Новые рекомендации по системам оплаты труда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые рекомендации по системам оплаты труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Основной частью заработной платы работников учреждений образования является оклад (ставка, должностной оклад), размер которого устанавливается руководителем учреждения по соответствующим профессионально-квалификационным группам с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации (п. 12 Положения N 1600 ).
Основная часть заработной платы
Приказ Минобрнауки России от 17.11.2008 N 1600 «Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности».
Напомним, что Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н. Например, должности работников учебно-вспомогательного персонала подразделены на два уровня: к первому относятся должности вожатого, помощника воспитателя, секретаря учебной части, ко второму — должности дежурного по режиму, младшего воспитателя, диспетчера образовательного учреждения, старшего дежурного по режиму.
Расчет по фиксированной ставке
Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. В тарификации фиксируют, сколько получают учителя начальных классов, предметники, педагогические и административные работники, младший обслуживающий персонал. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:
- за квалификационную категорию (максимум 1,15);
- за ведение трудовой деятельности в сельской местности;
- за обучение сирот;
- за работу с детьми с ограниченными возможностями;
- за наличие в классе учащихся с девиантным поведением.

Системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях делится на:
1. Повышение мотивации специалистов к качественному результату труда;
2. Создание условий для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров;
3. Учет особенностей труда отдельных категорий педагогических работников в зависимости от степени ответственности и напряженности работы;
4. Систематизацию выплат, входящих в заработную плату работников, усиление их стимулирующего воздействия. Увеличение гарантированной части в структуре заработной платы.
Особенностью новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений является установление зависимости заработной платы от качества и интенсивности труда, в том числе от количества обучающихся, а также участие органов самоуправления общеобразовательных учреждений в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.
При оплате труда учителя по новой системе учитываются все виды деятельности, а не только аудиторная нагрузка.
Модель системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений разработана на основе опыта регионов, внедряющих новые системы оплаты труда работников образования, и позволяет обеспечить единство подходов к оплате труда работников образовательных учреждений различных типов и видов.
Формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных учреждений осуществляется с учетом:
1. Базовых ставок заработной платы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. До принятия Правительством Российской Федерации размер базовой ставки устанавливается Правительством отдельно взятой области или региона;
2. Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
3. Государственных гарантий по оплате труда;
4. Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
5. Создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании общеобразовательного учреждения;
6. Создания условий для направления средств, полученных от сокращения избыточной численности, в распоряжение общеобразовательного учреждения, не допуская их изъятия или зачета в объеме финансирования учреждения.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений устанавливаются:
– коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в государственных общеобразовательных учреждениях;
– коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления – в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Кроме того, педагогическим работникам устанавливают профессиональные стандарты, которым они должны соответствовать.
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.
Для педагогических работников сохранены имеющиеся у них в настоящее время права и свободы, в том числе:
— свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
— свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
— право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания;
— на выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания;
— на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
— право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, право доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности;
— на участие в управлении образовательной организацией;
— на объединение в общественные профессиональные организации, на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников и др.
Для педагогических работников сохраняются и имеющиеся трудовые права и соцгарантии, в т.ч. такие как право на:
— сокращенную рабочую неделю;
— ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
— длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— предоставление педагогическим работникам вне очереди жилых помещений по договорам социального найма;
— право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
— иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается;
— учебная (преподавательская), воспитательная работа;
— индивидуальная работа с обучающимися;
— научная, творческая и исследовательская работа;
— другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (повышение квалификации) за счет средств работодателя раз в три года.
Педагогический работник, обладая определенными правами, несет и обязанности. Он должен осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни. При этом он обязан:
— применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
— учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуя при необходимости с медицинскими организациями;
— соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики;
— уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
Педагогический работник также обязан систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, медосмотры (при поступлении на работу, периодические, внеочередные), обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, соблюдать устав, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты образовательной организации.
НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.
При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.
НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.
Вопрос: Как изменить положение об оплате труда (иной локальный нормативный акт об оплате труда) в связи с переходом на новую систему оплаты труда? Посмотреть ответ
Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.
Принципы НСОТ в образовательной сфере
Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.
- Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
- С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
- Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
- В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
- Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.
Как внести изменения в трудовые договоры с работниками, если они согласны перейти на новую систему оплаты труда?
Сущность и структура оплаты труда
Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи. Заработная плата и начисления на нее являются важными элементами себестоимости и цены товаров (услуг).
В рыночной экономике заработная плата выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, а также работодателей и государства в целом. Нахождение взаимовыгодного механизма реализации и соблюдение интересов указанного трехстороннего партнерства является одним из основных условий развития производства.
