Как вырастут пенсии и пособия с января 2023 года. Точные цифры
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вырастут пенсии и пособия с января 2023 года. Точные цифры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В первую очередь, прибавка с 1 февраля коснется федеральных льготников, которым по линии Социального фонда РФ назначены выплаты ЕДВ и денежной компенсации за отказ от соцпакета (НСУ). Такая мера поддержки оказывается инвалидам всех групп (1, 2, 3 и детям-инвалидам), ветеранам боевых действий, инвалидам-чернобыльцам, Героям СССР, России, Героям Соцтруда и многим другим (всего таких категорий 72). В каком размере будет выплачиваться ЕДВ после индексации с 1 февраля 2023 года, можно посмотреть в таблице далее в статье.
Какие выплаты и пособия СФР вырастут в феврале 2023 года
Также к федеральным выплатам Социального фонда относится пособие на погребение неработающего пенсионера. Размер этой денежной выплаты тоже будет проиндексирован на 11,9% с 1 февраля 2023 г.
Никаких других повышений пенсий с 1 февраля 2023 г. не запланировано. Для неработающих пенсионеров, получающих страховые пенсии, индексация была начислена с 1 января и составила 4,8%. Повышение социальных и государственных пенсий запланировано только на 1 апреля 2023 г. По предварительным данным их проиндексируют на 3,3%, но точный коэффициент будет утвержден Правительством ближе к 01.04.2020 г.
Изменение № 4. Ежегодная индексация пособий с 1 февраля 2023 года
С 1 февраля 2023 года пройдет ежегодная индексация детских пособий. Точный процент повышения еще не утвержден, обычно процент индексации Правительство утверждает в январе текущего года.
Но уже сейчас Минтруд предложил увеличить выплаты на детей на реальный уровень инфляции в размере 11,9 процента. В таком случае, новые размеры детских пособий с 1 февраля 2023 года могут составить:
- Единовременное пособие при рождении ребенка. До 31 января 2023 года выплата составит 20 472,77 рублей единовременно, с 1 февраля 2023 года ее проиндексируют на 11,9 % до 22 909,03 руб. Сумма разовой выплаты зависит от даты рождения ребенка, а вот дата обращения за выплатой значения не имеет. Оформить пособие нужно не позднее 6 месяцев с момента рождения малыша.
- Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет. До 31 января 2023 года включительно размер пособия по уходу за детьми составит 7 677,81 рублей в месяц. И уже с 1 февраля 2023 года с учетом индексации на реальный уровень инфляции в размере 11,9 процента, выплата составит 8 591,47 рублей в месяц. Оформить ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет могут не только трудоустроенные родители, а также безработные мамы.
- Материнский капитал. Размер материнского капитала с 1 февраля 2023 года на первого ребенка увеличится почти до 587 тысяч рублей. Это на 62,5 тысячи больше, чем в прошлом году. Маткапитал на второго ребенка составит почти 775,6 тысяч, что на 82,5 тысячи рублей больше, чем в 2022 году.

На адресную социальную помощь имеют право граждане Республики Казахстан, кандасы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности для конкретной области.
Если доход на каждого члена семьи ниже этого показателя, разница и составляет размер АСП.
Так что размер назначенной суммы АСП для каждой конкретной семьи определяется индивидуально – в зависимости от совокупного дохода и размера черты бедности.
С 2020 года, подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, действует новый механизм оказания помощи, направленный на обеспечение её прозрачности, справедливости и мотивации к труду.
Меры государственной поддержки реализуются в комплексе и включают:
- поддержку многодетных матерей, в том числе денежную выплату, предоставляемую в безусловном виде;
- оказание АСП, предоставляемой в денежном выражении на каждого члена семьи;
- предоставление гарантированного социального пакета для детей из числа получателей АСП, предоставляемого в натуральном виде.
Выплата в связи с потерей работы
Социальная выплата по потере работы из Государственного фонда социального страхования назначается участнику системы обязательного социального страхования со дня регистрации в качестве безработного в центре занятости населения.
Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления, стажа участия в системе и коэффициента замещения дохода.
Сейчас коэффициент замещения дохода составляет 0,4. То есть каждая выплата составляет 40% от того дохода, что был ранее. Получить выплату можно от одного до шести раз (по одной в месяц) – в зависимости от стажа участия в системе.
С 1 января 2023 года коэффициент замещения дохода увеличится с 40 до 45% от того дохода, который получал безработный, пока работал.
