Что такое обучение по целевому направлению и как его получить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое обучение по целевому направлению и как его получить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В любой организации (государственной или частной), где есть кадровая потребность. Местоположение также не влияет: теперь заказчиком кадров может выступать учреждение, которое находится в столице, областном центре или крупном районном городе. Раньше целевое направление распространялось только на организации, расположенные в малых населённых пунктах и на загрязнённых территориях.

Где и как получить целевое направление

Искать потенциального работодателя можно хоть с середины учебного года: будет больше времени, чтобы рассмотреть подходящие варианты и всё взвесить.

В феврале министерства и ведомства получают от подчинённых организаций информацию о том, нуждаются ли они в целевиках. Полученные результаты используются при составлении контрольных цифр приёма. Так что можешь напомнить или заявить будущему работодателю о своих намерениях взять целевое направление в январе — начале февраля, когда этот вопрос максимально актуален.

Ещё у абитуриента есть возможность взять целевое направление во время вступительной кампании, точнее до подачи документов в вуз. Но такой шаг чаще всего делается на эмоциях, из-за страха не поступить, что в будущем может только помешать.

Кем стать? Возможности после окончания Академии МВД

Большинство абитуриентов после окончания вуза собираются начать карьеру в полиции, прокуратуре и судебной системе. Все возможности для этого есть. Направления трудоустройства делятся на три вида, в каждом из которых не менее десяти профессий:

  • Расследование преступлений: следователи, дознаватели, сотрудники прокуратуры, криминалисты, киберследователи, коллекторы, полиграфологи, сотрудники уголовного розыска, судебные приставы.
  • Обеспечение правопорядка: полицейские, медиаполицейские, специалисты по защите информации, специалисты по информационной безопасности, правозащитники, инженеры по криптозащите.
  • Судебная деятельность: судьи, судебные секретари, прокуроры
  • Юридическая и психологическая помощь: адвокаты, психологи, юристы, социальные педагоги, конфликтологи

Будучи способом привлечения молодых людей к работе в не самых популярных отраслях экономики, целевой набор имеет ряд специфических особенностей:

  • абитуриент может легко поступить на кафедры даже с конкурсом больше десяти претендентов на место;
  • студент-целевик получает образование бесплатно;
  • мест, доступных по программе, обычно от 5 до 30% в общем наборе;
  • сотрудничать со студентом могут как государственные субъекты хозяйствования, так и частные компании вне зависимости от их величины (начиная с маленьких ИП, заканчивая международными корпорациями типа “Газпром”);
  • квота целевого набора действует только на некоторые направления и присутствует не во всех вузах/колледжах;
  • абитуриент находит заинтересованную в нем организацию самостоятельно;
  • если “целевой” студент не достиг 18 лет, для участия в программе требуется предоставить согласие родителей или опекунов;
  • работодатель может взять на себя обеспечение молодого человека жильем, стипендией и местом прохождения практики.

Взамен предоставляемых льготных условий будущий дипломированный сотрудник обязуется отработать в компании не меньше 3 лет с момента зачисления в штат.

Направление в медицинский вуз

Для абитуриента сотрудничество с будущим работодателем – хорошая возможность обойти традиционно большой конкурс на поступление в мед. университет. Идеально, если перед принятием решения об обучении в вузе молодой человек окончит медицинский колледж. Среднее образование позволит понять, что выбранный профиль ему подходит, а лечение людей является его призванием.

Получить целевое направление можно в Департаменте здравоохранения того города или района, где проживает абитуриент, рассчитывающий на льготное место. Причем подать заявку необходимо за полгода-год до начала вступительной кампании.

Алгоритм действий в данном случае выглядит так:

  • молодой человек выбирает интересующую его специализацию;
  • обращается в Департамент здравоохранения по месту жительства, заявляя о своем желании претендовать на целевую квоту;
  • параллельно ищет частные организации, нуждающиеся в сотрудниках узкого профиля (неонатолог, ожоговый хирург, детский нейрохирург и т.д.);
  • собирает бумаги, необходимые для спонсора обучения;
  • обсуждает предоставление социального пакета и условия отработки;
  • заключает договор;
  • прикрепляет скан договора при поступлении в университет.

Достаточно часто работодатели сами предлагают оплатить учебу в вузе своим сотрудникам, имеющим диплом колледжа/техникума, поэтому целевые квоты доступны как бывшим школьникам совсем без опыта, так и людям со средним образованием.