Структура оплаты труда позволяет определить, какие составляющие элементы входят в оплату труда работника, в каких статьях себестоимости и прибыли они отражаются, каков удельный вес конкретного элемента в общей величине заработной платы. Структура оплаты труда в процентном отношении весьма специфична для различных регионов России, отраслей народного хозяйства и конкретных типов предприятий и организаций. Различают основную и дополнительную оплату труда.

Дополнительно о требованиях: кто может работать педагогом?
Если гражданин планирует работать учителем, то он должен выполнить следующие условия:
- Получить образование, высшее или среднее.
- Отвечать требованиям по квалификации, которые указаны в специальных справочниках либо профессиональных стандартах.
Но иногда образовательный ценз имеется, а до работы сотрудника всё равно запрещено допускать. Обычно это связано с такими ситуациями:
- Есть заболевания, мешающие вести нормальный образ жизни.
- Получение статуса недееспособного лица в порядке, установленном на федеральном уровне.
- Тяжкие, особо тяжкие преступления с неснятой, непогашенной судимостью.
- С судимостью в прошлом либо те, кого подвергали уголовному преследованию. Особенно – за преступления против личности и её свободы, половой неприкосновенности, семьи и семейных ценностей.
- Когда есть решение суда, которое лишает права заниматься именно педагогической работой.
Новая система начисления з/п оказалась эффективной больше в теории, чем на практике!
Именно по этой причине она до сих пор дорабатывается. Причина в том, что постоянно обнаруживаются разные «подводные камни».
Согласно теории, средства, направленные из бюджета и сэкономленные руководством, должны быть переведены на стимулирующую долю. На практике же получается, что недобросовестные руководители приобрели для себя возможность бесконтрольно увеличивать размер собственной з/п.
Если руководитель не отличается добросовестностью, начислить себе завышенную сумму не составит труда. Как показала практика, пойти можно одним из двух путей:
- Уменьшить объем услуг, которые оказывает учреждение, снижая тем самым общее качество образовательной деятельности;
- Манипулирование базовой частью средств. Например, устанавливает директорский оклад, сделав его выше среднего. Данный шаг обосновывается установкой для работников на 1,5 ставки.
НСОТ сегодня невольно поставила руководителей учреждений и сотрудников в позицию обычных партнеров по бизнесу, у которых присутствуют противоборствующие интересы. Это автоматически создает определенную социальную напряженность.
Именно в этом направлении работают государственные власти, постоянно совершенствуют НСОТ бюджетникам.

Оплата труда работников образовательных организаций
Оплата труда включает разработку положений об оплате труда и премировании работников, выплат работникам на основании этих положений, само вознаграждение, плату в денежной и/или натуральной (возможно до 20%) формах. Это важная часть многовекторных производственных отношений.
Реализация Постановления Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС» привела к учреждению и многолетнему использованию Единой тарифной системы, в том числе и для образовательных организаций [подробнее см. 8, гл. 9].
Единая тарифная сетка — универсальная для многих отраслей народного хозяйства нашей страны система разделения работников по квалификационным разрядам, с соответствующими тарифными ставками по оплате труда.
По ЕТС тарифицировались рабочие (с 1-го по 8-й разряды, в исключительных случаях до 10-го), специалисты и руководители (со 2-го по 18-й разряды). Тарифная сетка первого разряда равнялась минимальному размеру заработной платы, который периодически повышался.
Тарифная ставка 18-го разряда превышала ставку 1-го разряда сначала в 4,5, а позже в 10,07 раза. После апробации во второй половины 80-х гг. XX в. в отраслях материального производства ЕТС стала распространяться и на бюджетные организации, включая образование.
Широкое внедрение ЕТС способствовало упорядочению дифференциации в уровне заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников, созданию механизма поддержания этих соотношений не только в производственной, но и в непроизводственной сферах.
Организация оплаты труда в различных отраслях народного хозяйства (за исключением госслужбы) на основе ЕТС унифицировала формирование тарифной части заработной платы. Отраслевые доплаты, надбавки, премии и др. представляли стимулирующую часть, во многом зависящую от конкретных условий работы и результатов труда самих исполнителей.
Такая организация заработной платы исходила не только из многовекового российского опыта, но и приближалась к практике многих стран. Напомним, что Петр 117 января 1722 г. утвердил основной закон государственной службы Российской империи — «Табель о рангах», который готовился в течение 3 лет.
На его основе статские (т.е. штатские, гражданские), военные и придворные (читай — гос- служба) чины делились на 14 классов, высшим был первый. Первому классу в гражданской иерархии (др.-греч. — священный + власть) соответствовал чин канцлера (нем.
kanzler— министр, глава правительства), 14-му — чин коллежского регистратора. В США в 1978 г. при президенте Д. Картере принят закон, положивший начало серьезной административной реформе.
