Техосмотр с 1 марта: как пройти и как будут штрафовать?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр с 1 марта: как пройти и как будут штрафовать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Диагностическая карта, выданная станцией на которой проводился техосмотр, является подтверждением факта выполнения этой станцией контрольно-диагностических работ и при наличии в указанной карте соответствующей отметки – основанием для выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
Наклейка на лобовое стекло о прохождении техосмотра
Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в виде наклейки, которая размещалась в правом нижнем углу ветрового стекла транспортного средства по ходу его движения, в настоящее время при прохождении техосмотра не выдается, соответственно, клеить на стекло ничего не надо.
В соответствии с подпунктом 12.1.3 пункта 12 ПДД в редакции Указа №492 в перечень документов, который водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ внесено разрешение на допуск ТС к дорожному движению. Разрешение, выданное на допуск к участию в дорожном движении прицепа (полуприцепа), мотоцикла, автомобиля хранится у владельца.
Как часто нужно проходить?
Если возраст транспортного средства не превышает 10 лет, а масса не выше 750 кг, то проходить диагностику нужно 1 раз в 2 года. Сюда относятся легковые автомобили, прицепы, мототехника.
Если же автомобилю более 10 лет, а масса не превышает 750 кг, то 1 раз в год. Актуально как для легковых автомобилей, так и для тягачей, грузовиков, прицепов.
Это правило распространяется только на те случаи, когда вы не используете свое транспортное средство для коммерческих перевозок людей или опасных грузов. В противном случае вы должны проходить техосмотр каждые 6 месяцев.
Полезная информация для счастливых обладателей новых автомобилей, или чей срок выпуска не превышает 2 года: проходить диагностику (линию) вам не нужно. Достаточно лишь оплатить транспортный налог, приехать на станцию, показать аптечку, огнетушитель, знак и кататься в свое удовольствие.
Важно: если вы только что зарегистрировали свое транспортное средство, то у вас есть 10 дней для прохождения техосмотра на одной из станций Беларуси. Разумеется, если автомобиль не новый и подлежит обязательной диагностике.
Какие документы нужны:
- паспорт;
- водительское удостоверение;
- технический паспорт транспортного средства;
- оплаченный сертификат (вместо наклейки на лобовое стекло);
- страховой полис.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Как пройти техосмотр автомобиля. Пошаговая инструкция
Периодичность проведения технического осмотра транспортного средства зависит от сроков, установленных в выданном ранее сертификате. Частота техосмотра зависит от типа автомобиля:
- каждые 6 месяцев проходят проверку легковые машины, микроавтобусы, минивэны, автобусы и прочий транспорт, рассчитанный на восемь и более мест, без учета водительского, используемый для коммерческой перевозки пассажиров, а также грузовые авто, используемые для транспортировки опасных грузов, легковые авто возрастом более пяти лет, задействованные в обучении вождению;
- каждый год проводится техническая проверка авто легкового, грузового транспорта, тягачей, прицепов с неустановленным годом выпуска и возрастом более 10 лет, массой не более 0.75 тонн;
- раз в два года проверяют транспортные средства и прицепы массой менее 0.75 тонн, а также квадроциклы, мототранспорт возрастом менее 10 лет, кроме транспорта, который должен проходить осмотр ежегодно.
Стоит отметить, что при покупке автотранспорта в течение первых 10 дней после его регистрации следует пройти технический осмотр. Если авто было выпущено менее 2-х лет назад, диагностика необязательна, в этом случае достаточно получить разрешение к участию автомобиля в дорожном движении. Документ также следует получить в десятидневный срок после регистрации.
Просроченный или не пройденный техосмотр означает, что авто не имеет допуска к участию в дорожном движении. В таком случае владелец авто будет оштрафован. Размер штрафа зависит от того, сколько раз подобное нарушение было допущено:
- если транспорт не прошел техосмотр однократно, то штраф составит 1 – 3 базовых величин, что составит примерно 29 – 87 рублей, возможно наказание будет ограничено предупреждением;
- при повторном нарушении наказание ужесточается, взыскание составит 2 – 5 базовых величин, при каждом последующем нарушении размер штрафа будет увеличиваться.
Штраф уплачивается на месте либо переводится в течение одного месяца на расчетный счет в банке, также можно использовать систему расчетов ЕРИП (Единое расчетное и информационное пространство) .
Владельцы авто задаются вопросом: при смене владельца авто, переносится ли также и отметка о прохождении техосмотра. Для того чтобы перенести техосмотр новому собственнику потребуется обратиться в любую диагностическую станцию и принести документы:
- наклейку с разрешительным номером, ее можно найти на лобовом стекле;
- написать и подать заявление о переносе, заявление пишется согласно установленному образцу, с которым можно ознакомиться на официальном сайте «Белтехосмотр»;
- паспорт нового собственника;
- квитанцию, подтверждающую факт оплаты услуги.
