Тема 12. СРОКИ И ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 12. СРОКИ И ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под юридическим лицом (ЮЛ) понимают организацию, имеющую следующие признаки: наличие обособленного имущества на праве собственности либо хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления; ответственность имуществом по своим обязательствам; самостоятельное выступление в гражданском обороте (приобретение и осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от своего имени); способность быть истцом и ответчиком в суде. ЮЛ должно иметь самостоятельный баланс или смету, и быть зарегистрировано в качестве ЮЛ.

Понятие юридического лица

1. Правовой институт юридического лица представляет собой систему правовых норм, устанавливающих порядок возникновения, реорганизации и ликвидации юридических лиц, определяющих правосубъектность юридических лиц, формы и порядок деятельности их органов, а также особенности правового положения отдельных видов юридических лиц.

Наиболее важные нормы о юридических лицах включены в гл. 4 ГК (ст. 48–123.28). Кроме того, нормы о юридических лицах содержатся в Законе о регистрации юридических лиц, Законе об акционерных обществах, Законе об обществах с ограниченной ответственностью, Законе об унитарных предприятиях, Законе о производственных кооперативах и др. (очень крупный институт).

Образование (учреждение) юридических лиц

1. Образование (учреждение) юридических лиц осуществляется в соответствии с нормами ГК (ст. 50.1–52), Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также специальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц. При этом образование юридического лица допустимо только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих (п. 2 ст. 50 ГК) и для некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК)1.

В зависимости от степени и характера участия органов государственной власти в процедуре образования юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы создания юридических лиц:

1) явочно-нормативный. С точки зрения данного подхода решение о создании юридического лица принимается его учредителями самостоятельно. При этом уполномоченный государственный орган вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной регистрации факта создания.

В законе установлены правила создания, указывается перечень документов, которые следует представить на регистрацию. Нужно соблюсти эти (заранее установленные) требования. И обратиться («явиться») в регистрирующий орган. Требования соблюдены – производится регистрация. Данный порядок в настоящее время преобладает в Российской Федерации;

2) распорядительный. Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.;

3) разрешительный. Предполагается, что для создания юридического лица требуется разрешение уполномоченного государственного органа, который осуществляет проверку целесообразности возникновения определенного юридического лица и правомерности процедуры его учреждения. Например, на создание коммерческой организации требуется разрешение антимонопольного органа в случае, если ее уставный капитал оплачивается акциями другой коммерческой организации, суммарная стоимость активов которой превышает 7 млрд руб. (п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).

Некоммерческие организации

1. Институт юридического лица является прежде всего гражданскоправовым оформлением правосубъектности коммерческих организаций при осуществлении ими хозяйственной деятельности, участия в имущественных отношениях, в товарном обороте. Однако и другие организации, не занимающиеся специально хозяйственной деятельностью, а осуществляющие социально-культурные, управленческие и иные общественно полезные функции, – организации, деятельность которых направлена на осуществление некоммерческих целей (некоммерческие организации), для своей нормальной работы нуждаются в том, чтобы участвовать в имущественных отношениях. Им также необходимо владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, совершать определенные действия (в том числе хозяйственные операции), т.е. приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять обязанности, что обусловливает необходимость признания таких некоммерческих организаций юридическими лицами.

Главное отличие в правовом положении всех таких организаций от коммерческих состоит в том, что коммерческие организации осуществляют хозяйственную деятельность, которая является для них основной и полностью регулируется гражданским правом, а для некоммерческих организаций хозяйственная деятельность является вспомогательной, обеспечивая их участие в имущественном обороте, и гражданскоправовой статус этих организаций носит второстепенный характер.

Некоммерческими организациями называются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК).

Специфика деятельности организации должна определять объем ее правоспособности. Поэтому закрепление того, является организация коммерческой или некоммерческой, помогает четко определить: какие формы юридических лиц могут иметь общую правоспособность, а какие – специальную. Основное гражданско-правовое последствие признания организации некоммерческой заключается в наделении ее специальной правоспособностью (п. 1 ст. 49 ГК).

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 ГК они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.

Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.

Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

Понятие юридического факта. Простые и сложные юридические факты. Гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании различных жизненных обстоятельств, с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий. Эти обстоятельства обычно именуются юридическими фактами. Поскольку юридические факты лежат в основе гражданских правоотношений и влекут за собой их установление, изменение или прекращение, их называют основаниями гражданских правоотношений. Статья 8 ГК содержит общий, не исчерпывающий перечень различных юридических фактов как оснований гражданских правоотношений. При этом гражданские отношения могут возникать, изменяться и прекращаться и на основе иных юридических фактов, которые прямо не предусмотрены действующим законодательством, но не противоречат его общим началам и смыслу.