Среди мер, надолго определивших суть этих изменений, признаны разделение работников на 23 класса и 10-разрядная тарифная сетка. Подобную практику используют многие государства.
Оплата труда работников образовательных организаций, учрежденных местными органами власти, имеет много общего.
Речь идет об образовательных организациях, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, а также о детско-юношеских спортивных, художественных и других школах.
Заработная плата работников и начисления на нее являются самыми существенными статьями текущих расходов образовательных организаций. Фонд оплаты труда утверждается главным распорядителем бюджетных средств на финансовый год. Заработная плата работников образовательных организаций имеет следующую структуру (рис. 6.4).
Рис. 6.4
Основная заработная плата — вознаграждение по окладам, тарифным ставкам, расценкам. В образовательных организациях в качестве выплат компенсационного характера используются следующие доплаты:
- • за совмещение должностей (профессий);
- • за расширение зон обслуживания, в том числе за выполнение обязанностей кураторов групп, заместителей деканов и др.;
- • за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от выполнения своих должностных обязанностей;
- • за увеличение объема работ сверх предусмотренного договором;
- • за работу в выходные и праздничные дни;
- • за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (работы различной квалификации, в ненормальных санитарно-гигиенических условиях и др.). Доплата — до 30% должностного оклада, включая работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
- • за работу с секретными документами и шифрами;
- • за работу в ночное время (доплата до 35% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время — с 22 до 6 часов);
- • работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и/ или опасными условиями труда (доплата до 24% оклада);
- • доплаты по районному коэффициенту и другие компенсационные выплаты, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами.
Объем средств на компенсационные выплаты в составе фонда оплаты труда устанавливает главный распорядитель бюджетных средств, исходя из особенностей деятельности образовательной организации. Компенсационные выплаты не образуют новые оклады и не учитываются при исчислении стимулирующих и иных выплат, установленных в процентах к окладу.
Выплаты стимулирующего характера сориентированы на мотивацию работников в повышении результативности профессиональной деятельности. Показателями при этом могут быть:
- • внедрение инновационных технологий в образовательную, научную деятельность, эксплуатационное и хозяйственное обслуживание организации, в управление, финансово-экономическую и другую деятельность;
- • качественное выполнение работниками особо важных методических, программных, дополнительных, инициативных работ в различных направлениях деятельности образовательной организации;
- • завершение научных исследований, экспериментов с получением результатов, имеющих важное социально-экономическое значение;
- • выполнение и перевыполнение основных заданий в отчетном периоде в соответствии с положением об оплате труда и премировании работников;
- • конечные высокие результаты работы подразделения либо организации в целом. Чаще отчетным периодом при этом является не месяц (как для других выплат), а квартал, полугодие или учебный, хозяйственный год;
- • непрерывная длительная работа, выслуга лет;
- • интенсивность труда работников в связи с крупными изменениями в воспитательной, учебной, научной работе, в эксплуатационном, хозяйственном обслуживании и других направлениях деятельности организации;
- • достижение обучающимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом;
- • подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций, смотров, соревнований различного уровня;
- • подготовка и проведение внеклассных, внеаудиторных мероприятий по профилактике вредных привычек;
- • другие качественные и количественные показатели, достигнутые работниками и приведшие к значительному совершенствованию уставной деятельности образовательной организации, к росту ее авторитета.
В зависимости от специфики образовательной организации, ее структурных подразделений, целей и задач уставной деятельности, должности работника, временного периода и других переменных приведенные общие показатели для выплат стимулирующего характера существенно детализируются. Они устанавливаются в процентах к окладу или абсолютно на различные сроки — от месяца и более в пределах 20-40% фонда оплаты труда.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются по решению учредителя с учетом выполнения задания из расчета до 5% показателей по оплате труда, предусмотренных планом финансовохозяйственной деятельности образовательной организации.
Указанные выплаты устанавливаются по результатам мониторинга и оценки деятельности работников, проводимых на основании утвержденных критериев и показателей.
Такие оценки формируются с участием советов трудовых коллективов, профсоюзных комитетов по представлению руководителей организации и ее подразделений. Этому предшествует внутренний контроль и оценочные листы работников.
Оценочные листы деятельности работников содержат информацию о: критериях деятельности работников; количестве баллов по каждому критерию, показателю; самооценке работника; оценке администрации (см. ниже).
Непременным условием премирования является добросовестное выполнение работником должностных обязанностей. При наличии средств работники могут быть премированы в следующих случаях:
- • награждение нагрудными знаками федерального и других уровней;
- • награждение государственными, региональными и местными наградами;
- • в связи с Днем учителя;
- • в связи с праздниками и юбилеями;
- • увольнение в связи с уходом на пенсию;
- • прекращение трудового договора в связи с признанием работника неспособным к труду по медицинским заключениям. Дополнительная заработная плата — выплаты за непроработанное
время, предусмотренные законодательством — оплата очередных, учебных, декретных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов работающих подростков, выходное пособие при увольнении и др.