Услуга обойдется в 8.94 руб., новый сертификат будет стоить 7.65 руб
Для прохождения технического осмотра необходимо представить соответствующие документы. В список входит:
- действующее водительское удостоверение, данный документ подлежит замене через каждые 10 лет, а также при смене паспорта или фамилии, также потребуется талон;
- медсправка с действительным сроком действия;
- техпаспорт, свидетельство о прохождении регистрации авто;
- сертификат с прошлым результатом прохождения государственного технического осмотра, в этот документ будет внесена новая информация;
- страховка с действующим сроком, этот документ необходим, поскольку страхование транспортного средства в Беларуси является обязательным условием;
- квитанция о проведении оплаты за прохождение технического осмотра;
- квитанция, подтверждающая факт оплаты государственной пошлины, однако в данный момент оплата налога не привязана к прохождению техосмотра.
Для некоторых авто потребуется представить дополнительную документацию. К примеру, если машина оснащена спутниковой связью, нужно разрешение на ее применение. Если в авто присутствует газовое оборудование, нужен акт проверки баллонов с газом.
Диагностическая карта выдается станцией, которая проводила проверку. Данный документ подтверждает факт проведения контрольно-диагностических функций. В карте присутствует отметка о техсостоянии машины, на основе этой отметки будет выдано разрешение на допуск автомобиля к участию в дорожном движении.
Транспорт и все необходимые документы будут выданы не позже 20 дней после того, как был произведен технический осмотр. За этот период будут проведены следующие функции:
- проверена документация, не были ли внесены изменения;
- сверены регистрационные данные и знаки авто с показаниями, представленными в документах;
- транспортное средство будет зарегистрировано, оформлено разрешение к участию в дорожном движении.
К моменту получения допуска владельцу авто нужно принести диагностическую карту, собственное водительское удостоверение, технический паспорт, документы, подтверждающие факт страховки транспорта, квитанции об оплате.
Ездить с одной диагностической картой нельзя, даже если автомобиль прошел техосмотр. У водителя на руках обязательно должен быть допуск. Разрешение на допуск к участию авто в дорожном движении, представлено в виде наклейки на нижнем углу ветрового стекла.
Для того, чтобы стопроцентно попасть на линию станции техосмотра, необходимо предварительно записаться. Это можно сделать как «по старинке» – по телефону, так и воспользовавшись онлайн-бронированием. Через интернет можно записаться в системе онлайн-сервиса zapros.by или на официальном сайте предприятия «Белтехосмотр».
Белорусы теряют интерес
В прошлом году по известным всем причинам у белорусов проснулся интерес к техосмотру. Напомним, что с 1 января 2021 года “отвязали” госпошлину от техосмотра, а с 1 марта 2021-го стала возможной рассылка “писем счастья” за непройденный ТО. Однако после ажиотажа в январе – марте прошлого года уже с апреля белорусы стали терять интерес к ТО. В связи с этим УП “Белтехосмотр” направило в адрес Министерства транспорта и коммуникаций РБ и МВД предложения об активизации работы.
Всего в 2021 году техосмотр в Беларуси прошло на 119,3% больше транспортных средств, чем в 2020-м. Было выдано 1.592.354 разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. 85,2% всех разрешений – физлицам (1.356.797 разрешений).
Напомним, управление ТС, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении, если собственником такого ТС является физическое лицо, влечет наложение штрафа в размере до трех базовых величин (с января 2022 – 96 рублей).
Какие этапы проверки проходит ТС
При проведении техосмотра автомобиля работы проводятся в 2 этапа: на первой стадии эксперт делает визуальный осмотр основных компонентов транспорта, а на второй проходят процедуры с использованием специального диагностического оборудования (стендов).
Что проверяют при визуальном техосмотре автомобиля интересует владельцев не меньше стендового анализа, поскольку именно на этом этапе нередко возникают причины для отказа в разрешении на последующую эксплуатацию ТС.
Процедура включает в себя следующие этапы:
- Соответствие автомобиля заводской комплектации. На транспортном средстве должны быть установлены все узлы, которые предусмотрены технической книжкой конкретной модели. В 2018 году законодательство чётко оговаривает, что нельзя оборудовать машину частями от других моделей и марок, например, сидения на ВАЗ от иномарки или более удобное рулевое колесо.
- Наличие ремней безопасности, а также отсутствие повреждений на них. Запрещено, снимать указанные средства безопасности и ставить заглушки на места их фиксации.
- Присутствие аптечки. Несмотря на то что законодательно наличие медицинского атрибута перестало быть критичным его присутствие по-прежнему рекомендовано.