Читайте также:  Доверенность на управление автомобилем: когда нужна и от чего уберегает

Несмотря на то, что, в большинстве случаев гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в жизни не исключены ситуации, когда какие-либо отношения имущественного и личного характера оказываются неурегулированными гражданским законодательством. Например, практике известны споры лиц, выигравших по лотерее дорогостоящую вещь (квартиру) по одному из лотерейных билетов, купленных ими в складчину с условием раздела выигрыша, полученного по любому из билетов. Действующее законодательство признает подобные основания юридическими фактами при условии их соответствия общим началам и смыслу гражданского законодательства. Если какое-либо соглашение субъектов гражданского права основано на признании их равенства, неприкосновенности собственности, свободы договора и других основных начал гражданского законодательства (ст. 1 ГК), оно может порождать гражданские права и обязанности.

Основанием гражданского правоотношения может служить единичный юридический факт. Например, для установления обязательства купли-продажи достаточно заключения договора между продавцом и покупателем. Такие обстоятельства именуются простыми юридическими фактами. Однако основание некоторых гражданских правоотношений образуют два, а иногда и более юридических фактов, возникающих либо одновременно, либо в определенной последовательности. Например, для установления жилищного обязательства в отношении муниципального жилого помещения требуется выдача ордера и заключение на его основе договора найма жилого помещения. Такие основания гражданских правоотношений именуются сложным юридическим фактом.

Основная классификация юридических фактов. Предусматриваемые законом юридические факты делятся на две большие группы.

1. Первую группу составляют действия граждан и юридических лиц, которые, в свою очередь, подразделяются: а) на правомерные действия; б) неправомерные действия. Здесь необходимо заметить, что нормы гражданского права связывают юридические последствия как с действиями, так и с бездействиями. Например, если подрядчик своевременно не приступает к исполнению договора подряда, то заказчик в соответствии с п. 2 ст. 715 ГК вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

К правомерным действиям относятся договоры, иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления (например, выдача органом местного самоуправления ордера на занятие жилого помещения), судебные решения, установившие гражданские права и обязанности, факты приобретения имущества на иных (кроме сделок) законных основаниях (к примеру, вследствие приобретатель-ной давности – ст. 234 ГК), а также факты создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и других результатов интеллектуальной деятельности. По своему юридическому значению все правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты.

Юридические поступки – это правомерные действия, которые порождают гражданско-правовые последствия независимо, а иногда и вопреки намерению человека, совершившего юридический поступок. Например, находка потерянной вещи порождает обязательство по ее возврату потерявшему даже в том случае, если у нашедшего вещь нет никакого желания возвратить эту вещь ее владельцу (ст. 227 ГК).

Слайд 15: 1.7. Реорганизация юридических лиц и ее виды ( ст. 57 ГК РФ )

Реорганизация юридического лица представляет собой способ прекращения существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей (правопреемством) другим лицам. Правопреемство в данном случае является универсальным, поскольку к вновь созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица по всем обязательствам, существующим к моменту реорганизации. Реорганизацию юридического лица допустимо рассматривать как разновидность одновременно двух процедур: с одной стороны, реорганизация является одной из возможных форм создания нового юридического лица; с другой стороны, в результате реорганизации прекращает свою деятельность уже существующее (существующие) юридическое лицо (лица).

Влияние на правовую модель общества с ограниченной ответственностью оказала высокоразвитая законодательная база стран континентальной и англосаксонской систем права. Заслуживающие внимание нормы содержатся в законодательстве Франции, Германии, США.

Первый закон об обществах с ограниченной ответственностью был принят в 1890 г. в Германии. В дальнейшем данный вид корпораций был заимствован Австрией, где правовое регулирование соответствующих отношений почти полностью совпадало с нормотворческой практикой Германии. В начале XX века общества с ограниченной ответственностью получают распространение в России, США и странах Западной Европы.

В настоящее время общества с ограниченной ответственностью действуют во многих развитых странах, но наиболее широкое распространение они получили в государствах континентальной Европы. В Германии действует закон об обществах с ограниченной ответственностью от 4.07.1980г.; во Франции этому виду корпораций посвящен специальный раздел закона о торговых товариществах 1966 г.; В Швейцарии такие общества регулируются отдельными нормами Обязательственного закона. При чем нормы, установленные в Германском законе об обществах с ограниченной ответственностью, оказывают заметное влияние на законодательство и практику других стран.

В настоящее время система законодательства России об ООО имеет пирамидальный характер.

Гражданский кодекс РФ определяет конструкцию ООО и предусматривает минимальные гарантии прав участников и кредиторов общества, регулирует порядок образования, реорганизации, ликвидации ООО и т.д. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», построенный на основе норм ГК РФ, в свою очередь, развивает и детализирует его положения. Он определяет в соответствии с ГК РФ порядок создания и правовое положение ООО, права и обязанности их участников, а также обеспечивает защиту их прав и интересов.

Представляется не совсем корректной позиция некоторых авторов, делающих вывод, что принятие специального закона, регулирующего отношения, означает распространение юрисдикции административного права на ООО. Спорным является мнение, что создание отдельного закона обосновано тогда, когда соответствующее рыночное отношение должно подчиняться и определенным административным правилам и контролю, когда для надлежащего его осуществления необходимо значительное количество норм административного права. Совокупностью этих условий объясняется наличие специальных законов об обществах с ограниченной ответственностью.[30]

Закон об ООО распространяется на все общества с ограниченной ответственностью, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации. Однако приведенное правило имеет исключения (ч. 2 ст. 1). Сам Закон об ООО в той же ч. 2 ст. 1 предполагает возможность ограничения сферы его действия.

Во-первых, согласно ч. 2 ст. 1 Закона об ООО особенности создания и правового положения ООО в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами. Указанное положение не означает, что Закон об ООО не распространяется на банковскую, инвестиционную и страховую деятельность. Речь идет о том, что Федеральными законами будут определены лишь особенности создания и правового положения ООО в данных сферах деятельности. Таким образом, применяется правило: “Специальный закон отменяет действие общего”, и Закон об ООО будет применяться к ООО — банкам, инвестиционным институтам и страховым организациям субсидиарно, т.е. в тех случаях, когда более специальные нормы не установлены иными федеральными законами.

Во-вторых, ограничение по сфере действия Закона об ООО связано с вопросом о численности участников в обществе с ограниченной ответственностью. Вопрос этот с учетом существующей российской практики не мог получить четкого и однозначного решения. Ранее ГК РФ в ч. 1 ст. 88 установил, что число участников ООО не должно превышать числа, установленного Законом об ООО, в противном случае оно подлежит преобразованию в АО в течение года, а по истечение этого срока — ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела. Таким образом, вопрос о предельной численности участников ООО разрешен не был. С учетом существующей мировой практики наиболее оптимальным числом представлялось 50.

Кроме того, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ и другими законами и иными правовыми актами, отношения в обществе с ограниченной ответственностью могут быть урегулированы актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 6 ГК РФ), недопустима регламентация отношений актами органов власти субъектов Российской Федерации.

Диспозитивные нормы действующего законодательства позволяют ООО конкретизировать права и обязанности субъектов обществ с ограниченной ответственностью[31]. Альтернативные нормы представляют ООО в лице их органов управления возможность выбрать один из обозначенных в централизованном акте государственного регулирования вариантов решения (поведения). Императивные нормы необходимы для того, чтобы однозначно разграничить сферу интересов, установить приоритеты и предпочтения, предписать модель поведения любого субъекта хозяйственной деятельности.

Читайте также:  Размер пенсии по инвалидности в 2023 году

Система локального нормотворчества субъектов предпринимательской деятельности должна соответствовать определенным критериям. К таким требованиям относят, в частности[32]:

1. Легитимность системы локального нормотворчества — нормы должны быть основаны на законе, то есть разработаны и приняты по прямому предписанию либо в пределах предоставленного законом усмотрения. Локальное нормотворчество нельзя, на мой взгляд, рассматривать лишь как восполнение пробела в законодательстве. Здесь мы имеем дело скорее с формой делегированного права.