Материальная помощь выплачивается по письменному заявлению эпизодически для социально-экономической поддержки работников (или семей) в их особых ситуациях: свадьба, юбилей; приобретение лекарств, оплата лечения, операций; аварии, травмы, пожар, гибель имущества и др.
На основании ст. 144 ТК РФ [9] работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки с учетом мнения представительного органа работников.
Указанные системы чаще представляются в коллективном договоре.
При этом следует знать, что установленные в организации условия оплаты труда не могут быть ухудшены по сравнению с предусмотренными законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 135 ТК РФ).
Процедурные вопросы оплаты труда и премирования излагаются в соответствующих положениях, утвержденных руководителями образовательных организаций и согласованных с профсоюзными комитетами. Такие положения индивидуальны, но, как правило, содержат:
- • общую часть, где указываются правовые основы оплаты труда и премирования, на кого положение распространяется, порядок принятия и др.;
- • финансовое обеспечение оплаты труда и премирования работников;
- • показатели, условия, состав, размеры оплаты и премирования, периоды, сроки выплаты заработной платы по группам персонала и профессиям;
- • выплаты компенсационного характера;
- • выплаты стимулирующего характера;
- • условия оплаты труда руководителей, заместителей и главного бухгалтера;
- • другую информацию (оплата совместителей, оказание материальной помощи, оплата труда библиотечных, медицинских и других работников).
При расчетах потребного финансирования на оплату труда работников образовательных организаций, определении численности персонала, формировании его должностных обязанностей и решении других вопросов широко используются различные экономические нормы и нормативы (см. 4.3).
5.1 В каких случаях можно обращаться в Роструд?
Ответ: В случае, если работник считает, что его трудовые права нарушены, то он может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя для получения консультации по вопросу соблюдения трудовых прав или проведения контрольно-надзорных мероприятий (электронный сервис «Онлайнинспекция.рф»).
5.2 В каких случаях перенаправляются обращения в Роструд?
Ответ: В случае жалоб на нарушения трудовых прав работников по результатам работы с обращениями граждан Минкультуры России обращение может быть направлено в Федеральную службу по труду и занятости для проведения контрольно-надзорных мероприятий и направления ответа заявителю в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н.
5.3 Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы по труду и занятости?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324 (далее – Положение), Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда.
Согласно пункту 4 Положения Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы – государственные инспекции труда.
В соответствии со статьей 361 Трудового кодекса Российской Федерации решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 113 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2012 № 354н, жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности. Жалобы на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица в территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости рассматриваются руководителем территориального органа (его заместителем). Жалобы на действия (бездействие) и решения руководителя территориального органа Федеральной службы по труду и занятости (его заместителя) рассматриваются в Федеральной службе по труду и занятости должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение жалоб. Жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалоб в Федеральной службе по труду и занятости, рассматриваются её руководителем – главным государственным инспектором труда Российской Федерации. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы только в суде.
Могут ли оклады и зарплаты бюджетных работников (врачей и педагогов) оставаться без индексации в течение нескольких лет?
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Другие работодатели делают это в порядке, предусмотренном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Большинство школ относятся к государственным или муниципальным организациям, поэтому должны руководствоваться имеющимися в конкретном регионе и на уровне всей Российской Федерации документами. Вместе с тем особенности этого процесса разнятся от региона к региону с точки зрения позиции профильных региональных министерств и департаментов.
Очевидно, что основу правового института индексации составляет Трудовой кодекс Российской Федерации и, главное, статья 134. Но практические показатели индексации на общефедеральном уровне зафиксированы в Указах Президента РФ от 07.05.2021 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В частности, в Указе № 597 зафиксированы следующие показатели, относящиеся к системе образования:
- доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;
- доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
- доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Учительские зарплаты в вакансиях за октябрь 2021 года
Сейчас зарплата каждого учителя индивидуальна, так как слишком много факторов влияет на ее размер: категория, стаж, количество учебных часов, регион, состав класса, наличие «олимпиадников», классное руководство и прочее.
Зарплата педагога складывается из следующих частей:
- базовая — учитывается количество учебных часов, категория учителя, подготовка к занятиям (проверка тетрадей);
- стимулирующие надбавки — за подготовку «олимпиадников», стаж, использование новых технологий;
- надбавка за классное руководство (5000 рублей);
- компенсации — за работу с детьми-инвалидами, работу в условиях Крайнего Севера, в сельской местности (компенсируются коммунальные платежи);
- премии — зависят от образовательного учреждения.