совета Организации может быть созвано по решению Президента или 1/3 членов Совета Организации.
Также в заявлении по форме № Р11001, к заполнению подлежат листы, содержащие сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (лист Е); сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (лист И); сведения о заявителе (лист Н). При реорганизации Организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.
Похожие записи: