Штраф за перегруз грузового автомобиля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перегруз грузового автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Принятый закон, кроме того, меняет ведомство, ответственное за слежение за соблюдением грузовиками допустимых весогабаритных параметров, и передает всю полноту полномочий в этой сфере от ГИБДД Ространснадзору.

Как рассчитать массу грузовика по осям?

При подсчете предельно допустимой массы ТС учитывают следующие показатели:

  1. Общее количество осей на машине.
  2. Расстояние между осями.
  3. Типы колес (одно или двускатные).

Желательно делать подсчет при помощи специальных автовесов. Самостоятельные расчеты без привлечения оборудования часто получаются приблизительны. Особенно при перевозке груза в прицепе.

Если же необходимо предварительно установить, какую нагрузку оказывает ТС на дорожное полотно, делают это следующим образом. Во-первых, в документах на машину смотрят максимально допустимую нагрузку по осям. Этот показатель будет весом транспортного средства. При условии, что автомобиль двухосный. Если у машины три оси, нужно установить предельную нагрузку на переднюю ось и заднюю тележку. Сумма двух показателей будет весом ТС.

Т.к. нагрузка на заднюю часть грузовой машины больше по сравнению с передней, условно ее распределяют в таких пропорциях:

  • 75 % общего груза приходится на прицеп.
  • 25 % — на тягач.

Исходя из этого правила, на переднюю ось приходится 25, на все остальное – 75 %.

Пример расчета нагрузки на трехосное ТС с прицепом, если вес тягача – 10 т., вес прицепа – 14 т., вес груза – 13 т.

Почему нельзя перегружать автомобиль

Любой перегруз имеет значение. На практике превышение допустимого веса машины способно привести к следующим негативным последствиям:

  • Ухудшение управляемости ТС. В особенности опасен вариант неравномерного распределения массы, преимущественно на заднюю ось;
  • Снижение эффективности тормозной системы. При сильном перевесе колодки могут не выдержать нагрузки и лопнуть, что практически в 100% случаев заканчивается автокатастрофой;
  • Под тяжестью кузов транспортного средства несколько деформируется, что также влияет на его управляемость;
  • Повышение износа деталей. В данном варианте подразумеваются не затраты владельца ТС на ремонт, а возрастание риска возникновения поломки машины в движении, что вполне может стать причиной ДТП.

Можно ли избежать штрафа

Проезд грузовых авто по России разрешен без специального разрешения только, если общая масса автомобиля или нагрузка на каждую ось превышает нормативные значения максимум на 1,999%.

В остальных ситуациях при грузоперевозках дабы не нести финансовые потери на уплату внушительных штрафов за езду с перегрузом — перед выездом на трассу нужно оформить спецразрешение.

Чтобы согласовать с официальными органами вынужденное превышение собственник обязан:

  1. Оформить специальное разрешение от Росавтодора в регионе загрузки.
  2. Сообщить о маршруте следования и там же утвердить его.
  3. Уплатить государственную пошлину в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
  4. Осуществить выплату компенсации, так называемого потенциального вреда (ущерба), который будет причинён дорожному полотну.
  5. Получить уведомление (извещение) о приеме паспорта обеспечения транспортной безопасности.

Что такое перегруз автомобиля

Сотрудники Государственной Автомобильной Инспекции следят за соблюдением требований к допустимой массе и степени нагрузки на оси большегрузных машин, передвигающихся по автомобильным дорогам. Контроль автотранспорта, предназначенного для перевозки крупных грузов, осуществляется в соответствии ФЗ-№257 и Постановлением Правительства №272.

В названных нормативно-правовых актах обозначены следующие параметры:

  • Максимальные значения нагрузки на оси автомобилей;

  • Разрешенная масса машины;

  • Допустимый размер перегруза;

  • Порядок транспортировки грузов, превышающих установленные нормы.

Перегруз автомобиля – это явление, при котором масса машины с грузом или без него превышает допустимую нагрузку на заднюю или переднюю ось на 2% и более.

Осевая нагрузка — давление, оказываемое осями ТС, на дорожное полотно.