1 июля 2009 г. вступил в силу ФЗ РФ от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».[39] Этот Закон был призван ликвидировать ряд проблем, выявившихся за время применения положений части первой ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью и ФЗ РФ 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Как правило, в качестве цели переходных положений ФЗ от 30 декабря 2008 года № 312-ФЗ указывается переучет действующих и ликвидация недействующих ООО. Однако налоговые органы имеют информацию о том, какие юридические лица являются действующими, а меры по исключению из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц успешно применяются налоговыми органами с 2005 года в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Поэтому по данному вопросу дополнительных законодательных изменений не требовалось.[40]

Урегулирования требовала выявленная в ходе применения законодательства о государственной регистрации юридических лиц проблема рейдерства. Поэтому вступившие в силу с 1 июля 2009 года изменения в законодательство, внесенные ФЗ от 30 декабря 2008 года № 312-ФЗ, носят, в том числе, и антирейдерский характер, поскольку направлены на противодействие корпоративным захватам, защиту прав и законных интересов участников ООО и их инвесторов, что следует и из пояснительной записки к проекту рассматриваемого Федерального закона. Речь идет, в частности, о нормах, связанных с нотариальным удостоверением сделок по отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, внесением в ЕГРЮЛ сведений, связанных с таким переходом, подачей в суд иска о признании прав на долю.

ФЗ от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в редакции ФЗ от 30 декабря 2008 года № 312-ФЗ иным образом регулирует не только отношения, связанные с переходом доли или части доли участника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другим лицам или к самому обществу, но и основные стороны внутрикорпоративного управления в обществе. Поэтому в обсуждаемый ФЗ включена норма о необходимости приведения уставов обществ, зарегистрированных до 1 июля 2009 года, в соответствие с новыми требованиями законодательства. В этом и заключается цель того, что называют «перерегистрацией».

По сути, приведение устава Обществ в соответствие с внесенными ФЗ от 30 декабря 2008 года № 312-ФЗ изменениями для участников общества означает возможность реализовать предоставленные законом права, соблюсти свои собственные интересы, а также обеспечить их защиту.

В этой связи термин «перерегистрация ООО» в данном случае не отражает сути рассматриваемых положений ФЗ № 312-ФЗ от 30 декабря 2008 года, поскольку прохождение или непрохождение процедуры приведения устава в соответствие с законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, действующего с 1 июля 2009 года, никоим образом не может отразиться на правоспособности общества. Исключение из ЕГРЮЛ обществ, не исполнивших обязанность по внесению в свои уставы предусмотренных законодательством изменений, по решению регистрирующего органа не предусмотрено. Закон не предусматривает также специальных санкций для обществ, чьи уставы не приведены в соответствие с законодательством к 1 января 2010 года. Уставы таких обществ будут применяться в части, не противоречащей законодательным актам Российской Федерации. [41]

Кроме того, чтобы упростить процедуру перерегистрации уставов и исключить ажиотаж среди правоприменителей в декабре 2009 года был принят ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 310-ФЗ от 17 декабря 2009 года», согласно которому процедуру перерегистрации ООО должны пройти «при первом изменении уставов таких обществ», а не до 1 января 2010 года, как это было предусмотрено 312-ФЗ.

Вместе с тем следует иметь в виду, что одновременно с государственной регистрацией изменений, вносимых в уставы обществ с ограниченной ответственностью с целью приведения их в соответствие с действующими законодательными актами, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников регистрируемых обществ. Указанные сведения проверяются нотариусами при нотариальном удостоверении сделок по отчуждению или по залогу доли или части доли в уставном капитале ООО. Поэтому их наличие в ЕГРЮЛ и, следовательно, в выписке из ЕГРЮЛ может упростить документальное подтверждение полномочий лица, отчуждающего или передающего в залог долю или часть доли, на распоряжение ими.

В качестве меры, направленной на защиту прав кредиторов, установлен запрет на выход участников общества из ООО, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника общества из ООО. В целях защиты остающихся участников общества ограничено право участника на выход из ООО. Теперь это допускается, только если такая возможность предусмотрена в уставе.

Законодатель исключил учредительный договор из числа учредительных документов ООО, тем самым позволив вносить все изменения в устав общества большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом. Раньше же положения устава, дублирующиеся в учредительном договоре, можно было изменить только единогласно, поскольку учредительный договор, являясь многосторонней сделкой, требует для своего изменения волеизъявления всех лиц, являющихся его сторонами.

Исключение требования об отражении в уставе ООО сведений о размере и номинальной стоимости доли участника общества позволит не вносить каждый раз при изменении состава участников, размера принадлежащих им долей изменения в устав общества. Зато сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, будут теперь содержаться в ЕГРЮЛ.

Направление заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений, изменившихся в результате отчуждения доли или части доли в уставном капитале, теперь возложено на нотариусов, удостоверению которыми теперь в обязательном порядке подлежат сделки, направленные на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества (за рядом исключений, установленных самим Законом).[42]

Несоблюдение нотариальной формы повлечет недействительность сделки. И именно с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, доля или часть доли в уставном капитале общества будет теперь переходить к ее приобретателю, в случаях же, не требующих нотариального удостоверения, — с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов.