- Наличие огнетушителя, который соответствует нормам. Это означает, что средство пожарной безопасности должно не только присутствовать, но и быть заправленным. Каждые 2 года агрегат нужно возить на дозаправку и перепломбировку в специализированных учреждениях, с внесением соответствующей отметки на наклейке.
- Укомплектованность автомобиля запасным колесом в состоянии пригодном для экстренной эксплуатации.
- Размещение в машине знаков аварийной остановки, соответствующих последнему утверждённому компетентными органами образцу.
- Комплектность, работоспособность и соответствие всех осветительных приборов. Автомобилистам запрещено устанавливать фары, поворотные и тормозные огни тех типов, которые не предусмотрены заводом производителем, а также наклеивать на них популярные элементы апгрейда (реснички, кошачий глаз и прочее).
- Проверка работоспособности звукового сигнала. Несмотря на то что без уважительной причины использовать устройство нельзя, оно должно быть исправно на случай чрезвычайной ситуации на дороге.
- На моделях, которые предполагают возможности буксировки проверяется наличие и исправность тягово-прицепного устройства.
- Комплектность зеркал заднего вида, правильность их установки и отсутствие модификаций.
- Исправность замков и блокирующих систем на дверях, багажнике и капоте транспортного средства.
- Соответствие количества техжидкостей, требуемого для безаварийной эксплуатации.
- Проверка стёкол. В ходе осмотра специалист делает заключение о том, допустима ли применяемая тонировка (если она выполнена) значение светопропускной способности не может превышать 70% для всех стёкол и 75% для лобового. А также не допускается наличие видимых физических повреждений лобовика по водительской стороне, которое может препятствовать обзорности и вызвать ДТП.
- Наличие и исправность солнцезащитных козырьков и брызговиков.
- Правильность установки номерного знака на автомобиле и его соответствие государственным стандартам. Некоторые автолюбители заказывают в коммерческих компаниях дубликаты с корректировками внешнего вида элемента, что также запрещается правилами дорожного движения.
- Размещение на транспортном средстве наклеек с предупреждениями. При использовании шипованной резины должен быть установлен предупреждающий треугольник с буквой «Ш» внутри, и восклицательный знак в такой же огранке при эксплуатации машины водителям со стажем менее 2 лет.
- Отсутствие лишних оповещений. Букву «У» разрешается применять только на специальных учебных автомобилях, а излюбленная «Туфелька», вообще, считается недопустимым предупреждением на автомобиле.
Срок действия техосмотра в Беларуси на 2020 год
Вспомните дату — когда было последнее прохождение техосмотра? После нее должно пройти:
- 6 месяцев — если у вас автобус или другое автосредство для пассажирских перевозок, где больше чем 8 сидячих мест, кроме водительского, легковое авто для коммерческих перевозок людей, ТС для транспортировки опасного груза;
- 12 месяцев — если вы водитель грузовика, тягача, седельного тягача, прицепа, легковой машины, выпущенного более десяти лет назад, специальной легковой машины, любого ТС с неизвестным годом выхода;
- 24 месяца — если вы ездите на легковом авто или прицепе, выпущенных менее десяти лет назад (год выпуска включительно), квадроцикле, мотоцикле или мопеде.

Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2023 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Тип транспортного средства | Кому принадлежит? | Год выпуска ТС | Как часто нужно проходить техосмотр? |
---|---|---|---|
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.
Как часто нужно проходить техосмотр?
Если возраст транспортного средства не превышает 10 лет, а масса не выше 750 кг, то проходить диагностику нужно 1 раз в 2 года. Это касается легковых автомобилей, прицепов, мототехники.
Если автомобилю более 10 лет, а масса не превышает 750 кг, диагностика требуется 1 раз в год. Это актуально как для легковых автомобилей, так и для тягачей, грузовиков, прицепов.
Обладателям новых автомобилей или машин, чей срок выпуска не превышает 2 года, проходить диагностику на станции не нужно. Достаточно лишь, приехав туда, предъявить аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки.
Важно!!! После регистрации транспортного средства владелец обязан пройти техосмотр в течение 10 дней.
Размеры штрафов и стоимость ТО
Штрафы за нарушение правил дорожного движения в Беларуси привязаны к базовой величине. В 2018 году ее размер изменился. Теперь одна базовая величина равна 24.5 белорусских рублей.
При этом сам размер штрафа остался прежним. Первое задержание водителя автомобиля или скутера без диагностической карты обойдется в 1 – 3 базовых величин. При пересчете в рубли это от 24.5 до 73.5 рублей. Водитель, раскаивающийся в своем проступке и признающий вину, скорее всего, отделается минимальным штрафом.
Второе и каждое последующее задержание будет штрафоваться в размере от 2 до 5 базовых величин. В рублевом выражении это составит от 49 до 122.5
Как и ранее за отсутствие наклейки на ветровом стекле штраф не взимается, главное чтобы отметка о ТО была, и водитель мог ее предъявить.