При этом порядок назначения выплаты будет сохранён и будет распространяться только на участников системы, потерявших работу и получившим статус безработного.
Повышение размеров социальной выплаты по потере работы также коснётся действующих получателей по состоянию на 1 января 2023 года. Никакие заявки подавать не нужно – размер выплаты увеличится автоматически.
Уже известна схема, согласно которой в 2022 году будут повышать пенсии по инвалидности 1, 2, 3 группы, а также детям-инвалидам.
Индексация в 2022 году будет происходить в несколько этапов:
- 1 января 2022 г. будут индексировать страховые (трудовые) пенсии по инвалидности. Их повысят на 5,9%, что уже предусмотрено федеральным законом. При этом на столько же увеличатся и размеры различных надбавок пенсионерам — за иждивенцев, за 1 группу инвалидности, за сельский стаж, стаж в северных регионах и так далее.
- 1 февраля изменятся суммы ЕДВ по инвалидности. Процент увеличения ЕДВ утверждается равным инфляции предыдущего года. Поэтому, на сколько увеличатся ежемесячные выплаты инвалидам, станет известно лишь в январе 2022 г. По предварительным расчетам, это будет повышение на 5,8%.
- 1 апреля проиндексируют социальные и государственные пенсии по инвалидности. По предварительным планам, повышение составит 7,7%. Однако ближе к дате плановой индексации размер прибавки будет уточнен Правительством.
Страховое пенсионное обеспечение получают инвалиды, у которых имеется трудовой стаж — хотя бы 1 день официальной работы. Размер такого вида пенсии рассчитывается индивидуально, в зависимости от зарплаты и продолжительности стажа работы.
Увеличение выплат происходит ежегодно, за счет индексации двух параметров, входящих в формулу расчета пенсии. В 2022 году увеличение запланировано на 1 января и составит 5,9%.
- Стоимость одного пенсионного коэффициента увеличится с 98,86 до 104,69 руб.
- Величина фиксированной выплаты изменится следующим образом:
- инвалидам 1 группы повысится с 12088,96 до 12802,20 руб.
- 2 группы — с 6044,48 до 6401,10 руб.;
- 3 группы — с 3022,24 до 3200,55 руб.
Нужно пояснить, что индексация в январе осуществляется только в отношении неработающих пенсионеров, в том числе и инвалидов.
Если пенсионер работает, право на получение индексации у него отсутствует. Положенные прибавки будут назначены только после увольнения с работы.
В результате увеличения стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты на те же 5,9% вырастет и страховая пенсия по инвалидности.
- Чтобы самостоятельно рассчитать прибавку к своей выплате, достаточно только умножить текущую сумму на 1,059. Важно, что расчет нужно производить относительно самой пенсионной выплаты, без учета ЕДВ по инвалидности, социальной доплаты и других денежных надбавок.
- Например, пенсионер получал в 2021 г. страховую пенсию в размере 14000 рублей. Соответственно, после индексации в январе выплата увеличится до 14000 × 1,059 = 14826 руб., то есть прибавка составит 826 руб.
Сколько добавят в январе 2022 года, можно также определить по таблице:
В 2022 году индексации страховой пенсии работающим пенсионерам, как и прежде, не ожидается. Однако пенсионное обеспечение работающих инвалидов все же увеличится.
- Прибавка будет назначена в августе, когда Пенсионный фонд произведет плановый перерасчет страховых пенсий. Основанием для увеличения выплат является наличие на лицевом счете пенсионера неучтенных ранее пенсионных баллов.
- Доплата будет начислена в зависимости от количества накопленных коэффициентов, при этом не превысит денежный эквивалент 3-х ИПК. В связи с этим прибавка в августе 2022 г. будет не более 296,58 руб.
Социальные пенсии получают граждане, у которых мало страхового стажа или он вовсе отсутствует (например, инвалиды с детства и дети-инвалиды). Такой вид пособия выплачивается в фиксированном размере, который зависит от группы инвалидности, установленной бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
- Ежегодно с 1 апреля социальные пенсии индексируют в зависимости от того, на сколько изменилась величина прожиточного минимума для пенсионеров. Процент индексации определяет и утверждает Правительство РФ.
- Так, в апреле 2022 года ожидается повышение на 7,7%. Однако это только предварительно определенный коэффициент, который еще будет уточнен ближе к дате индексации.
Стоит пояснить, что социальное пенсионное обеспечение индексируют всем пенсионерам — как неработающим, так и работающим.
Далее в таблице приведены размеры выплат для всех групп инвалидности, которые будут выплачиваться после индексации на 7,7%:
Размеры ежемесячных денежных выплат по инвалидности ежегодно корректируют в соответствии с фактической инфляцией.
Повышение производится с 1 февраля и касается всех групп инвалидов.
- В феврале 2022 года корректировка будет произведена согласно инфляции, определенной по итогам 2021 г. Коэффициент индексации станет известен только в январе 2022 г., когда его утвердит Правительство РФ соответствующим Постановлением.
- Предварительно в федеральный бюджет закладываются средства, необходимые для увеличения ЕДВ на 5,8%. Если повышение произведут именно на такой процент, ЕДВ по инвалидности изменится следующим образом:
Законопроект был внесен правительством РФ. До 1 января 2023 года предлагается приостановить действие нормы закона, согласно которой «денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54%, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера».
При этом кабмин предлагает увеличить размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии: с нынешних 73,68% до 74%, пишет ТАСС.
Годом ранее Госдума приняла аналогичный закон, который продлил заморозку индексации воен��ых пенсий до 1 января 2022 года. Теперь это положение продлевается еще на год.
1. В приложении к постановлению Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1993 г. № 101 «О порядке предоставления дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятым на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 6, ст. 490; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 13, ст. 1365; 2004, № 52, ст. 5524; 2007, № 10, ст. 1239; 2015, № 11, ст. 1597; 2016, № 37, ст. 5505):
а) в разделе III:
пункты 10 — 13 изложить в следующей редакции:
«10. Дополнительное вознаграждение за выслугу лет предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет (далее — заявление), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и документов (сведений), необходимых для предоставления дополнительного вознаграждения за выслугу лет, по перечню согласно приложению (далее — документы (сведения).
Заявление подается:
в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал);
лично по месту жительства, пребывания или фактического проживания работника в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае наличия заключенного соглашения о взаимодействии между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, уполномоченным на заключение указанного соглашения на основании Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Подача заявления посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность работника установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
11. Заявление подается работником ежегодно, до 15 февраля (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего раздела).
12. Документы (сведения) содержатся в информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, и (или) запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются работником.
Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
В случае если заявление подано с использованием единого портала, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления уведомляет работника о регистрации заявления и необходимости представления в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления в личный кабинет на едином портале документов (сведений).
В случае непредставления работником в установленный срок документов (сведений) заявление, поданное с использованием единого портала, не подлежит рассмотрению. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней после истечения срока представления документов (сведений), предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, уведомляет об этом работника через личный кабинет на едином портале либо иным способом, выбранным работником в заявлении.
Работник несет ответственность за недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Решение о предоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов (сведений).
Решение о предоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня вынесения решения о предоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет уведомляет об этом работника через личный кабинет на едином портале, если заявление было направлено с использованием единого портала, либо иным способом, выбранным работником в заявлении.
Выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней после принятия решения о п��едоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет.
На работника, являющегося получателем дополнительного вознаграждения за выслугу лет, территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации формируется выплатное дело, которое хранится в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле.
Наименование документа (сведений) |
Источник сведения, способ получения |
---|---|
1. Сведения о документе, удостоверяющем личность (в том числе ребенка, достигшего возраста 14 лет) |
заявитель посредством представления подтверждающего документа (при подаче заявления лично в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) |
2. Сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) родителя (законного представителя); ребенка | МВД России (до 1 января 2023 г.) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, ФНС России (с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
3. Сведения о гражданстве Российской Федерации | заявитель посредством представления подтверждающего документа |
4. Сведения о законных представителях (опекунах, попечителях, родителях) | Пенсионный фонд Российской Федерации (Единая государственная информационная система социального обеспечения) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
5. Заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи развившихся заболеваний ребенка с последствиями ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне | заявитель посредством представления подтверждающего документа (до 1 января 2023 г.), с 1 января 2023 г. — Единая государственная система в сфере здравоохранения посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
6. Справка, выданная медицинским учреждением по месту жительства ребенка, о заболевании, в связи с которым ребенок не посещал общеобразовательную организацию или дошкольную образовательную организацию | заявитель посредством представления подтверждающего документа |
7. Справка организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, или организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность | заявитель посредством представления подтверждающего документа |
8. Сведения о государственной регистрации рождения ребенка | ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов». |
Кому и в каком размере повысят пенсии и государственные пособия с 1 февраля 2023 года: последние новости
Представители средств массовой информации то и дело сообщают, что определенную категорию пенсионеров России ожидает очередное повышение пенсий, которое также произойдет в январе 2023 года. Неработающие пенсионеры заинтересованы в приятных бонусах и активно интересуются, кто сможет рассчитывать на прибавку к положенным ежемесячным выплатам.