Читайте также:  Иностранным гражданам упростили правила формирования СНИЛС

При проверке грузового автомобиля на предмет перегруза учитываются такие показатели:

  • Допустимая масса;

  • Нагрузка на оси.

Допустимая масса конкретного ТС – это характеристика, которая устанавливается его производителем и указывается в ПТС. Она складывается из массы груза и машины.

Например, в ПТС указана допустимая масса машины, равная 25т. При этом вес автомобиля – 9т. Для того чтобы вычислить допустимый вес груза, необходимо от разрешенной массы отнять вес ТС. Таким образом, в указанный автомобиль можно погрузить не более 16т (25 — 9 = 16).

Предельные значения разрешенной массы некоторых ТС закреплены в Постановлении Правительства РФ №272.

Как можно перевозить грузы, превышающие допустимую норму

Согласно №257-ФЗ от 08.11.2007, грузовой автомобиль, нагрузка на оси которого превышает разрешенное значение на 2% и более, должен получить официальное разрешение на перегруз. В этом документе указывается:

  • Маршрут следования автомобиля;

  • Тип перевозки (региональная, международная и прочее);

  • Данные об авто (марка, номер, модель);

  • Период действия разрешения;

  • Вес и размер машины и груза;

  • Сведения о владельце ТС;

  • Данные о грузополучателе и его отправителе;

  • Характеристики и описание груза;

  • Орган, выдавший разрешение.

При несоблюдении указанных условий водитель и иные ответственные лица подвергаются административному наказанию по ст. 12.21 КоАП РФ.

Меры административной ответственности за перегруз

КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:

  • выплата штрафа установленной суммы;
  • возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.

В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.

Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:

  • кто именно признан ответственным;
  • насколько превышена разрешенная масса автомобиля.

Кто и сколько заплатит:

  1. Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
  2. Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
  3. Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
  4. Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.

Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:

  • физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
  • должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
  • организация – 200-300 тыс. руб.

Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.

Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:

  • мера перегруза;
  • тип дорожного покрытия;
  • пробег по нему перегруженного автомобиля.

Нормативное регулирование

Для возникновения состава правонарушения необходимо зафиксированное нарушение предписаний технического регламента. Для определения нагрузки автомобиля используется осевое деление. Это означает, что для определения массы каждая ось замеряется отдельно и только на основании этого принимается решение. Поскольку обязательным является проведение взвешивания, штрафы для физических лиц с камеры прийти не могут.

Для определения полной массы автомобиля необходимо сложить полученные результаты. В случае, если масса хотя бы одной оси превышает установленную норму, водитель не имеет права продолжать движение в ограниченном месте, а за невыполнение требования предусмотрена ответственность. Ограничения по весу устанавливаются специальным знаками, на которых указан допустимый вес автомобиля.

ВАЖНО !!! Всем пользователям грузовых автомобилей рекомендуется проводить проверку на соответствие перевозимых грузов установленным требованиям. Существенная перегрузка оси может повлечь непредвиденные опасные ситуации на дороге.

Читайте также:  1001 дом капитально отремонтируют в Нижнем Новгороде

В правилах предусмотрено разграничение массы на 2 вида: полная и снаряженная. В полную массу включаются также водитель и пассажиры, в то время как снаряженная не учитывает вес пассажиров. Любая масса рассчитывается путем сложения данных каждой оси. Если говорить о грузовых автомобилях, то для них характерна повышенная загрузка задней оси – это связано с особенностями расположения груза.

Перегруз — или транспортировка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без оформленного разрешения и наличия специального пропуска в ситуациях, когда получение этих документов обязательно, а также в случаях превышения максимально разрешенной нагрузки на ось транспортного средства, довольно часто приводит водителей и владельцев груза к большим административным штрафам по ст. 12.21.1 КоАП РФ, размер которых достигает 500 000 рублей.

Безусловно, даже одного штрафа за перегруз в 150 000 — 300 000 рублей будет достаточно, чтобы поставить водителя грузового автомобиля в сложную жизненную ситуацию. Одновременно с водителями, административную ответственность за перегруз несут лица ответственные за перевозку, а также те кто осуществлял погрузку груза в транспортное средство.

