Надзорная жалоба по административному делу (образец 2020)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзорная жалоба по административному делу (образец 2020)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Некоторые вопросы вызывает соотношение процедур обжалования постановления об административном правонарушении (гл. 30 КоАП) и подачи надзорной жалобы по административному делу (гл. 36 КАС). Схожесть в названии может ввести в заблуждение относительно их роли в процессе обжалования судебных актов.

Комментарий к ст. 333 КАС РФ

Части 1 и 2 ст. 333 КАС РФ, определяющие порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления, содержат положения, в точности аналогичные тем, которые закреплены в ч. ч. 1 и 2 ст. 391.2 ГПК РФ и которыми предусмотрено следующее:

— надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС России (ч. 1);

— судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1 данного Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 2).

В АПК РФ такие правила установлены в ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ следующим образом: надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в ч. 3 данной статьи, подаются в ВС России в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Положения ч. 3 ст. 333 КАС РФ, предусматривающие возможность восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, установлены аналогично положениям абз. 1 ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ, в соответствии с которыми срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в т.ч. в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС России при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 данного Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

В то же время есть существенное отличие — в ч. 3 ст. 333 КАС РФ говорится о возможности восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления при условии, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев, а не шести месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

Абзац 2 указанной ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ предусматривает, что о восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорных жалобы, представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления. Вместо этого в ч. 4 ст. 333 КАС РФ установлено, что заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судом надзорной инстанции. При этом подлежит применению общий порядок восстановления пропущенного процессуального срока, предусмотренный ст. 95 данного Кодекса.

Кроме того, ч. 5 ст. 333 КАС РФ наделяет Председателя ВС России, его заместителя правом не согласиться с определением судьи ВС России о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

ГПК РФ положений, регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, не содержит. Положения ч. ч. 3 — 5 ст. 333 КАС РФ закреплены аналогично положениям ч. ч. 3 — 5 ст. 318 данного Кодекса, предусматривающих и регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления.

Читайте также:  Как установить отцовство ребенка?

Согласно разъяснению, данному в п. 82 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 4, 5 ст. 318, ч. 8 ст. 320 и ст. 321, ч. ч. 4, 5 ст. 333, ч. 6 ст. 334 и ст. 335 КАС РФ под судом в отдельных положениях данного Кодекса понимается судья, действующий на соответствующем этапе административного судопроизводства единолично.

Составление жалобы по КоАП РФ в порядке надзора в Екатеринбурге

Составление такого процессуального документа как надзорная жалоба по КоАП РФ является делом ответственным. Очень важно грамотно в соответствии с требованиями КоАП РФ составить такой документ, ведь судья не будет никого заслушивать, а будет только изучать то, что указано в надзорной жалобе и на основании этого принимать решение.

Адвокаты нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» всегда готовы оказать помощь в составлении надзорной жалобы по КоАП РФ. Мы не просто знаем, как правильно оформлять такого рода жалобы, но и имеем реальную практику в подготовке таких процессуальных документов.Обратившись к нашим адвокатам, Вы можете рассчитывать на составление надзорной жалобы в кратчайшие сроки в соответствии с требованиями закона.

Судебные решения/постановления/определения каких инстанций могут быть обжалованы в порядке надзора


КАС РФ закрепил правовую норму (ст. 332), в соответствии с которой участники административного процесса имеют право обжаловать абсолютно любой из нижеперечисленных, набравший юридическую силу, судебный акт:

  • определения и решения Верховного Суда РФ, вынесенные им в процессе рассмотрения жалоб на судебные акты первой инстанции, при условии, что они стали предметом открытого производства в апелляционной инстанции, и на сегодняшний день являются вступившими в законную силу;
  • определения Судебных коллегий по делам административного судопроизводства и по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, которые были провозглашены ими в кассационном порядке;
  • определения Апелляционной коллегии ВС РФ.

Апелляционное обжалование по административным делам

При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу. Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ.

Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю.

При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле. Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.

Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.

Судебные решения/постановления/определения каких инстанций могут быть обжалованы в порядке надзора

КАС РФ закрепил правовую норму (ст. 332), в соответствии с которой участники административного процесса имеют право обжаловать абсолютно любой из нижеперечисленных, набравший юридическую силу, судебный акт:

  • определения и решения Верховного Суда РФ, вынесенные им в процессе рассмотрения жалоб на судебные акты первой инстанции, при условии, что они стали предметом открытого производства в апелляционной инстанции, и на сегодняшний день являются вступившими в законную силу;
  • определения Судебных коллегий по делам административного судопроизводства и по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, которые были провозглашены ими в кассационном порядке;
  • определения Апелляционной коллегии ВС РФ.

Таким образом, надзорная инстанция – это наивысшая ступень в системе длительного и рутинного процесса пересмотра судебных вердиктов.