Что касается вопроса “Где найти заказчика?”, то здесь следует обратить внимание на государственные мед. учреждения, где присутствует стабильная нехватка квалифицированных кадров, либо на частные медицинские центры (лучше сетевые), которым нужны врачи узкого профиля.

Поиск спонсора – дело трудоемкое, поскольку подготовка специалиста с нуля стоит достаточно дорого. Однако нельзя опускать руки после первого отказа, ведь если не десятая, то сотая попытка обеспечить себе льготное место обязательно увенчается успехом!

Читайте также:  Налоги в Германии на зарплату: что нужно знать налогоплательщикам

Когда обращаться за получением направления?

Чтобы участвовать в конкурсе на целевую квоту, будущему абитуриенту следует озаботиться вопросом поиска “спонсора” за год до поступления. В этом случае молодому человеку хватит времени, чтобы подобрать государственную или частную организацию, которая не просто согласиться оплатить его образование, но и будет интересна ему самому.

Если брать медицинский профиль, то тут, безусловно, проще получить направление в государственной клинике (через Министерство здравоохранения), чем искать коммерческое предприятие. Однако стоит учесть, что частные мед. центры зачастую оборудованы современным высокоточным оборудованием, с которым молодому специалисту работать легче и приятнее, чем со сложными в использовании и морально устаревшими аппаратами, установленными в большинстве поликлиник.

“Целевого” абитуриента не должен волновать вопрос “В каком объеме будет оплачиваться обучение?”, поскольку от него не потребуется никаких финансовых вложений. Всю ответственность на себя берет компания, согласившаяся спонсировать образование своего будущего сотрудника. От соискателя потребуется только высокая мотивированность, скрупулезность в учебе, “внеклассная” активность (волонтерство, программы обмена опытом, получение дополнительных знаний по специализации) и большое желание профессионального роста.

Кроме того, предварительно согласовав с нанимателем меры социальной помощи, студент на все время обучения может забыть о любых материальных аспектах образовательного процесса. Что касается необходимых для поступления документов, пакет бумаг абитуриента-целевика отличается от стандартного всего на один договор, однако дает огромное преимущество при зачислении: уменьшает конкурс, гарантирует бесплатное образование, обеспечивает рабочим местом еще до момента поступления в вуз.

Порядок подачи документов и сроки

Приём документов в рамках целевой квоты осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и на прочие бюджетные места. При подаче заявления необходимо подать копию договора о целевом обучении с предприятием, который даёт вам право на участие в конкурсе на целевые места. Договор необходимо заключить до подачи заявления о приёме в приёмную комиссию.
Набор на целевое обучение в университет осуществляется на основе отдельного конкурса, и абитуриенты, претендующие на целевые места, зачисляются в университет раньше, чем лица, участвующие в общем конкурсе. Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу на целевые места, могут участвовать в общем конкурсе.

📚 Суть целевого обучения

Целевое обучение – система подготовки специалистов среднего профессионального и высшего образования, направляемых в учебные заведения предприятиями или иными организациями на основании договора целевого обучения.

Заказчиком обучения может быть орган госвласти, крупное ведомство, завод или просто частная компания. Его задача – материальное обеспечение процесса обучения. Взамен этого заказчик получает хорошо подготовленного специалиста того профиля, который ему требуется.

Студент, которого направляют на обучение, обязан по окончании отработать три года у работодателя-заказчика. Взамен он получает возможность по льготному конкурсу поступить в вуз, приобретает хорошее образование и материальное обеспечение в период обучения.

Какие экзамены необходимо сдавать?

Итак, вы уверены, что со всеми будущими трудностями и тестами справитесь, сейчас нужно решить какие экзамены сдавать. Как мы уже говорили чуть выше, что лучше всего информацию уточнять на сайте вуза. Но если такой возможности нет, то мы предложим вам типовые варианты ЕГЭ для всех популярных специальностей, а их всего три.

  1. «Правоохранительная деятельность». ЕГЭ и ДВИ: Русский язык.
  2. История.
  3. Обществознания.
  4. ДВИ: Дополнительное тестирование по обществознанию и сдача физических нормативов.
  • «Радиотехника». ЕГЭ и ДВИ:
      Математика профильная.
  • Физика.
  • Русский язык.
  • ДВИ: Сдача физических нормативов.
  • «Психология». ЕГЭ и ДВИ:
      Математика профильная.