Ст. 21 Закона об ООО, регулирующая переход доли или части доли участника общества в уставном капитале ООО, была значительно расширена, в ней не только появились требования к нотариальному удостоверению сделок, но, в частности, более детально стал регулироваться вопрос о реализации участниками общества преимущественного права на приобретение отчуждаемой иным участником доли (части доли) в уставном капитале ООО. Одним из нововведений в этой сфере стала возможность предусмотреть в уставе ООО заранее определенную цену, по которой участники ООО могут реализовать свое преимущественное право покупки доли или части доли, отчуждаемой иным участником общества.[43]

Общества с ограниченной ответственностью получили возможность также реорганизоваться в хозяйственные товарищества. Раньше они могли быть реорганизованы только в акционерное общество или производственный кооператив.

Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений

Гражданин — понятие юридическое. Гражданство определяет по­стоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях. Отсюда вытекает, что гражданское законодательство под понятием «граждане» имеет в виду граждан данного государства — РФ.

Читайте также:  Как оформить субсидию на ЖКХ в 2022 году?

Но на территории государства всегда проживают люди, которые яв­ляются гражданами других государств (иностранцы), а также люди, не имеющие определенного гражданства, — апатриды. Они подчиняются правопорядку, существующему в данном государстве, имеют опреде­ленные права и обязанности. Однако они не подпадают под понятие «граждане». Именно поэтому ГК использует более широкую катего­рию — «физические лица», в числе которых находятся не только граж­дане, но и другие лица — не граждане.

Физические лица (граждане РФ, иностранцы, апатриды и бипатриды)

Правоспособность

  • Возникает с момента рождения и прекращается на момент смерти. Существуют законодательные ограничения реализации гражданских прав, например, у лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы.

Дееспособность

Возникает при достижении 18- лития и прекращается на момент смерти. В зависимости от возможности лично приобретать гражданские права и обязанности выделяют:

  • Полную дееспособность (в отдельных случаях возникает с 16 лет (вступление в брак, эмансипация);
  • Ограниченную дееспособность — имеют лица, достигшие 18 лет, но в силу обстоятельств (например, злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами) гражданские права этих субъектов ограничиваются законом;
  • Частичную дееспособность имеют дети и подростки от 6 до 18 лет. До 14 лет ребенок не может совершать сделки без согласия законного представителя;
  • Недееспособными считаются дети в возрасте до 6 лет, лица с подтвержденными психическими заболеваниями, которые не могут лично реализовывать свои гражданские права.