Следует учитывать, что большинство водителей, перевозчиков и грузоотправителей хоть и являются индивидуальными предпринимателями, но штраф за перегруз они уплачивают как юридические лица.

В 2018 году штраф за перегруз грузового автомобиля остался на прежнем уровне и несмотря на протесты и недовольства перевозчиков, и предпосылок для его снижения не имеется.

Нередко причиной штрафа за перегруз является юридическая неграмотность самого водителя. В результате подавляющее большинство попыток собственными силами решить судебный спор не достигают положительного эффекта.

Наказание для водителей грузовых авто

Меры за превышение объема перевозимого для водителей грузовиков зависит от того, насколько оно велико:

  • 2 — 10% — штраф 100 — 1500 р. с водителя, 10000 — 15000 р. с ответственного за перевозку, 100000 — 150000 р. – с юрлица;
  • 10 — 20% — штраф 3000 — 3500 р. с водителя, 20000 — 25000 р. с должностного лица, 200000 — 250000 р. с юридического;
  • 20 — 50% – штраф 4000 — 5000 р. или лишение прав водителя на 1 — 3 месяца, выплата 30000 — 40000 р. с ответственного за перевозку, 300000 — 400000 р. с юридического лица;
  • свыше 50% – штраф 7000 — 10000 р. с водителя плюс лишение ВУ на 4 — 6 месяцев, 45000 — 50000 р. с должностного лица, 400000 — 500000 р. с юридического.

Это регламентируется статьей 12.21.1 КоАП РФ.

Общие положения, виды транспортных средств, их особенности

Фура, намеренно допустившая перегруз, несёт опасность. Прежде всего, она даёт нагрузку на дорожное покрытие, которое рассчитывается под определённую массу машин. Если вес машины больше, а проконтролировать это не всегда возможно, то дорога разрушается. И пенять на власти, которые не выделяют деньги из бюджета на ремонт дорог, не всегда оправдано.

Следующий момент – перегруженная машина ведёт себя на трассе по-иному: она тяжелее поддаётся манёврам, более уязвима при обгонах. Даже опытный водитель, двигаясь в объективно сложных условиях: ночью, в дождь, по серпантину – не всегда сможет удержать грузовик от опрокидывания. Тормозной путь перегруза длиннее, что автоматически ставит под угрозу жизнь водителя большегруза, и проходящих рядом машин.

Прежде чем выходить на трассу, необходимо понимать, что желание заработать или экономия времени не оправдывают перегруз каров, а законодательством предусмотрены для нарушителей превышения веса большие штрафы.

Разберёмся, что такое перегруз и как регулирует этот момент федеральное законодательство и Правительство, существует ли какой-то норматив допустимого перегруза грузового автомобиля. Пять лет назад в связи с появлением на дорогах страны автомобилей нового типа были пересмотрены, а затем введены категории (10 видов) и подкатегории (6 видов) транспортных средств (далее ТС).

Грузовой транспорт – это средство для перемещения грузов в кузове, на платформе. Грузовые автомобили подразделяются на категории С и С1. Основное отличие – габариты машины и грузоподъёмность.

Кроме этого все средства различаются:

  • функциональностью;
  • тоннажностью;
  • видом кузова;
  • разрешённой к перевозке массой;
  • весом;
  • нагрузкой на ось.

Грузовые машины с прицепами (при массе груза в прицепе более 750 кг) определены в свои специфические группы: ВЕ, СЕ, DE и другие. Все деление автомобилей регулируется ГОСТом 33987-2016. Однако периодически в него вносятся нововведения.

Читайте также:  Единое пособие с 1 января 2023 года в Краснодарском крае

Максимальный вес груза по российским дорогам – 44 тонны, но для каждого типа машины предусмотрен свой весовой коридор.

Количество осей машины Максимальная нагрузка (тонн)
2 18
3 25
4 32
5 35

В отдельную категорию выделены автопоезда: конструкция, состоящая из транспортного средства и прицепа (одного или нескольких, или полуприцепа). Для них в ПДД предусмотрены следующие весовые ограничения.