По словам Сергея Власова, дополнительные 10% к пенсии будут выплачены на региональном уровне. Данную выплату добавят пенсионерам к их уже увеличенной пенсии. На прибавку в размере плюс 10% могут рассчитывать ветераны ВОВ, труженики тыла, а также ветераны труда.
Так, жителей столицы, попадающих под льготную категорию, ожидает дополнительная индексация в размере 10%. В результате этого дети войны и ветераны труда могут рассчитывать на прибавку в размере 1 264 рубля. Что касается пенсионеров, которые в свое время пострадали от политических репрессий, их ожидает 2 527 рублей. Новые выплаты придут на счет льготников в конце января 2023 года.
В каждом регионе Российской Федерации есть свои дополнительные выплаты, которые положены пенсионерам. Если человек о них не знает, то можно обратиться в социальные организации.
Последние изменения в законодательстве
В апреле 2018 года в Госдуму партией «Справедливая Россия» были внесены законопроекты, касающиеся повышения социальных стандартов для участников ликвидации аварии на ЧАЭС. В частности, предложено назначать льготы и компенсации расходов на ЖКХ для проживающих в любом жилье, а не только в государственном, муниципальном или приватизированном жилом фонде. Это направлено, прежде всего, на тех, кто приобрел за последние годы жилье в собственность. Также предложено установить памятную дату (день участников ликвидации) на 30 ноября каждого года.
В мае 2018 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2018 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.
Компенсации гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
Компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотрены Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Для граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, предусмотрена целая система компенсационных выплат:
- ежемесячные денежные компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования;
- ежемесячные денежные компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- компенсацию стоимости проезда и расходов по перевозке имущества гражданам, эвакуированным и переселенным из зоны отчуждения;
- компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, семьям за потерю кормильца;
- ежемесячные денежные компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- ежемесячные компенсации на питание с молочной кухни для детей до трех лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Правила выплаты гражданам названных компенсаций утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Гражданам, которые проживали в 1949-1963 гг. в населенных пунктах па территории России и за ее пределами, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколений указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются следующие виды компенсационных выплат:
- ежемесячная выплата денежной компенсации в размере 200 руб. на приобретение продовольственных товаров назначается гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр);
- ежемесячная компенсация в размере 35 руб. на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям, а также ежемесячная компенсация в размере 180 руб. на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям, назначается одному из родителей либо бабушке, дедушке, опекуну (попечителю) детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.
Кроме того, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере:
- 1 073 руб. — граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр);
- 335 руб. — граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающие заболеваниями вследствие радиационного воздействия одного из родителей.
Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», для индексации размера базовой части трудовой пенсии.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Денис Волков, директор «Левада-центра»*
Тут надо начать с настроений самого года, [посмотреть] как они развивались. Начало спецоперации вызвало волну оптимизма, консолидацию вокруг власти. И в принципе пик настроений приходился на лето, когда уже произошла первая адаптация к санкциям, которые тоже некоторый шок вызвали.
Но мобилизация очень пошатнула на какое-то время все настроения, прежде всего, оценки своего личного настроения. К концу года, в общем-то, этот шок прошел, и общество более-менее успокоилось.
Если мы говорим про оценки года, как люди сами для себя его оценивают, они его оценивают похуже, чем прошлый, но не сильно. То есть общественные настроения более-менее успокоились, но самый сильный шок вызвало не начало военных действий, а именно мобилизация. Произошло это потому, что были очень размытые критерии [призыва], и на какой-то миг людям показалось, что попасть под нее может просто любой. Затем как-то она закончилась, критерии немножечко более точные сделали, кто-то бронь получил, кого-то вернули даже. Некоторые указывают, что документа нет о завершении [мобилизации], но для большинства событие это закончилось. Да, может быть что-то будет впереди, но это впереди, не сейчас, а сейчас вроде бы как-то все закончилось. Вот этот провал в настроениях, который был в сентябре-октябре, мы практически полностью отыграли к концу года.