Субъектами гражданского и коммерческого права являются физические и юридические лица. Юридические лица в области коммерческого права представлены, прежде всего, бизнес-ассоциациями. Юридическое лицо, — это носитель только своих неотъемлемых имущественных прав и обязанностей, действующих от его имени и существующих независимо от обстоятельств.1 Среди признаков юридического лица в законодательстве особое место занимает материальная сторона, определяющаяся изоляцией его имущества от имущества лиц, принадлежащих к юридическому лицу. Наличие личной собственности является необходимой предпосылкой для самостоятельной ответственности за собственность. Наиболее распространенными в зарубежных странах являются юридические лица, которые в соответствии с их обязательствами несут не только независимую, но и исключительную ответственность (к ним относятся акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью). Данное положение позволяет заранее рассчитать объем предпринимательского риска, накопить огромные массы капитала, передать ответственность другим лицам, в частности, контрагентам по соглашению. Концепция «юридическое лицо» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, это — лицо организации, которое владеет отдельным имуществом. Оно задействовано в управлении экономикой или операционным управлением и несет ответственность по своим обязательствам, связанным с этим имуществом. Может приобретать и осуществлять имущество и личные неимущественные права от своего имени, несет ответственность, является истцом и ответчиком в суде. Статья 545 Гражданского кодекса Чили 1855 года признает юридическим лицом, — «фиктивные лица, которые могут осуществлять права и налагать на него гражданские правовые обязательства, представлять себя в суде и вне суда». Статья 52 Гражданского кодекса Швейцарии 1907 года признает юридическими лицами, — «объединения лиц, имеющих корпоративное соглашение и независимые учреждения, созданные для особых целей, которые приобретают права юридического лица посредством их внесения в коммерческий регистр». В Гражданском кодексе Квебека 1991 года (статья 298-320) говорится, что «юридические лица имеют юридическую силу, установленную в организационно-правовых рамках, предусмотренных законом, а в некоторых случаях создаются непосредственно законом. Они имеют все гражданские права, отдельную собственность, имеют неимущественные права и обязательства, соответствующие их характеру, обладают правоспособностью, необходимой для осуществления своих прав и обязанностей. Юридические лица отличаются от своих участников; они действуют через такие свои органы, как правление и собрание участников. Участники юридического лица несут ответственность за него в пределах своих взносов, если законом не предусмотрено иное».1 Согласно немецкому законодательству, юридические лица представляются ассоциациями лиц и (или) капитала, а также доверительным имуществом, которое закон признает независимыми субъектами имущественных отношений. В настоящее время научная доктрина Англии определяет концепцию «юридического лица» (или компании) следующим образом: 1) участники компании несут ответственность по обязательствам общества в размере стоимости своих акций; 2) имущество компании ограничено собственностью ее участников; 3) компания существует независимо от ее участников; 4) компания как самостоятельный субъект права от своего имени может заключать сделки и выступать в суде в качестве истца и ответчика. Таким образом, основой учреждения юридического лица в соответствии с английским правом является идея о том, что юридическое лицо (компания) является совокупностью физических лиц, которое по нескольким причинам рассматривается как единое целое, отличное от отдельных субъектов, являющихся его членами. В законодательстве США концепция и основные особенности юридического лица (корпорации), а также в Англии были разработаны соответствующими судебными прецедентами и обобщены в 1819 году Верховным судом США концепции «корпорация» выражена следующим образом: «Корпорация — это искусственное создание, невидимое, неосязаемое, существующее только в предположении закона структура. Она обладает только теми свойствами, которые либо явно предоставляются его уставом, либо присущи самому его существованию».1 Современная научная доктрина Соединенных Штатов определяет корпорацию как искусственную сущность, существующую независимо от своих членов, наделенную способностью к непрерывной преемственности, независимо от изменений, происходящих в ее членстве, на определенный срок или на неопределенный срок. Она представляется в качестве организации или собственности отдельных лиц в случаях, связанных с общей целью корпорации, в пределах своих полномочий, налагаемых на них законом. Признаки юридического лица, определяются характерной юридической особенностью и характеризуются независимостью существования его членов (прил. А). Контракты между юридическим лицом и его членами контролируются налоговым законодательством. Независимость юридического лица направлена ​​на скрытие реального характера отношений собственности, с использованием формы монополизации. Другая особенность,- это полная изоляция свойств юридического лица.. Несмотря на разницу в научных подходах и источниках правового регулирования, даются разные определения, из которых можно выделить следующие особенности юридического лица в наиболее обобщенной форме: а) юридические лица существует независимо от состава его членов; б) юридические лица обладают независимой волей, которая не совпадает с волей ее отдельных участников; в) юридические лица имеют имущество, отдельное от имущества его участников; г) юридические лица несут независимую ответственность за свои долги по всему переданному ему имуществу; д) юридические лица имеют право совершать сделки от своего имени, разрешенные законом;

  1. e) юридические лица могут от своего имени запрашивать и отвечать на вопросы связанные с юрисдикционными органами.

Некоммерческие юридические лица не ставят своей основной целью извлечение прибыли. У них основные цели другие. Например, научное учреждение занимается науч­ными исследованиями; некоторые фонды — благотвори­тельной деятельностью; образовательное учреждение — обучением школьников и студентов (аспирантов) и т. д. Но это не значит, что некоммерческие организации не могут заниматься деятельностью, приносящей доход.

Некоммер­ческие юридические лица имеют право заниматься такой деятельностью, но при одном обязательном условии — эта деятельность должна соответствовать основным, некоммер­ческим целям деятельности некоммерческой организации. Например, научные учреждения могут оказывать платные услуги, соответствующие их основной цели.

Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений

Наряду с физическими лицами участниками гражданских правоотношений являются организации, учреждения и предприятия, именуемые юридические лица.

Гражданское законодательство (гл.4 ГК РФ) раскрывает понятие юридического лица, дает характеристику и указывает его признаки.

Признаками юридического лица являются:

Организационное единство – организация ЮЛ как единого целого с определенной внутренней структурой управления.

Имущественная обособленность – наличие своего обособленного от других лиц имущества, принадлежащего ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, которым оно участвует в гражданских правоотношениях.

Самостоятельный баланс или смета – документ бухгалтерского учета, который в обобщенном денежном выражении дает представление о финансовом состоянии дел ЮЛ.

Самостоятельная имущественная ответственность – ЮЛ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: pressa56@cp9.ru