    На кого учиться в вузах МВД

    Идти в эти учреждения образования можно не только за лейтенантскими погонами. Здесь можно изучить одну из следующих специальностей:

    1. Юриспруденция. Радиотехника (только в Воронеже).
    2. Судебная экспертиза.
    3. Правоохранительная деятельность (с разными специализациями: оперативно-розыскная или административная).
    4. Информационная безопасность.
    5. Защищенные системы связи.
    6. Психология.
    7. Экономика (правовые аспекты; безопасность).
    8. Налогообложение.
    9. Финансы и кредит.
    10. Социальная педагогика.
    11. Кинология.
    12. Управление.
    13. Национальная экономика.
    14. Менеджмент организации.
    15. Социальная работа.
    16. Пожарная безопасность.
    17. Мотострелковые подразделения.

    Как получить целевое направление в ВУЗ: пошаговая инструкция

    Тем, кто решил во что бы то ни стало получить целевое направление, предлагаем пошаговую инструкцию, как это сделать.

    Шаг 1. Выберите будущую профессию. Подойдите к этому шагу очень ответственно, ведь от него зависит ваша ближайшая жизнь на 6-9 лет. Правильный выбор гарантирует вам счастливые студенческие годы и позитивное начало карьеры. Тем, кто затрудняется с выбором, помогут специалисты по профориентации.

    Шаг 2. Попробуйте свою будущую профессию. Нередко наши представления о той или иной профессии оказываются далеки от реальности. Не пренебрегайте возможностью пройти краткосрочную «стажировку» на работе у родителей или родственников, посмотрите на выбранную сферу изнутри.

    Шаг 3. Определитесь с организацией, где вы хотели и могли бы работать после получения диплома. Информацию о квотах, организациях, с которыми взаимодействуют, вузы публикуют на своих сайтах – не ленитесь их изучать. Потенциальными работодателями могут стать представители следующих структур:

    • федеральное министерство или ведомство;
    • региональные органы государственной власти или муниципальные структуры;
    • юридические лица или индивидуальные предприниматели.

    Минусы учебы по целевому направлению

    • В качестве самого первого и самого главного недостатка большинство студентов отмечают отсутствие возможности самостоятельно выбрать работу после окончания вуза. Согласно условию заключенного договора, выпускник обязан после получения диплома вернуться в организацию, выдававшую направление, и проработать там как минимум 3 года. То есть, если студент, например, обучался в вузе крупного города и у него могли быть перспективы для трудоустройства там на престижной работе, ему все равно нужно будет вернуться в свой населенный пункт.
    • Еще одна особенность, которая является следствием предыдущей, — это неизвестность будущих условий работы. Возможно, что на предприятии, куда вы обязаны вернуться, низкий уровень оплаты труда, не совсем устраивающие вас условия состояния рабочего места, отсутствует карьерный рост и так далее.
    • В период обучения студент не может перевестись на другую специальность, если вдруг решит, что изначально выбранная его не устраивает.
    • Кроме того, если абитуриент собирается поступать по целевому направлению, он выбирает только организацию, которая сможет ему его предоставить, но выбрать конкретное учебное заведение он не может.
    • Бывают ситуации, когда абитуриент поступает по целевому направлению, учится и только потом понимает, что выбранный профиль подготовки не для него, будущая профессия уже не привлекает, но он еще должен отработать по ней несколько лет.
    • Еще один очень важный момент – если гражданин не исполняет свои обязательства, касающиеся освоения учебной программы или дальнейшего трудоустройства в организации, он будет обязан выплатить предприятию денежные средства, затраченные на его обучение.
    Читайте также:  Раздел V ГК РФ. Наследственное право (действующая редакция)

    Новые правила поступления в вузы России в 2021 году

    Февраль

    • Январь
    • Февраль
    • Март
    • Апрель
    • Май
    • Июнь
    • Июль
    • Август
    • Сентябрь
    • Октябрь
    • Ноябрь
    • Декабрь

    Как выяснили «Известия», правительство РФ дало положительный отзыв на законопроект депутатов Госдумы Александра Хинштейна, Василия Пискарева и Вячеслава Никонова о внесении изменений в ст. 71 закона «Об образовании в Российской Федерации». Документом предлагается предоставить преимущественное право зачисления в вузы, находящиеся в ведении МВД России и Росгвардии, детям сотрудников органов внутренних дел, контрактников в войсках национальной гвардии, стаж службы которых составляет 20 и более лет, а также бывших сотрудников, уволенных со службы в указанных органах.