Если посмотрим на оценки года с точки зрения обычного человека, то он, как ни странно, оказался таким средним, больше половины сказали, что для них лично он был удачным, но трудным для страны. Для страны, как вот люди говорят, он [год] труднее, но если сравнивать в динамике, то не труднее, чем ковидный год. Почему так происходит? Во-первых, консолидация начала года и ощущение, что все эти события, которые происходят на Украине, они непосредственно человека скорее не затрагивают. Такая отстраненность от того, что происходит. Единственный момент был, когда объявили мобилизацию, тогда многие посчитали, что вот теперь их это касается напрямую. Но это тоже ушло к концу года.
Если рассматривать базовый сценарий [событий будущего года], то мне кажется, что [нынешнее настроение общества] останется [тем же]. Останутся и высокие оценки власти, потому что здесь мы можем сравнивать с 2014 годом, там на протяжении трех-четырех лет сохранялись довольно высокие оценки власти, «крымский эффект» действовал. Можно ожидать, что будет также. Если бы вы меня спросили еще три месяца назад, у меня было бы больше сомнений, потому что была объявлена мобилизация, которая оценки личного настроения очень сильно уронила. Не так сильно рейтинги власти, но прежде всего личное ощущение. Но они к концу года отрасли обратно.
Что может повлиять? Вторая волна мобилизация. Но я думаю, что ее влияние будет меньше, чем первой, потому что значительное число брони получили, кто-то уехал. Это будет новое испытание, но, мне кажется, оно будет менее травматическое для массового человека. Не для тех, кто будет мобилизован, а именно для массового россиянина.
Второе, что может повлиять, — резкое ухудшение [качества] жизни. Но здесь тоже, скорее всего, базовый сценарий — стабильность, к санкциям более-менее привыкли, к повышению цен, которое было в начале года, адаптировались. То есть, по мере такой адаптации экономики и людей, в общем-то, если не будет резких скачков и новых шоков, то ситуация выглядит довольно устойчивой.
Отношение к военной операции? «Поскольку это меня не касается и пока это меня не касается, делайте что хотите» — это базовое отношение. Другое дело, что по мере развития событий [оно] может меняться (и меняется), хотя последние наши замеры показывают рост фрустрации. Ни за, ни против. По нескольким вопросам растет (не сильно, но заметно) число тех, кто вообще не может определиться в своем отношении. Тут важно, что сильное изменение отношения вызвала мобилизация. Не в плане поддержки, там все довольно устойчиво, потому что она носит символический характер — это мы, это они (они — это, прежде всего, Запад, США, НАТО, а Украина где-то на последнем месте). Но после мобилизации ощутимо выросло количество тех, кто хотел мирных переговоров. Но оно выросло и дальше не растет. Казалось, что начнет нарастать количество тех, кто хочет мирных переговоров, но это сейчас не так. На протяжении последних двух замеров это число стабилизировалось, чуть выросло количество тех, кто считает, что нужно продолжать. И мы слышим такие объяснения — уже начали и теперь только до победы. А те, кто за переговоры, у них тоже примерно одно объяснение доминирует — люди гибнут.
Я думаю, что если количество погибших с российской стороны будет ощутимо нарастать, тогда будет увеличиваться число тех, кто хочет переговоры. Но это все будет зависеть от масштабов. Сейчас [они] почти сравнялись, но преобладает группа за переговоры, но не сильно. Фактически общество расколото пополам по этому вопросу. И в целом, я думаю, что усталость от военных действий будет нарастать. Но пока это довольно медленно происходит.
Мы можем по аналогии посмотреть со второй Чеченской войной. Там пару лет где-то преобладало количество тех, кто говорил, что нужно продолжать. А затем большинство говорило — хватит, переговоры, надо заканчивать. То есть [число людей за переговоры] может нарастать, но это не быстрый процесс, именно за счет вот этого отстранения.
А что касается длительности, то опросы показывают, что большинство на это и настроено, что это будет длительное [событие]. Сначала были разные мнения, многие говорили, что сейчас быстро закончится, хотя большинство так не считало. А с течением времени у нас начало преобладать количество тех, кто говорит — от полугода и дальше. В общем, психологически общество готово к этому.