Пересмотр в порядке надзора как способ проверки судебных актов по административным делам. Право обжалования судебных актов в порядке надзора в административном судопроизводстве

1. Понятие и сущность проверки судебных актов в порядке надзора в административном судопроизводстве. Для выполнения задачи по выявлению и устранению судебных ошибок в любом государстве законодатель стремится выстроить эффективную систему проверки и пересмотра судебных актов. При этом во внимание также принимается и необходимость обеспечения субъективного процессуального права всех заинтересованных лиц на оспаривание судебного акта, которое является неотъемлемым элементом конституционного права на судебную защиту. Вместе взятые указанные цели правового регулирования, будучи воплощенными в процессуальном законе, служат своего рода фундаментом для реализации таких принципов гражданского, арбитражного и административного судопроизводств, как законность, диспозитивность и доступность судебной защиты.

Читайте также:  Все виды выплат для одиноких матерей

В подавляющем большинстве зарубежных стран движение дела после вынесения судебного акта, которым заканчивается производство в суде первой инстанции, ограничивается классическими стадиями пересмотра судебных актов — апелляцией и кассацией.

Что необходимо знать для подачи надзорной жалобы?

При помощи подачи данной жалобы можно полноправно выразить свое несогласие с вынесенным решением нижестоящей судебной инстанцией.

Только Верховный суд может отменить любое ранее принятое решение, даже если подсудимый уже отбывает срок по наказанию, либо выплатил назначенные штрафы.

Если гражданскому лицу удастся добиться правосудия после подачи надзорной жалобы, то ранее принятые решения будут аннулированы, а понесенный ущерб компенсирован осужденному.

Подача таких жалоб требует полной уверенности в своей правоте. Особенно эффективно это может быть при появлении новых улик, или обстоятельств по делу.

Инстанция Верхового суда может удовлетворить надзорную жалобу как полностью, так и частично. Важно понимать, что если поданная в вышестоящую инстанцию заявка имеет сомнительные доводы, то рассмотрения дела не будет.

В Верховном суде принимают только твердые доводы, основывающиеся на действующем законодательстве.

Ранее, были установлены правила, согласно которым надзорную жалобу могли не принять к рассмотрению по причине истечения срока её подачи.

Однако, последние поправки Процессуального Кодекса РФ отменили какие-либо сроки при подаче данной жалобы.

О подготовке документов, приобщаемых к надзорной жалобе

Сформировать нужный пакет документов, с внушительной доказательной базой, самостоятельно достаточно сложно. Если обратиться по этой части к нормам КАС РФ, то там можно ознакомиться лишь с общими требованиями к подаче документов. Несколько расширенно по вопросу подачи документации дает пояснения ст. 30.14 КоАП РФ.

Самоочевидно, в зависимости от ситуации, обжалуемого судебного решения, перечень подаваемых документов может быть разным. Поэтому при их подготовке, как и при составлении жалобы, рекомендуется прибегать к помощи адвоката. Самостоятельно можно подготовить документ, который наделит соответствующими полномочиями представителя (при его участии в деле) и оплатить госпошлину. Ее размер приравнивается к сумме госпошлины, оплачиваемой за подачу иска неимущественного характера.

Если заявитель относится к категории льготников, которые освобождаются от уплаты госпошлины, то к общему пакету документов им нужно приложить документ, удостоверяющий право на льготу.

Важно! Если госпошлина до обращения в Верховный Суд не уплачена, а в жалобе нет просьбы об отсрочке (рассрочке, освобождении), то жалобу оставят без рассмотрения.

Следует иметь в виду, что как минимум к жалобе приобщаются ксерокопии судебных актов по административному делу, а также постановления об адм. правонарушении. Помимо этого сюда же включают документы, которые подтверждают статус адвоката, выступающего представителем в суде (требуется для адвоката).

Срок рассмотрения надзорной жалобы по административному делу

Период рассмотрения НЖ регламентируется законом. Если материалы по делу не запрашиваются, жалобу должны изучить в продолжение 1 месяца с момента передачи в суд. Если же материалы запрашиваются, срок увеличивается до двух месяцев. Время запрашивания дела и его доставка в суд в учет не берутся. Также срок может быть увеличен, если случай сложный.

Результаты рассмотрения

Порядок анализирования ходатайства предусмотрен Гражданско-процессуальным кодексом России. Представитель закона анализирует заявление и прилагаемую документацию, выносит заключение.

По результатам рассмотрения обращения суд имеет право принять одно из решений:

  • не рассматривать жалобу, оставить судебное постановление в неизменном виде;
  • полностью либо частично отменить решение, снова отправить его на изучение;
  • отменить акт суда и остановить деловое производство;
  • внести изменения в один или несколько актов.