Правила перевозки грузов

Каждый автомобиль рассчитан на определенную нагрузку. Как правило, чем тяжелее машина, тем больше груза она может перевозить. Если превысить нагрузку, рекомендованную производителем, пострадают не только дороги (ремонтируемые на средства из налогов), но и сам автомобиль. Перегруз может вызвать нарушение целостности оси. Чересчур высокая нагруженность также ускоряет ее износ, что в будущем обязательно выльется для владельца автомобиля в дополнительные затраты на закупку деталей и внеплановый ремонт.

Чтобы корректно перевозить груз, нужно не только ограничить загрузку автомобиля обозначенными килограммами и тоннами, но и распределить нагрузку по осям равномерно.

Как правило, допустимая нагрузка указывается на ось, а не на авто целиком. Это позволяет грузчикам и водителям эффективнее распределять товары в прицепе.

Можно ли обжаловать штраф за перегруз (и как это сделать)

Как правило, российские суды полностью удовлетворяют иски ГИБДД, и обжаловать штраф за перегруз довольно-таки трудно. Но в некоторых случаях все же есть возможность добиться успеха. Вы можете обжаловать штраф, назначенный вам по ошибке или незаконно, в следующих случаях:

  • Вы владелец ТС, но передали транспорт по договору аренды другому лицу (юридическому или физическому). Если штраф по ошибке пришел к вам, вы вправе обратиться в суд — предоставьте договор аренды, действующий на дату фиксации правонарушения, и судья отменит выплату штрафа.
  • Вы, будучи представителем юридического лица, использовали грузовик компании в личных нуждах (например, для переезда). Если вы сможете доказать, что никаких коммерческих перевозок в тот момент не происходило, вы сможете обжаловать сумму штрафа за перегруз. В этом случае вам все равно придется платить штраф, но его размер может быть уменьшен — выплатите как физическое лицо, а не юридическое.
  • Если вы перевозите сыпучие или жидкие продукты (песок, камень, незакрепленные фрукты и так далее), то может случиться перегруз по осям. В этом случае вашей вины в правонарушении нет, если общий вес груза удовлетворяет требованиям производителя и ГИБДД. Водитель не может контролировать распределение незафиксированного груза — последний, разумеется, может перекатываться в кузове, и вины водителя или компании-перевозчика в этом нет. Нужно обратиться в суд с доказательствами, что в тот день в кузове был именно незакрепленный сыпучий или жидкий груз, чья общая масса не превышала пределы загруженности этого транспортного средства. С большой вероятностью ваш иск будет удовлетворен, а штраф за перегруз грузового автомобиля отменят.
  • Лица, отправляющие экспедиции и контролирующие груз непосредственно на отправке, могут избавиться от штрафа, если докажут, что первое взвешивание на пути авто не выявило перегруза по осям. Если впоследствии автомобиль еще раз взвешивался, и получился перегруз именно по осям (а не по общей массе груза в кузове), то это означает, что в дороге зафиксированный груз мог изменить свое положение, и вины отправляющего должностного лица в правонарушении нет. А вот водителю штраф все же будет выписан, если перегруз зафиксировал инспектор.

Как влияет расстояние между осями?

Рассмотрим таблицу допустимых нагрузок. Учтите, что нормы приведены для каждой оси.

Расстояние между осями, м Максимальная нагрузка, т (группа А) Максимальная нагрузка, т (группа В)
2 и более 10 6
1.65 – 2 9 5.7
1.35 -1.65 8 5.5
1 – 1.35 7 5
меньше 1 6 4.5

Стоимость услуг транспортного юриста

Наименование услуги

Петербург

Москва

Предварительный анализ документов, юридическая консультация, разработка позиции по делу от 1000 р. от 1500 р.
Составление претензии / жалобы от 4000 р. от 5000 р.
Составление искового заявления вместе со всем необходимым пакетом для обращения в суд от 7000 р. от 9000 р.
Судебное представительство (представление интересов клиента в суде) от 20000 р. от 25000 р.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: pressa56@cp9.ru