    «Внесение предлагаемого изменения не повлияет на возможность поступления в данные образовательные организации иных лиц, поскольку указанное преимущественное право реализуется только при условии успешного прохождения детьми граждан указанных категорий вступительных испытаний и при прочих равных условиях», — говорится в отзыве правительства, который имеется в распоряжении «Известий».

    Во фракциях Госдумы законопроект готовы поддержать, но предлагают не ограничиваться детьми силовиков.

    — В комитете по образованию все депутаты этот законопроект поддержали, и думаю, что поддержат все фракции, так как предлагаемая льгота не очень большая. Чтобы ребенок получил преимущественное право, надо, чтобы его родитель отслужил более 20 лет. Это немало. Но у меня лично вопрос: кого мы поддерживаем этим законопроектом? Если династии в разных профессиях, то логично было бы предоставить такие возможности детям педагогов и медиков с таким же стажем, — заявил «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке, член фракции КПРФ Олег Смолин.

    Первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов также считает, что абсолютно правильная идея уравнять военные и силовые ведомства в правах.

    — Наши силовики испытывают не меньшую нагрузку, чем военные. Во-вторых, очевидно, что дети, которые воспитывались в военной семье, изначально лучше подготовлены к службе и понимают, что такое дисциплина, поэтому из них получаются хорошие военные, — пояснил «Известиям» парламентарий.

    Отказать в предоставлении целевого направления могут в следующих случаях:

    • если потенциальный студент демонстрирует низкий уровень успеваемости, что может вылиться в получение низкого балла по итоговой аттестации (в результате человек не преодолеет конкурс);
    • у него нет заинтересованности в том, чтобы продолжать взаимодействие с заказчиком своего обучения в последующем;
    • абитуриент не подходит под те ключевые требования, которые предъявляет к поступающим на обучение образовательное учреждение в случае наличия таковых.

    — Как вузы помогают в профориентации выпускников школ?

    Андрей Сакович: Пожалуй, на первом месте такая традиционная форма, как день открытых дверей, когда в университет приходят абитуриенты и их родители. В нашем вузе 83% обучающихся — ребята из регионов. Сегодня на день открытых дверей из разных уголков страны приезжают классами. За последние два года мы активизировали работу со школами, заключили 188 договоров о сотрудничестве. Стали широко использовать и для профориентации конференцию школьников «Первый шаг в науку». В этом году в ней приняли участие 580 человек! Очень популярна такая акция, как «Стань студентом на один день». В этом году в ней приняли участие 230 человек со всей Беларуси. Кафедры провели почти 30 мастер-классов: по изготовлению стекла, художественной керамики, целлюлозы, журналов и газет, по 3d-моделированию… Во время «марш-бросков» договариваемся с районными отделами образования о сотрудничестве: наши студенты дают концерт старшеклассникам, рассказывают о своей альма-матер и факультетах. Кстати, раньше технологический университет ассоциировали чаще с лесным хозяйством, сейчас же это уникальный вуз, где 7 факультетов с самыми разными специальностями. Есть и химический, и полиграфический, и IT-факультет, и дизайн мебели. Недавно начали работать с Национальным детским технопарком по двум направлениям — инженерная экология и биотехнология. Преподаватели, среди которых кандидаты наук, говорят, что приходят мотивированные ребята, многие из них хотят поступать в наш университет. По инженерной экологии открыта уже 4-я смена, по биотехнологии — 2-я. Конкурс составляет по 5-6 заявок на место.

    Читайте также:  Какие льготы положены военнослужащим и их семьям в 2023 году?

    Александр Маковчик: Недавно анализировали профориентационную работу, и оказалось, что в нее вовлечены более 20 тыс. школьников. У нас к ней комплексный подход. Проводим дни открытых дверей — и в онлайн-формате, и в аудиторном. Используем такой вариант, как «студент на один день», и здесь особую активность проявляют ученики педклассов. В этом году более 300 школьников побывали в нашем университете, встретились с ректором в актовом зале, где смогли задать ему любой вопрос. В стране более 500 профильных классов — свыше 5 тыс. учащихся, имеющих возможность ознакомиться с профессией изнутри. Они проводят пробные занятия с младшими школьниками по дисциплинам, которые выбирают для себя в качестве профильных. Ребята получают знания из области педагогики и психологии.