Статья 379 УПК Российской Федерации содержит список причин, по которым решение нижестоящего суда будет отменено:

  • нарушено уголовно-процессуальное законодательство;
  • статья, на которую ссылался представитель закона, истолкована неправильно;
  • вынесенное заключение несправедливо;
  • обстоятельства по факту не совпадают с выводами, изложенными в приговоре.

Служба надзора — завершающая стадия в вопросе оспаривания судебного решения. В дальнейшем его разрешается обжаловать лишь в международной службе или по новым обстоятельствам.

Что такое надзорная жалоба по гражданскому делу

Надзорная жалоба — это жалоба на вступившее в законную силу судебное постановление, которая подается в суд надзорной инстанции.

Надзорной инстанцией является Президиум Верховного Суда РФ. Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей Верховного Суда. Члены Президиума Верховного Суда из числа судей Верховного Суда утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя Верховного Суда, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Читайте также:  ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году — повышение и последние новости

В порядке надзора можно обжаловать не все судебные постановления по гражданским делам, а только те, которые указаны в законе (см. комментарии к статье 391.1 ГПК).

Обжаловать решения районных судов или мировых судей напрямую в Верховный Суд РФ невозможно. Обязательно нужно пройти стадии апелляционного и кассационного обжалования.

Порядок и срок подачи надзорной жалобы в Верховный Суд РФ

Надзорная жалоба адресуется и подается в Верховный Суд РФ.

Лица. имеющие право подать надзорную жалобу по гражданскому делу, имеют право обратиться непосредственно в Президиум Верховного Суда РФ. Срок обращения в этом случае составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу судебного постановления, которое будет обжаловаться. Такой срок исчисляется с момента вынесения судебного постановления.

Другой вариант надзорного обжалования по гражданским делам — это отправить надзорную жалобу на имя Председателя Верховного Суда РФ или его заместителю по гражданским делам.

В этом случае срок подачи такого обращения вместе с надзорной жалобой составляет 6 месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

Основанием для подачи жалобы в порядке надзора являются только следующие, указанные в законе (см. комментарии к статье 391.9), нарушения обжалуемым судебным постановлением:

  • общепризнанных и конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • единообразия в толковании и применении судами норм права
  • прав и законных интересов неопределенного круга лиц (иных публичных интересов)

Срок подачи надзорной жалобы ограничен и восстанавливается только в исключительных случаях. Поэтому рекомендуем его не пропускать (подробнее о сроках см. комментарии к ст. 112 ГПК). В случае пропусков срока обжалования по уважительным причинам, они подлежат восстановлению.

Обратите внимание!
Заявление о восстановлении срока

Какие решения по гражданским делам можно пересмотреть в порядке надзора

Их существует сразу несколько групп, которые перечислены в ст. 391.1 ГПК РФ.

Так, надзорная жалоба по гражданскому делу подается на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения.

Обжалуются в порядке надзора определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ.

А также определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

Однако в любом случае, в обжалуемом судебном акте указывается его возможность пересмотра в рамках надзорной инстанции.

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если надзорная инстанция установит, что оно нарушает:

  • права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  • права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • единообразие в толковании и применении судами норм права.

Основания для обжалования

Все основания для подачи надзорной жалобы носят принципиальный характер – нарушения должны затрагивать фундаментальные основы права и правоприменения. Здесь несогласие с обжалуемым актом – вторично. Необходимо, чтобы было как минимум одно из трех возможных нарушений:

  • нарушены конституционные или закрепленные международными актами права (свободы) человека и гражданина;
  • нарушены публичные интересы или права неограниченного круга лица;
  • нарушено единообразие толкования и применения правовых норм – в обжалуемом судебном акте есть противоречия разъяснениям Пленума или Президиума Верховного суда РФ.

Что может стать основанием для подачи надзорной жалобы?

Автором надзорной жалобы может стать любой гражданин, интересы которого затрагивает вынесенное решение. Одним из обязательных условий, которые придётся соблюсти неукоснительно, является предварительная подача апелляции и кассации. Основанием для составления и подачи надзорной жалобы могут стать следующие ситуации:

  • Доказательства, представленные в ходе процесса, были оценены не в полной мере;
  • Реализация решения была выполнена не полноценно, то есть не соответствует действующему законодательству;
  • Виновность лица осталась под вопросом;
  • В деле присутствуют сомнительные факты и противоречия;
  • Представленные доказательства были признаны фальсифицированными;
  • Имело место нарушение требований к оформлению одного из сопутствующих документов (ходатайство, жалоба и прочее).

Достичь желаемого результата можно только в том случае, если надзорная жалоба будет оформлена в полном соответствии со всеми требованиями и стандартами. Особое значение придаётся доказательствам, имеющим отношение к делу.

Для получения соответствующих аргументов, заявитель обязан на протяжении всей процедуры рассмотрения изучать имеющиеся материалы, собирать копии документов и следить за соблюдением законов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: pressa56@cp9.ru