Произошли изменения и в стоимости техосмотра. Она включает оплату сертификата о его прохождении. Цена бланка – 0.3 базовой величины. Ее рублевое выражение выросло и составляет 7.35 рублей. Сама же стоимость техосмотра никогда фиксированной не была. Она различается по всей территории страны. Самый дешевый осмотр можно пройти в Гродно. Здесь его цена начинается от 18 – 19 рублей. Чуть выше тариф в столице РБ – от 20 рублей. Гомель и Брест, наоборот, бьют рекорды самой высокой цены.
Ситуация на текущий момент
По заявлению представителей ФАС в стране сложилась сложная ситуация с ценами на услуги пунктов технического осмотра. Отсутствие единой нормативной базы, регламентирующей ценообразование, привело к определенным проблемам.
- Несоразмерное повышение цен. Некоторые пункты технического осмотра повышают стоимость работ путем навязывания дополнительных услуг. Это обусловлено коммерческой составляющей: высокая посещаемость пункта позволяет добавлять новые продукты с целью увеличения прибыли.
- Полное отсутствие индексации. Обновления тарифов в ряде регионов не наблюдалось с 2012 года. В результате пункты осмотра не могли компенсировать издержки за счет прибыли.
Новая методика позволит преодолеть обозначенные проблемы, внесет порядок на рынок услуг по техническому осмотру.

Где пройти технический осмотр согласно новым правилам
Для прохождения технического осмотра обратитесь в компанию «ДокАвто». Мы предлагаем выгодные условия сотрудничества всем категориям клиентов.
- Справедливые цены. Стоимость услуг не обременена сборами и комиссиями, соответствует государственным нормативам.
- Работа с любыми заказчиками. Воспользоваться помощью компании могут частные лица, коммерческие организации и государственные учреждения.
- Профессиональный подход. Проверку транспортных средств осуществляют компетентные специалисты. Они учитывают параметры эксплуатации транспорта, требования отраслевых нормативов и конструктивные особенности техники.
- Качественное оснащение. Пункты осмотра укомплектованы поверенным оборудованием, принимают легковые автомобили, мотоциклы и специализированную технику.
- Удобное расположение. Проверить транспортное средство можно в различных частях города. Обилие пунктов осмотра позволяет рационально использовать время, выбрав ближайший из них.
Информацию по организации и прохождению процедуры технического осмотра предоставляют штатные консультанты. Они расскажут, как подготовиться к мероприятию, сообщат о действующих ценах, ответят на имеющиеся вопросы.
Для общения со специалистами воспользуйтесь телефоном или функционалом сайта.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Документы и подтвержденность
В нововведениях истекающего года были две приятные особенности, которые сохранятся и с наступлением нового временного периода. Появление новых правил освободило владельца ТС от необходимости демонстрировать на диагностической станции медицинскую справку. Теперь не будет проверяться и прошлогоднее свидетельство о прохождении диагностики, а ранее такой документ фигурировал в списке и мог служить камнем преткновения для водителя, который от этого увиливал. В 2022 можно не демонстрировать справку за предыдущий год, если на руках имеется новый сертификат, выданный после прохождения диагностики.
Однако необходимо свериться со списком официальных бумаг, собираясь на прохождение автодиагностики.
Потребуются в обязательном порядке:
- паспорт владельца и его водительское удостоверение;
- техпаспорт автомобиля;
- медсправка и прошлогодний сертификат отменены;
- страховой полис;
- оплаченный талончик (8,7 белорусских рублей).
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Новый формат диагностических карт: нужно ли менять старую карту?
Также с 1 марта 2021 года автовладельцы могут получить диагностические карты ТО в электронном виде. Карта будет оформляться всё в той же системе ЕАИСТО и храниться не менее пяти лет. Дополнительно оплачивать электронную версию диагностической карты автолюбителям не нужно.
Введение новых правил вовсе не сигнализирует о полном отказе от бумажных диагностических карт. При желании автовладелец имеет полное право получить у оператора технического осмотра бумажную версию диагностической карты. Она должна быть заверена подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра.
Таким образом менять бумажную диагностическую карту на электронную не нужно. Оба формата являются действительными.
Итак, процедура техосмотра вновь стала обязательной для всех видов транспорта, за исключением ТС легче 3,5 тонн и выпуском до 3-х лет. Проводить оценку технического состояния водитель вправе только на СТО аккредитованного оператора и с установленной законом периодичностью. Стоимость услуг эксперта регулируется нормативной базой региона.
Законом установлен перечень, состоящий из двух необходимых бланков, обязательных для предъявления на станцию техосмотра:
- паспорт или иной документ для подтверждения личности заявителя;
- свидетельство ТС или его паспорт.