    К нам поступают абитуриенты с хорошим уровнем мотивации и пониманием того, чем будут заниматься в перспективе. На таких активных молодых людей мы во многом опираемся в образовательном процессе. Это и наш студенческий актив, и старосты групп, и профсоюзные лидеры. Надо искать возможность достучаться до молодежи. А кому она больше доверяет? Сверстникам! Потому студенты на практике получают задание: провести профориентационные мероприятия. Кроме того, наши учащиеся активно задействованы в рамках профориентационной работы во время патриотической акции «Звездный поход». Безусловно, нас приглашают и школы. Как инновацию могу отметить создание чата в Телеграм-канале «Профиль+» для обучающихся в профильных классах.

    — Что бы вы пожелали выпускникам, которым пришло время задуматься над выбором профессии?

    Андрей Сакович: Всегда говорю ребятам о том, что выбор специальности — это веление сердца. Профессиональная стезя — по сути, судьба, дальнейшее благосостояние, будущее семьи и детей.

    Александр Маковчик: Достичь успеха можно, только поверив в свои силы. Помимо развития в профессиональном плане, для самореализации нужно постоянно работать над собой, уметь преодолевать трудности, проявлять силу характера. И еще — верить в себя, что бы ни случилось.

    Ирина Старовойтова: Когда молодой человек выбирает профессию, он определяет себе старт, от которого действительно очень многое зависит в жизни. Находясь в начале пути, нужно понять, что приоритетно: каковы мотивы этого человека, целевые установки, какие он для себя определяет жизненные задачи. Никогда не ставьте на первое место материальный мотив. Пусть во главе угла будут ваши интересы, увлеченность. Целеустремленность, трудолюбие, уверенность в себе, оптимизм — эти качества не только помогут достичь профессиональных высот, но и сделают вас счастливым и успешным человеком.

    Что делать, когда найден работодатель

    Если на ваше заявление откликнулись и вопрос решился положительно, то в приемную комиссию выбранного учебного заведения необходимо будет принести трехсторонний договор, в котором буду указаны данные вашего будущего работодателя и количество лет, в течение которые вы будете обязаны отработать. Внимательное прочтение договора поможет избежать неприятных сюрпризов в виде жестких условий оплаты или отработки (например, встречались случаи, где в договоре о целевом направлении от предприятия значились и 10, и 12 лет обязательной работы).

    Кроме того, следует тщательно изучить пункты договора о правах абитуриента:

    • будет ли ему оказана социальная поддержка (стипендия, медицинское обслуживание),
    • как предлагается решить вопрос о предоставлении жилья (будет ли предоставлено общежитие).
    • Обратите внимание и на дату явки после окончания ВУЗа – на практике встречались случаи, когда в назначенную дату выпускник по забывчивости не явился в организацию для трудоустройства, что впоследствии стало причиной для судебного спора о взыскании расходов на его образование.

    В договоре должны быть указаны и уважительные причины невыполнения выпускником обязательства о трудоустройстве: его инвалидность или инвалидность близких (одного из родителей, супруга, ребенка), особые обстоятельства (ликвидация, банкротство предприятия и т.д.).

    Это серьезное повышение, — считает начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь Сергей Касперович. — Но столько ребят, которые решили поступать по целевому договору, может и не быть.

    Предположим, на педагогическую специальность выделено 30 бюджетных мест, из которых в соответствии с обновленным Кодексом об образовании на целевой прием имеют право отдать до 60 %, то есть максимум 18 мест. И в этом случае только 12 останется для тех, кто участвует в общем конкурсе. Соответственно, конкуренция среди них возрастет? Сергей Касперович считает, что реальная картина будет далеко не такой: возможности набора есть, но ни предприятия, ни абитуриенты этим по максимуму не пользуются.

    — Мы видим это из сложившейся практики, — говорит собеседник. — Не каждый наниматель готов заказать специалиста, спланировав свою кадровую потребность на несколько лет вперед.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Для любых предложений по сайту: pressa56@cp9.ru