[Для снижения рейтингов власти] либо должно что-то произойти, либо пройти большее количество времени. Здесь просто сужу по аналогии с 2014 годом. Там тоже, кстати, в конце года был экономический кризис, который не сильно повлиял. Рейтинги начали падать уже в 2015, но это такой очень медленный процесс.
Поэтому я думаю в таком базовом сценарии — медленное падение рейтингов. Но понимаете, падение — это некоторая нормализация, потому что сейчас они чрезвычайно высокие именно в условиях консолидации, международного конфликта, который воспринимается так, что это Запад руками украинцев воюет с Россией. Базовый сценарий — это сохранение высоких оценок.
Наталья Зубаревич, профессор географического факультета МГУ
Я про людей вообще не готова говорить. Потому что российское общество — это тайна, покрытая мраком. Про экономику мы понимаем: это последствия нефтяных санкций и санкций на нефтепродукты. Они только начинаются и как-то повлияют на динамику этих отраслей.
Понятно, что спад будет, вопрос в масштабах. А этого пока не понимаем.
Я не делаю прогнозов. Падение доходов обещали в прогнозах своих и Центробанк, и Минэк. Кто-то говорит — до лета будет, кто-то — до конца года.
Если объявят вторую волну мобилизации — явным образом — те, кто пока выжидал, может быть, попытается [уехать]. Но масштабов [отъезда] мы не понимаем.
[Что касается исчезновения товаров и брендов], вы всегда можете найти альтернативу. Кроме автомобилей. Назовите мне дефицит — где, кроме автомобильного рынка, дефицит? Вам нечего надеть? [Вы не можете] купить гаджет? Потребительский выбор сузился, но дефицитов нет.

Нефть, старые танкеры и разрывы трубопроводов
В последний день января разлив нефти произошёл на восточном побережье Таиланда.
Местные дайверы первыми обнаружили разрыв в подводной части трубопровода, через который на морском причале в Сиамском заливе загружали танкеры. По оценкам специалистов, в океан утекло больше 300 баррелей нефти, а нефтяное пятно разрослось до размеров 47 км2, причём в зоне бедствия оказались не только популярные среди туристов территории, но и пляжи морского национального парка, а также расположенные поблизости коралловые рифы.
В локализации разлива среди прочих участвовали вооружённые силы Таиланда: так, 12 военно-морских кораблей боролись с нефтью «на воде» (им ассистировали 3 гражданских судна), несколько самолётов распыляли диспергирующие агенты с воздуха, в процессе очистки также участвовали две сотни представителей военно-морского флота вместе с 150 сотрудниками нефтяной компании Star Petroleum, которой принадлежал трубопровод.
Для нефтяников, впрочем, участием в локализации разлива дело, скорее всего, не ограничится. Экологи требуют, чтобы компания оплатила очистку морской воды и отчиталась обо всех экономических, социальных и экологических последствиях катастрофы.
Пособие по потере кормильца
В Казахстане семьям умерших кормильцев оказывается материальная поддержка в виде государственного социального пособия по случаю потери кормильца в зависимости от целого ряда факторов, а также от величины прожиточного минимума.
В 2023 году вырастет прожиточный минимум, это значит, что и пособие по потере кормильца также будет повышено — на — 8,5 процента
Размеры пособий по случаю потери кормильца с 1 января 2023 года составят:
- при наличии 1 нетрудоспособного члена семьи — в размере 0,86 ПМ, или 34 888 тенге;
- при наличии 2 – 1,49 ПМ, или 60 445 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии 3 – 1,85 ПМ, или 75 049 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии 4 – 1,96 ПМ, или 79 512 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии 5 – 2,03 ПМ, или 82 352 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи.
Пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов вспыхнул ночью, когда большинство студентов спали. Очагом возгорания была комната, которая на момент возгорания была пуста. Огонь распространился на четыре этажа. Студенты и работники вуза, выпрыгивая из окон на этих этажах, серьезно пострадали, некоторые разбились насмерть. Пожар унес жизни 44 человек, преимущественно иностранных студентов, около 180 человек попали в больницу с ожогами и телесными повреждениями. Виновными в возгорании судом были признаны шесть человек, в том числе проректор по административно-хозяйственной деятельности университета и главный инженер университета, а также инспектор Госпожнадзора Юго-Западного Административного округа Москвы, получивший самое суровое наказание — два года лишения свободы в колонии-поселении.